» »

GSC Game World: «Мы не закладываем политические идеи в наш новый проект. GSC Game World: «Мы не закладываем политические идеи в наш новый проект Король умер, да здравствует король

20.09.2024

В феврале 1999 года на выставке Millia, проходящей в Каннах, появилась группа подозрительных лиц, говорящих на английском с жутким акцентом. Группа продемонстрировала свой игровой проект WarCraft 2000 – римейк легендарной Warcraft 2, причем продемонстрировала не кому-нибудь, а самой . Именно так мир узнал о киевской студии GSC Game World, подарившей ему две серии: «Казаки» и «Сталкер». В Каннах студию ждал полный провал – «Близы» от игры отказались, а группа лиц вернулась домой, доделывать куда более масштабный проект, который, как окажется позже, сделает компанию ключевым игроком на рынке СНГ.

Школа делу не помеха

Имя GSC Game World неразрывно связано с генеральным директором Сергеем Григоровичем, которому на момент основания студии едва стукнуло 16 лет. Представьте себе удивление людей, когда собеседование с ними проводил юнец, едва закончивший школу. А ведь многие из них были уже тогда серьезно бородаты, а некоторые, как например, Андрей Прохоров (основатель компании ), работали авиаконструкторами.

Собрав команду из 15-и человек и утрамбовав ее в двухкомнатную квартиру, Григорович повел новоиспеченную студию в светлое будущее. Стремлению к успеху не помешали ни первые неудачи, ни бедственное финансовое положение компании. В 2001 году GSC выпускает своего первого «золотого теленка», «Казаки», которая стала главным конкурентом блистающей тогда Age of Empires.

В этом же году из недр студии выходит шутер Venom, в котором игроку полагалось управлять сразу двумя солдатами. Шутер оказался веселым, задорным, но… провальным. Двумя годами позже выходит очередной эксперимент GSC Game World – гонка на ховеркрафтах Hover Ace, судьба которой была примерно такой же, как и судьба Venom. После этого Григорович и Ко решили прекратить баловство и, засучив рукава твидовых пиджаков, занялись стратегиями. К 2004 году студия выпускает две неплохих : «Завоевание Америки» (что-то вроде «Казаков», но с индейцами и европейцами) и «Александр» — первую игру на наших просторах, которая была создана по кинолицензии. Между этими двумя проектами затесался адреналиновый сетевой шутер FireStarter, в целом достойный, но до уровня UT и Quake не дотягивающий.

Пикник на обочине Чернобыля

А что же Сталкер, спросите вы? А Сталкера начали делать еще в 2000 году, когда к Григоровичу со своими наработками пришла группа никому неизвестных программистов. К 2002-му был готов один уровень «Пирамида», который сами разработчики называли клоном . Однако уже к 2003 году «Сталкер» приобрел черты ядерной смеси из Чернобыльской зоны и «Пикника на обочине» Стругацких. Выбрав в качестве издателя тогда еще солидную , команда усиленными темпами ваяла свое главное детище и в 2007-ом S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля, наконец, появляется на прилавках. Поняв, что сорвали джек-пот, GSC Game World тут же принимаются развивать успех, в результате чего появляется еще две игры серии: Чистое Небо и Зов Припяти.

Распад

Уже в 2009 году, после выпуска Зова Припяти, стало понятно, что возможности движка X-Ray себя исчерпали. По замыслу создателей, S.T.A.L.K.E.R. 2 должен был выйти на совершенно новом движке, который создавался на замену X-Ray. Однако планам команды так и не суждено было сбыться. В декабре 2011-го, через 10 месяцев после того, как Ernst & Young признали Сергея Григоровича «предпринимателем года», директор GSC Game World собрал работников студии на самую короткую планерку в истории компании: «Я принял решение прекратить разработку «Сталкера». Прощайте» — этой фразой ознаменовался конец одной из самых популярных серий на просторах СНГ. Итогом демарша Григоровича стал распад команды, прекращение всех работ и исход большинства сотрудников в студию Vostok, где зародилась идея шутера .

Тяга бывших работников GSC к теме постапокалипсиса оказалась вещью фундаментальной. Еще 2006 году, после внутреннего конфликта из компании ушло несколько ключевых программистов, которые впоследствии основали 4A Games – студию, ответственную за появление культового шутера Metro 2033. Таким образом, оба осколка GSC стали делать то, чем занимались и до распада, то есть, создавать мрачные, депрессивные миры с упором на . Сама же GSC Game World неожиданно возродилась в 2015 году с серией, которая подарила ей известность – «Казаками».

В конце прошлой недели в сети появилась , что студия GSC Game World , официально приостановившая работу в конце 2011 года, возвращается в списки живых и работает над новым «олдскульным» проектом. В попытке проникнуться духом старой школы мы связались с представителями возрожденной киевской студии, а также пофантазировали на тему, какой проект из портфолио создателей S.T.A.L.K.E.R. наиболее подходит на роль следующей игры. Мы поговорили об этом с PR-менеджером и ветераном студии Валентином Елтышевым.

Вот перечень важнейших фактов, которые нам удалось вынести из разговора:

  • Разработкой нового проекта руководит брат основателя компании Сергея Григоровича - Евгений. До этого он занимал должность руководителя проектов «Казаках 2» и «Герои Уничтоженных Империй». Сам Сергей выступает в роли директора GSC, в разработке игр не участвует
  • Новая игра находится в разработке уже больше полутора лет, близка к стадии альфа-версии и, по словам Валентина, «даже уже немного в альфе»
  • Точное число разработчиков не разглашается, однако известно, что среди них как минимум треть - ветераны GSC, а новички пришли в компанию не с улицы, а из других проектов
  • Впрочем, ни представителей 4A Games, ни других экс-GSC из студии Vostok Games, в новую-старую компанию звать не стали
  • Анонс нового проекта состоится совсем скоро

Что именно анонсирует киевская студия - пока неизвестно. Возможно, это будет нечто совершенно новое. Тем не менее, мы решили вспомнить несколько наиболее ярких работ GSC за последние 15 лет и прикинуть, какая игра могла бы стать идеальным кандидатом для триумфального возвращения, и почему.

Казаки

Почему да? Настоящая олдскульная стратегия в реальном времени, причем с историческим уклоном. Игры в этом жанре сейчас выходят крайне редко, поэтому преданные фанаты наверняка изголодались. Люди, увлекавшиеся «Казаками » в начале века, сейчас стали взрослыми, платежеспособными и наверняка будут не прочь предаться ностальгии. Кроме того, для патриотически настроенной студии это возможность изложить свою позицию на украино-российские отношения

Почему нет? Неизвестно, сколько на самом деле осталось преданных фанатов хардкорных быстрых стратегий. Внимание молодого поколения безнадежно отвлечено на DotA , LoL и подобные проекты, а в распоряжении взрослых дядь есть серия Total War и StarCraft

S.T.A.L.K.E.R.

Почему да? Самая кассовая и знаменитая игра GSC, принесшая ей мировую известность.

Почему нет? Проблемы с разработкой второй части S.T.A.L.K.E.R. стали одной из ключевых причин закрытия GSC. Многие из тех, кто работал над оригинальными играми, сейчас трудятся в других компаниях, которые зачастую делают аналогичные игры (см. Survarium)

Venom: Codename Outbreak

Почему да? Тактический шутер с напряженной атмосферой X-Com и сюжетом в духе «Кукловодов» Хайнлайна: на Землю высаживаются пришельцы, поселяются в телах людей и начинают захватывать мир. Для своего времени у игры была потрясающая графика и ряд интересных находок: так, искать затаившихся врагов можно было по звуку, а сами герои-спецназовцы носили высокотехнологичные костюмы на манер Crysis

Почему нет? Игру мало кто помнит. Идеи, которые были новаторскими в 2001 году, сегодня реализованы в десятках различных игр

Герои Уничтоженных Империй

Почему да? Почти как «Казаки», только с серьезным ролевым элементом и в фэнтезийном сеттинге. «Героев» задумывали трилогией, но потом студия увлеклась S.T.A.L.K.E.R. и, видимо, стало не до того. Теперь есть повод продолжить начатое

Почему нет? Трудно объяснить новому поколению игроков, зачем нужны гибриды ролевых игр и стратегий в мире, где уже есть Dota 2

Firestarter

Почему да? Шутер с механикой tower defense и духом панк-рока: недалекое будущее, зловещая программа виртуальной реальности и ряд арен, на каждой из которых надо продержаться определенное время, отбиваясь от толп врагов; в главных ролях - лучшие люди: ковбой-метросексуал, киберженщина и четырехрукий десантник Коля

Почему нет? Честно говоря, мы так и не придумали, почему нет: концепция выглядит отлично. Разве что шутеров сегодня сделано и делается так много, что не затеряться среди них можно, разве что имея слово S.T.A.L.K.E.R. в названии

Наконец, мы спросили Валентина, не изменились ли их отношения с российским сообществом фанатов – все-таки отношения между нашими странами на момент закрытия проекта S.T.A.L.K.E.R. 2 сильно изменились, причем не в лучшую сторону. Ответ был более чем дипломатичным: «Мы будем очень рады видеть всех поклонников из любой части мира – Америка, Россия – не имеет никакого значения… Ты делаешь игру, чтобы она понравилась людям, а не чтобы внедрить в нее свои политические взгляды… Мы не разделяем нашу аудиторию по национальности. В наш новый проект мы не закладываем политические послания и идеи... Наша аудитория - это просто люди, которые хотят играть в хорошие игры - и это самое главное»

GSC Game World (от англ. Grigorovich Sergej Constantinovich) - компания с Украины, более всего известная как разработчик компьютерных игр. Место расположения - Киев. В 2004 году компания стала также и издательством - GSC World Publishing.

Начало работы

Основана в 1995 году группой молодых энтузиастов во главе с Сергеем Григоровичем, который возглавляет её и сегодня. Первыми в Украине начали переводить игры для ПК на русский язык. В силу объективных причин эта деятельность поначалу носила нелегальный характер, однако принесла украинскому и российскому «компьютерному» сообществу немалую пользу. Прежде всего это выразилось в создании и поддержании высокой осведомлённости игроков и программистов относительно отраслевого мэйнстрима. К примеру, перевод GSC таких хитов как «Дюк Нюкем 3D» Джорджа Бруссарда и Тодда Риплоджла, «Кровь» Ника Ньюхарда стали хрестоматийными. Кроме того, программисты GSC сделали хак движка легендарной игры «ВарКрафт» Сэмвайса Дидье (Blizzard Entertainment), внеся в него ряд значимых усовершенствований.

Обратная сторона такой «партизанской» деятельности Григоровича со товарищи проявилась в том, что несколько первых попыток компании войти на равных в легальные партнёрские отношения с топ-разработчиками натолкнулись на их холодное непонимание особенностей постсоветского рынка и …возмущение дерзостью «этих русских». (Например, при переводе «Дюка Нюкема 3D», герой игры в финале гордо произносит: «Я - Сергей Григорович, студент первого курса МНТУ!»…)

Первый хит

Однако, такая реакция «бессмертных» только подтолкнула GSC к созданию самостоятельного продукта. Уверенность в правильности своего пути усилила энергию, а серия игр «Казаки» принесла GSC настоящую известность и, без преувеличения, - всенародное признание.

Структура GSC Game World

Компания, как, скажем, и в киноиндустрии, структурно представляет из себя несколько творческих групп, работающих каждая над своей игрой, и - «обслуживающие», общие для всех службы (связи с общественностью, тестирования, продаж и т. п.).

Вокруг компании

Что бы ни говорили работники пиар в самой компании, в игровой прессе, а судьба GSC - далека от идеала, и многое в ней - надумано. Это потому, что создание игр - тоже похожа на игру. Такова, видимо, вообще специфика творческого производства. В «закулисном», как водится - история сама разберётся, но стоит отметить несколько позитивных моментов. Например, после успешного релиза игры «Веном» возникли разногласия между группой разработчиков и руководством GSC. Лавры или деньги не поделили, а только последовавший разрыв привёл к рождению ещё одной новой, самостоятельной компании.

Или, скажем, крупный проект S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl делался на протяжении около пяти лет. Это вызывало в игровом мире и раздражение, и недоумение, и разочарование. Но, в конце концов, после выхода игры это стало уже совершенно не важным, поскольку, как выяснилось, всему бывает своё время.

Выпущенные игры
Venom. Codename: Outbreak
Казаки: Европейские войны
Казаки: Последний довод королей
Казаки: Снова война
Казаки II: Наполеоновские Войны
Казаки II: Битва за Европу
Завоевание Америки
Завоевание Америки: В поисках Эльдорадо
Александр
Герои уничтоженных империй
S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl
S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky