» »

Значение и классификация подвижных игр. Методика и классификация подвижных игр в доу Подвижная игра понятие значение классификация

19.01.2024

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерная особенность которой – комплексное воздействие на организм и личность ребенка.

Функции игры:

Социокультурная;

Коммуникативная;

Диагностическая;

Игротерапевтическая и коррекционная;

Развлекательная.

П.Ф.Лесгафт считал, что игра – это упражнение, с которого ребенок готовится к жизни. Игра – сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра – сильное средство воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия ее на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок, он способен приложить максимум усилий и быть очень исполнительным. Под яркой, забавной, привлекательной формой игр скрывается немало педагогических возможностей, которые проявляются через функции игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние подвижных игр

на развитие ребенка.

Инструктор по физической культуре

МБДОУ №188 г.о. Самара

Петрыкина О.В.

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерная особенность которой – комплексное воздействие на организм и личность ребенка.

Функции игры:

Социокультурная;

Коммуникативная;

Диагностическая;

Игротерапевтическая и коррекционная;

Развлекательная.

П.Ф.Лесгафт считал, что игра – это упражнение, с которого ребенок готовится к жизни. Игра – сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра – сильное средство воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия ее на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок, он способен приложить максимум усилий и быть очень исполнительным. Под яркой, забавной, привлекательной формой игр скрывается немало педагогических возможностей, которые проявляются через функции игры.

Социокультурная функция

Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра – средство социализации ребенка. Играя, ребенок обретает пространство – физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс «самости» - самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.

Коммуникативная функция

Игра невозможна без общения, которое становится ее основным энегетическим источником, Она объединяет больших и маленьких, помогает им найти общий язык, являются прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других. Он в этом заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут играть. В играх встречаются два типа отношений: соревновательный – между командами, партнерами, у которых противоположные цели (если один выигрывает, то другой проигрывает), и подлинного сотрудничества между участниками команды. Такое сотрудничество помогает ребенку «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны.

Диагностическая функция

Игра помогает определить отклонения в поведении ребенка. Например, играя, ребенок нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры. Это должно насторожить воспитателя, заставить пристальнее понаблюдать, найти причину возникших отклонений. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, личные качества, т.е. игра побуждает ребенка к самопознанию.

Игротерапевтическая и коррекционная функции

В большинстве случаев игры призваны помочь воспитателю гармонизировать психическое развитие детей и предотвратить отклонения, разрешить неизбежные конфликты в детской душе до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегнут к ней как к средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит.

Особого внимания, с позиции практики коррекционно-развивающего образования, заслуживает связь физического воспитания посредством игр с развитием познавательных процессов детей. Так установлено положительное влияние подвижных игр не только на развитие физических качеств, но и на формирование структурных единиц психики:

Памяти – слуховой, моторно-слуховой, зрительной;

Воображения – творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач;

Восприятия- степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения;

Наглядно-образного и логического мышления – способности к анализу, сравнению и обобщению;

Произвольного внимания и таких его свойств, как переключение, распределение и устойчивость.

Развлекательная функция

Во многих играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни, с точки зрения общественных норм, веселье так и брызжет. Игры сопровождаются громкими криками, смехом, топаньем, толканием, резкими движениями, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно. Она создает защитные механизмы, осуществляется мощная психоэмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоции. И чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем гармоничнее и радостнее предстает перед ним мир, увереннее ощущает он себя в жизни. Возбуждение, которое переживает ребенок в игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, способствующее тому, что ребенок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры, он никогда бы не достиг. Игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, что пополняет словарный запас, обогащает речь. Также игры учат самостоятельно декламировать и петь, способствуют преодолению застенчивости. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая смена водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что укрепляет эмоциональные контакты между детьми. Они постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От взаимной помощи зависит достижение общего успеха. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, формируют честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Она учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-лидеры, увлекающие за собой других. Умелое руководство игрой со стороны воспитателя развивает активную творческую личность.

Подвижные игры являются средством формирования самооценки. Нормально развивающемуся ребенку свойственно положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и самоощущение: «я – хороший». Однако он более объективно может оценить результаты деятельности сверстника, нежели разглядеть недочеты в своем поведении. И это норма возрастного развития, так как самооценка формируется лишь в старшем дошкольном возрасте. К этому периоду ребенок уже понимает, что он умеет делать, а что нет; осознает не только свои действия, но и свои желания, предпочтения, настроения; способен понимать и принимать речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполнять задания в том случае, если оно не противоречит его интересам, На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослых у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить похвалу, подтвердить свою значимость. Чтобы дошкольник научился понимать, почему результаты его деятельности оцениваются так или иначе, следует создавать ситуации, которые ставили бы его перед необходимостью реалистически оценивать свои способности. В дошкольном возрасте наиболее ярко выражена потребность в фантазировании и движениях. Потребность в фантазировании удовлетворяется в сюжетно-ролевых, а потребность в движении наилучшим образом реализуется в подвижных играх. Помимо эффективного влияния на укрепление здоровья, повышения выносливости детского организма и совершенствования двигательных навыков подвижные игры можно использовать в качестве средства формирования детской самооценки.

Оздоровительный компонент подвижных игр.

Оздоровительный компонент подвижных игр основывается на различных видах жизненно важных движений, выполняемых в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождаются химическими процессами, активизирующими дыхание, кровообращение и обмен веществ, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, позвонков. Подвижные игры – прекрасное средство развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Поскольку организм – единое целое, повышенная деятельность одной системы органов влияет на другие. Во время игры улучшается процесс дыхания, кровь интенсивно насыщается кислородом, ускоряются кровообращение, обмен веществ. Повышенная деятельность сердца и легких улучшает координацию движений и реакцию нервных центров, оказывает влияние и на психическую деятельность. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения. Специально подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей, подвижные игры, особенно на свежем воздухе, оздоравливают, укрепляют организм, закаливают и тем самым способствуют профилактики заболеваний у детей.


Как организовать подвижную игру. Функции педагога в организации игры. Выбор игры. Подбор инвентаря и определение функций и назначения игры.

Функции педагога, руководителя игры . Важнейшими обязанностями педагога-профессионала, применяющего подвижные игры как средство целенаправленного организованного физического воспитания, являются: выполнение комплекса организационных действий; проведение подвижной игры с реализацией комплекса воздействий общеразви- вающего телесно-двигательного и воспитательного характера. К общеорганизационным действиям педагога относятся: выбор игры и факторы эффективности ее проведения; анализ системной и структурной сущности игры; подготовка места проведения игры, инвентаря и вспомогательного оборудования. К организации детей для осуществления игры относятся: объяснение содержания игры; размещение играющих с уточнением индивидуальных функций и правил; определение водящих (если необходимо); формирование команд; выбор капитанов; назначение помощников педагога и объяснение их обязанностей, назначение судей, если необходимо. Проведение игры включает в себя непосредственное управление игровым процессом, в том числе: наблюдение за ходом игры, соблюдением правил; личное осуществление судейства; корректировка нагрузки; завершение игры; подведение итогов игры.

Выбор игры и условия успешного ее проведения. Содержание избранной подвижной игры определяется фактором цели и основными задачами урока, или другой формой занятий, в рамках которой предполагается ее проведение. Для педагога важно то обстоятельство, что проведение игры только ради игры — это достаточно расточительное времяпрепровождение исходя из стратегической цели физического воспитания — формирования физической культуры личности ребенка . Как отмечалось ранее, подбор игры основывается, прежде всего, на основных задачах занятия и психофизиологических особенностях возраста участников игры, обобщенном уровне их физического развития и двигательной подготовленности, количественного соотношения мальчиков и девочек в командах.

Организационная форма занятий, или мероприятие, в рамках которых предполагается проведение игры, оказывает определяющее влияние на ее подготовку и проведение. Наиболее приемлема в образовательном и воспитательном аспектах форма академического урока, одним из элементов которого планируется подвижная игра. Именно в регламент урока можно планировать и целенаправленно решать поставленные задачи, поскольку урочная форма определяет и возраст, и пол, и время, отводимое на занятие.

Другие формы, к примеру занятия в летнем лагере, в условиях перерыва между занятиями, накладывают на педагога, проводящего игру дополнительную профессиональную ответственность в связи с возможным разным возрастом участников, разной исходной физической подготовленностью, лимитом времени проведения игры и другими привходящими факторами.

Наиболее приемлемым местом проведения подвижных игр является летняя спортивная площадка или спортивный зал, что позволяет в полной мере проявлять детям их двигательную активность. Проведение игр в условиях школьной рекреации требует от проводящего проявления творчества, неординарных организационных решений, в целом — достаточно высокого профессионализма.

Время года и погодные условия, безусловно, влияют на выбор игры и ее содержание. В летнее теплое время и при жаркой погоде необходимо планировать проведение игр с небольшой двигательной активностью во избежание перегрева организма ребенка. И наоборот, в зимних погодных условиях избранная игра должна быть насыщена активными движениями, перемещениями.

В содержание выбранной игры можно вносить изменения в соответствии с возникшими организационными ситуациями (большое и слишком малое количество участников, нехватка инвентаря и др.). Достаточно эмоциональной положительно воспринимаются детьми изменения в игре, правилах по их предложению, тем более если это приводит к лучшей организации игры и качеству ее проведения.

Анализ системности и структурности игры осуществляется педагогом в процессе личной подготовки к ее проведению. Создание представления об игре как системе позволяет выделить ее главные элементы, их функции в ходе игры, продумать особенности непосредственных и опосредованных связей между элементами. Процесс игры есть нечто иное как реализация связей между ее составляющими, например взаимодействие педагога и команды, капитана и команды, реализация функций помощников и участие в этом педагога, влияние судей на управление игрой.

В процессе подготовки к игре педагог должен представить игру в структурном аспекте, то есть определить для себя место, роль и значение каждого из компонентов игры в качестве системы. Руководитель игры должен представить себе все возможные ситуации, вызванные ходом игры, продумать возможные решения. Важно предусмотреть вероятные негативные проявления и представлять себе пути их устранения. В системе подвижной игры главными элементами являются игроки и педагог-руководитель. Каждый участник игры есть индивидуальность, по-разному относящийся к игре и проявляющий себя в ней. Задача педагога — создать условия, при которых все игроки, включая пассивных, слабо подготовленных, в конечном счете, активно участвовали бы в ней.

Предварительный анализ игры предполагает выбор педагогом и назначение помощников, наделение их функциями, соответствующими содержанию и условиям игры. При этом помощники должны по возможности подробно ознакомиться с игрой, правилами ее проведения.

Предварительная подготовка места проведения игры является непременным условием ее успешного проведения. Важно знать, что участники игры тонко чувствуют наличие предварительной подготовки, что проявляется в их положительных эмоциях, желании играть, а в ином случае — в безразличии к предстоящей игре.

Примерами подготовки места проведения игры могут быть соответствующая разметка площадки с применением различного рода ориентиров; нанесение ограничительных линий, размещение инвентаря и вспомогательных средств в связи с содержанием игры; расчистка площадки от снега, устранение дождевых луж и др.

При подготовке места проведения игры следует убрать все посторонние предметы, препятствующие ходу игры. Необходимо учесть при играх с мячом в помещении возможные его удары по стеклам, а с этим и травмы, и материальные траты. Окна должны быть защищены упругой или жесткой сеткой. Если условия игры достаточно просты, то подготовительные действия целесообразно проводить вместе с участниками игры, что повышает их организационный и эмоциональный настрой на игровые действия.

Подготовка инвентаря и вспомогательного оборудования может осуществляться самим педагогом и его помощниками. Но особо ценна та созданная ситуация, при которой в подготовке активно участвуют все игроки. Наиболее востребованным инвентарем в подвижных играх являются мячи, гимнастические палки и скакалки, обручи, кегли. Для различения игроков и команд применяются цветные жилетки и повязки. В качестве вспомогательного оборудования могут использоваться гимнастические снаряды, особенно в эстафетах, кубы из дерева.

Инвентарь и вспомогательное оборудование подбирается, а если необходимо, то и специально создается учащимися- активистами в соответствии с содержанием и условиями игры. Вес и размер инвентаря должен соответствовать физическим возможностям игроков. Хранение инвентаря, как правило, осуществляется в специально отведенном месте. Но перед игрой его целесообразно расположить в местах, удобных для их быстрого размещения в соответствии с условиями игры.

Объяснение сущности игры целесообразно проводить в том построении или ролевом расположении учеников, с которого начинается игра. Успех объяснения и восприятия сути и условий игры зависит от того, насколько сам педагог ясно, точно и профессионально представляет ее себе сам. Объяснение должно быть последовательным, логичным, кратким, за исключением случая с играми детей дошкольников и младших школьников. В этом возрасте требуется подробное, без спешки объяснение в связи со спецификой восприятия информации детьми этого возраста.

В теории, методике и практике подвижных игр сложилась и действует достаточно простая и надежная схема объяснения сути игры. Она состоит: из названия игры, ее главной отличительной особенности; содержания игры; роли играющих и их расположения на площадке; функций помощников; правил игры; условий определения победителей; ответов на вопросы участников игры, которые адресуются всем детям. Особое внимание следует обращать на правила игры с тем, чтобы не делать вынужденные остановки по ходу игры на их уточнение. Объяснение должно быть четким, с ясной дикцией, с умеренными эмоциями, но не монотонно, на доступном для детей языке. В редких случаях в качестве обострения внимания к содержанию игры, правилам и условиям педагог может применить прием краткого выборочного опроса слушателей.

Целесообразно использовать каждую возможность для одновременного рассказа и показа двигательных фрагментов игры. Объяснение сущности игры и правил следует осуществлять при достижении максимального внимания учеников к действиям учителя. Объяснение содержания игры и условий должно быть последовательным, логичным, стройным. При этом целесообразно руководствоваться следующим планом рассказа: название игры; роль играющих и места их расположения; последовательность игровых действий; правила и другие условия игры. При объяснении игры следует учитывать общее настроение детей, общий психологический фон коллектива. При снижении внимания детей во время рассказа необходимо сократить объяснение, по возможности без ущерба для его смысла и эмоциональной стороны предстоящей игры. Завершается объяснение ответами на вопросы учеников, если они появились, при этом ответ следует адресовать всем играющим. В случаях повторного проведения игры, как правило, обращается внимание на ее ключевые моменты и на уточнение правил. Эффективным педагогическим приемом является выборочный опрос учеников о смысле и содержании игры, об особенностях правил ее проведения.

Размещение играющих с определением индивидуальных функций и правил игры . Объяснение сущности игры может осуществляться в организованном построении детей, реже при произвольном, но сгруппированном их размещении. Наиболее рациональным способом объяснения является рассказ, осуществляемый в том расположении играющих, в котором начинается игра. Важно при разных вариантах размещения играющих, чтобы преподаватель видел всех детей, а они, в свою очередь, видели бы преподавателя.

Если игра начинается с перемещения детей бегом врассыпную, то для объяснения игры и стартовых действий дети размещаются в шеренге или группируются возле учителя, но с условием хорошего взаимного обзора. При проведении игры в круге учитель занимает место для объяснения в ряду играющих, что обеспечивает хороший обзор для всех и такое же восприятие рассказа. Учителю не следует располагаться в центре круга и даже в некотором отдалении от него, поскольку для большого числа играющих смысл объяснения сути игры и правил может быть не услышен. Если игра носит командный характер, и стартовое расположение предполагает шеренгу или колонну, то преподаватель должен для объяснения сблизить участников команд, расположиться в середине между играющими, обязательно повернуть их лицом к себе. При объяснении учитель должен без излишних акцентов поочередно обращаться к игрокам одной и другой команды.

При стартовом размещении важно учитывать направление лучей солнца и предвосхищать их действие на слушающих. В ином случае внимание детей будет рассеяно лучами солнца. Это же относится и к учителю при его расположении перед учениками.

Определение индивидуальных функций играющих может заключаться: в распределении детей на команды; выборе водящих; назначении помощников.

Создание команды играющих может осуществляться рядом способов. Если необходимо создать равносильные команды, то это организует сам учитель как наиболее ориентированный в подготовленности детей. Такой способ приемлем в тех случаях, когда проводятся достаточно сложные по содержанию подвижные игры, как правило, с элементами спортивных игр, что соответствует возрасту старших классов.

Существует гимнастический способ распределения на команды по расчету. При этом дети сначала выстраиваются в шеренгу построением «мальчики-девочки», и путем заданного расчета «на первый-второй», или «первый-второй-третий» и т.д. каждый играющий получает номер своей команды. Такой способ позволяет быстро, чаще всего в условиях урока по физической культуре, подготовиться к игре.

Распределение на команды может происходить и путем применения приемов фигурной маршировки, например дроблением. Но такой способ, как и любой другой, применим при условии, если учащиеся владеют элементами фигурной маршировки и общее количество играющих составляет четное число с равным количеством девочек и мальчиков.

Для распределения на команды возможно применение организационного способа «по договоренности». Он заключается в том, что дети выбирают капитанов в парах, в которые они объединились предварительно и желательно по примерно равной подготовленности. При этом дети в парах договариваются о том, в команде какого капитана они будут играть. Капитан путем вызова игрока определяет его в свою команду. Этот способ эмоционален, учитывает индивидуальность ребенка, носит еще до игры характер игры и достаточно популярен среди детей и организаторов.

Существует способ создания команд «по выбору капитанами». Выбранные игроками капитаны по очереди выбирают детей в свою команду. Такой способ отличается быстротой создания достаточно равноценных команд. Однако капитаны должны быть готовы к тому, что среди детей имеются и слабоподготовленные, чтобы не оставить их без внимания, а лучше — специально пригласить такого ребенка в команду, тем самым оказав ему доверие и предоставив возможность полноценно проявить себя в коллективных действиях. В реализации этого способа несомненна роль учителя в подготовке детей к роли капитана. Такой способ также наиболее приемлем для старшеклассников, уже способных не только определять сторонников по уровню подготовленности, но и совершать личностные поступки, проявляя внимание к недостаточно подготовленным детям.

Выделение водящих, капитанов является действием, достаточно тонким с психологической и педагогической точек зрения. Поскольку существует авторитарный способ, когда водящего назначает педагог или руководитель игры, а также коллективный способ — самими игроками, то имеется ряд особенностей, которые важно учитывать при организации игры. Так, если капитанов назначает только учитель, а зачастую одних и тех же учеников, то есть опасность выделения таких детей в приближенные, любимые учителем, что, безусловно, неприемлемо. С другой стороны, также малоприемлем постоянный выбор детьми самого подготовленного капитана, поскольку таким образом не создаются условия для проявления лидерских качеств у менее подготовленных детей. Поэтому учитель должен иметь в своем арсенале ряд способов выбора капитанов, водящих, учитывающих психологические особенности детей определенного возраста и возможности проявления и формирования качеств лидера.

Капитана или водящего может назначить и сам учитель. В этом способе имеется одно достоинство — быстрая организация игры, но не принимается во внимание воля коллектива детей. Этот недостаток может быть снивелирован при объяснении учителем мотивов своего решения, и таким образом будет ослаблен негатив волевого (неигрового) решения.

Распространенным способом выбора лидера игры является жребий. Выбор по жребию может осуществляться путем расчета, срочного разгадывания загадки, быстрой викторины и самым простым способом — метанием монетки. Таким же способом можно определять и составы команд. В качестве жребия можно применять гимнастическую палку, которую конкуренты перехватывают снизу доверху кистью, с определением победителя по полному, всей кистью последнему хвату сверху.

Эмоциональным способом определения капитана или водящего является жребий, основанный на вытаскивании соломинок, зажатых в руке учителя. Вытащивший самую короткую соломинку становится лидером игры.

При организации игры применяют способ выделения водящего по лучшему, дальнему метанию доступного снаряда. Наряду с определенными достоинствами этот способ может не позволить слабо подготовленному ребенку почувствовать себя в роли лидера.

Существует способ назначения водящим игроком победителя в предыдущей игре. Такой подход стимулирует игровую активность детей, но и в этом случае вне зоны лидерского внимания могут остаться средне и слабо подготовленные дети.

Самым справедливым способом назначения выбора капитанов или водящих является установленная очередность выполнения таких функций. Во избежание самоотказов учителю следует разъяснять функции водящего или капитана, значимость этой роли в определении жизненной позиции каждого ученика, в формировании организаторских и управленческих умений.

Выделение помощников осуществляется учителем для наблюдения за соблюдением правил игры, определения ее результата, размещения инвентаря, обусловленного содержанием игры. Роль помощника важна и для формирования его социальной активности. Поэтому весьма целесообразно, чтобы в роли помощников побывали все играющие и возможно чаще в течение учебного года.

Учитель объявляет участникам игры о назначенных помощниках без объяснения причин своего выбора. Помощники могут быть назначены и по их собственной инициативе, по желанию ребенка. Количество помощников зависит от содержания игры, условий ее проведения и сложности правил. Помощники назначаются, как правило, после объяснения сущности игры и выбора капитанов или водящих. На роль помощников могут быть назначены дети с ослабленным физическим развитием или освобожденные врачом от двигательной активности. Если подвижная игра проводится на открытой площадке, на местности, то помощников следует назначить заблаговременно, с тем, чтобы осуществить добротную подготовку к игре в усложненных условиях.

Прежде чем говорить о подвижной игре, поговорим о движениях вообще о движениях, как о биологической потребности человека.

Многократная роль активной двигательной деятельности в физическом совершенствовании, укреплении здоровья и формировании личности ребенка подчеркивается в трудах многих прогрессивных педагогов, основоположников отечественной и зарубежной систем физического воспитания. Нессеян в связи с актуальностью проблемы приводит данные о том, что в д/садах дети находятся в состоянии относительной неподвижности 70-75% своего пребывания в детском саду.

Эти данные требуют большого внимания к повышению активности детей.

При двигательном дефиците у детей происходит отчетливое снижение общей устойчивости организма к простудным факторам. Поэтому для малышей, для которых характерна гиподинамия (дефицит движений) в 3-5 раз выше заболеваемости ОРЗ, чем у их сверстников, имеющих уровень двигательной активности соответствующей возрастной группе.

Малоподвижность детей, вызывающую условиями жизни и неправильной системой воспитания, В.В. Гориневский считал одной из причин все возрастающей слабости их, проявляющейся в развитии близорукости, искривлении позвоночника, в умственном переутомлении дошкольников и школьников.

Исследуя формирование высшей нервной деятельности М.А.Кольцова пришла к выводу, что органические движения у детей раннего возраста вызывает отставание в развитии их речи.

Итак, движения действительно являются биологической потребностью ребенка. Движение + движение – это основа основ – подчеркивает Шишкина, - фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их физического развития, формирования его психики, способностей, жизненной активности. Основа физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Важно с раннего детства обеспечить условия, необходимые для удовлетворения потребности ребенка в движении.

В этой связи огромную значимость приобретают подвижные игры, которые являются естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижная игра – это сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность детей, цель которой достигается точными и своеобразным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

(«Два Мороза», «Караси и щука»).

Выдающийся русский педагог П.Ф. Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания в России. Большое место в ней отводилось подвижной игре. По его определению подвижная игра является упражнением, готовящим ребенка к жизни.

П.Ф. Лесгафт писал: «В играх применяется все то, что мы усваиваем при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия, вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся, и производиться с возможно большей точностью и ловкостью».

Основные положения П.Ф. Лесгафта о подвижных играх получили свое продолжение и развитие в работах В.В. Гориневского и Е.А.Аркина.

В.В. Гориневкий считал подвижные игры основным видом двигательной деятельности и средством всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

Е.А. Аркин считал подвижную игру мощным и незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания.

Мы убедились в том, что выдающиеся русские педагоги придавали огромное значение подвижной игре.

А имеются ли в игре возможности для решения воспитательных задач? Да, действительно, подвижная игра решает и воспитательные задачи. В подвижной игре дети развиваются умственно, дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевают пространственной терминологией, учатся осознанно действовать в изменившейся ситуации, познают окружающий мир. В процессе игры активизируется память, представления, развивается мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью. Творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, анализируют свои действия и действия товарищей.

В нравственном плане.

Дети учатся действовать вместе, подчиняться общим требованиям (правилам). Дети воспринимают правила как закон и сознательное выполнение их, формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу, дети учатся дружить, сопереживать и помогать друг другу.

В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети делают игровые атрибуты, располагают их и убирают в определенной последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления и смекалки, ловкости и сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Итак , подвижная игра способствует всестороннему развитию ребенка: умственному, нравственному, трудовому, эстетическому воспитанию. С помощью подвижной игры наиболее удачно, просто и легко решаются воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи.

Н.К. Крупская неоднократно говорила: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания»,

«Есть масса игр, которые физически укрепляют трудовые навыки, которые развивают меткость глаза, развивают ловкость, силу, умение попадать в цель, а так же всякие такие вещи, которые при труде имеют громаднейшее значение, чрезвычайно важно практиковать в наших дошкольных учреждениях».

Что касается младшего дошкольного возраста, то последние исследования Тимофеевой Е.А. показали, что «игровой метод обучения» применяется только в период совершенствования движения детей, но и при их первоначальном разучивании.

Важный вклад в развитие теории подвижной игры в настоящее время внесли: А.В Кенеман., Т.И. Осокина, В.А. Шишкина, М.Ф. Литвинова, Е.А. Тимофеева Н.В. Потехина. Со взглядами этих педагогов мы будем с вами знакомиться на последующих уроках.

Таким образом, подвижная игра – наиважнейшее средство удовлетворения биологической потребности детей в движении.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР

игры, забавы и аттракционы сюжетные бессюжетные большой подвижности средней подвижности малой подвижности с бегом и ходьбой с разнообразным движением с лазанием с метанием с прыжком

1. Сюжетные подвижные игры , которые отражают в деловой форме жизненный или сказочный эпизод.

Детей увлекают игровые образы, в которые она творчески воплощаются.

Просмотр видеозаписи подвижная игра «Кот и мыши».

2. Бессюжетные подвижные игры – содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению понятной им цели.

К каким играм относятся игры:

1) типа перебежек, ловишек;

2) игры с элементами соревнования («Чье звено скорее соберется»);

3) несложные игры – эстафеты «Кто скорее передаст мяч»;

4) игры с предметами (мячи, обручи, серсо, скакалками).

3. Игры-забавы, аттракционы – двигательные задания выполняются в необычных условиях, и часто включают элемент соревнования.

Несколько детей выполняют двигательные задания, остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости («Бег в мешках»).

В сборнике М.М. Конторович и Л.И. Михайловой приводится классификация игр по степени физической нагрузки.

1. На игры большой подвижности, в которых участвуют все дети и они построены в основном на таких движениях как бег и прыжки «Ловушки»…

2. Игры средней подвижности – такие игры, в которых участвуют вся группа детей, но характер движений относительно спокойный.

(«Подбрось-поймай», «Сбей булаву» …).

3. Игры малой подвижности – это такие игры, в которых движения выполняются в медленном темпе, преобладающим движением является ходьба.

(«Пузырь», «Найди и промолчи»).

Т.И. Осокина располагает игры по признаку преобладающего вида движений:

1) Игры с бегом и ходьбой «Два Мороза».

2) Игры с прыжками «Лягушка и цапли».

3) Игры с метанием «Ловушки с мячом».

4) Игры с лазаньем «Перелет птиц».

5) Игры с разнообразными движениями «Затейники», « Сделай фигуру».

Подвижные игры

Среди разнообразных средств физического воспитания дошкольников большое место занимает подвижная игра.

Передовые русские ученые П.Ф. Лесгафт, Е.А. Покровский, В.В. Гориневский, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребенка. В приобретении им определенных навыков, уделяли много внимания сбору и изучению игр. Они разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировали практическое внедрение их.

Подвижная игра. По определению П.Ф. Лесгафта, является упражнением, готовящим ребенка к жизни. В.В. Гориневский считал подвижные игры основным видом двигательной деятельности и средством всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

Дошкольная педагогика считает игру средством целенаправленного педагогического влияния на ребенка, важным средством воспитания. Детям особенно нужна игра для физического развития, для укрепления здоровья. Изучая тему: «Подвижные игры» на уроках методики физического воспитания особое внимание уделено вопросу «Значение подвижных игр». Раскрываю этот вопрос широко, указывая студентам на то, что подвижная игра ценнейшее средство всестороннего воспитания личности ребенка. Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевают пространственной терминологией, учатся осознанно действовать в изменившейся ситуации, познают окружающий мир. В процессе игры активизируется память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалочками, а это пополняет словарный запас, обогащает речь детей.

В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речь. Использование яркой, красочной атрибутики в играх помогает решать задачи эстетического воспитания детей.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети делают атрибуты, помогают готовить оборудование, убирать его, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для бедующей трудовой деятельности.

Большое значение имеют подвижные игры для нравственного воспитания. На это указывал П.Ф. Лесгафт. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: человечности, правдивости, выдержки, товарищества. Известные его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой» (т.е. преодолевать отрицательные чувства). В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить, таким образом, подчинять свои действия сознанию». В играх дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение, в игре формируются честность, дисциплинированность. Подвижная игра учит их искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.

Таким образом, умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

Изложив общие положения, раскрываю материал конкретно по каждой возрастной группе, тем самым помогаю студентам глубже вникнуть в суть вопроса, вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, опирается на личный их опыт работы.

Можно сказать, что подвижная игра является первой школой воли ребенка. Сначала малыши безответственно выполняют взятую на себя роль, часто бросают игру. Причина этого непостоянства в том, что у ребенка недостаточно развита воля, в том, что им неуяснена цель игры, или если ребенок по какой-либо причине не хочет выполнять эту роль. Дети младшего возраста могут направлять свое внимание и поведение только в том случаи, если поставленная перед ним цель ясна им, и они не могут ее достичь обычным путем, без волевого усилия. Главная задача воспитателя – умело организовать игру». Через умело организованную игру формируется в детях ценнейшие качества – смелость, дружба, коллективизм, дисциплинированность» - писал А.П. Услова.

Эти качества мы начинаем формировать в ребенке с самых ранних лет. Большую помощь в этом оказывают подвижные игры. Эти игры для малышей очень просты по содержанию: например, подражать движениям медведя, зайца. Для младших школьников подвижная игра является необходимой жизненной потребностью.

В процессе игр создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостей, переживаний, общей активной деятельности. В коллективные подвижные игры приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Нередко можно наблюдать, как более старшие дети подходят к маленьким, берут их за руку, помогают влезть на скамейку или приглашают малышей безучастно сидящих на скамейке, поиграть вместе с ними. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять движения. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими силами, движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения вместе, по сигналу воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если в игре есть текст игры: («Лохматый пес», «Птички летают», «Воробушки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Самолеты», «Поезд» и т.д.). Наблюдая за игрой детей, мы видим, что они значительно лучше и успешнее подчиняются правилам в игре, чем тем же правилам вне игры. Например, 3-х летняя Алена не могла отважиться взобраться на перекладину, а в игре преодолела боязнь и влезла на перекладину, чтобы спастись от волка. В младших группах подвижные игры проводятся воспитателем. Правила в играх для младших детей очень просты. Тесно связаны с сюжетом. Характерным для игр детей этого возраста является то, что все участвуют в них одновременно и выполняют одинаковые движения. Во время игры они поддерживают друг друга и с удовольствием действуют совместно. В самом начале года с детьми младшего дошкольного возраста разучивают игру «Воробушки и автомобиль». Наряду с двигательными задачами, ставим задачи на формирование таких морально-волевых качеств, как выдержка (действовать только по сигналу воспитателя), умение играть в коллективе (не толкать друг друга). Во всех играх, предусмотренных «Программой» для младшей группы, мы стараемся научить детей, прежде всего, быть выдержанными. Не начинать действия без сигнала воспитателя. Удается это, конечно не сразу. Внимание детей этого возраста очень неустойчивое, поэтому ребенок может отвлечься и забыть про игру, увидев что-нибудь для него интересное. Содействуют воспитанию морально-волевых качеств игры с правилами. Правила создают в игре определенные условия, в рамках которых ребенок при соответствующем руководстве не может не проявлять воспитываемых качеств. Например, в игре «Птички и птенчики» дети могут убежать только после слов «дождик пошел». В этой игре, мы учим детей помогать друг другу – спрыгнуть или запрыгнуть на кубики, высота которых 5-10см. Это правило вырабатывает у ребенка внимание, самообладание, выдержку, быстроту реакции на сигнал. В процессе игры ребенок действительно упражняется в проявлении для жизни морально-волевых качеств. В младшей группе правила воспринимаются детьми как обязательное, необходимое ответное игровое действие, возникающее из содержания игры по уходу его развития (мышки убегают в норки при появлении кота, птички улетают в гнездышки при появлении автомобиля). Требования взрослого обязательного выполнения правил имеет решающее значение. Постепенно, под влиянием воспитательного воздействия у детей начинает изменяться отношение к игровому процессу, возникает интерес и стремление к все более точному выполнению игровых действий, и правил.

Воспитатель наблюдает за детьми во время игры, так как в игре ярко выявляются индивидуальные особенности детей, затем выбирает нужные упражнения для того или иного ребенка. Робким и неуверенным в себе малышам даются задания, побуждающие к проявлению активности, смелости. В игре «Поезд» ребенку, выполняющему роль паровоза, предлагается провести поезд через туннель (подлезание под веревку), проехать по мосту (ходьба по доске). Заинтересовать в выполнении полученной роли повышает чувство ответственности. Побуждает ребенка побороть свою нерешительность. Неуравновешенным, вспыльчивым детям полезно поручать главную роль. Ответственность их дисциплинирует: когда за ними следят все, они стараются выполнить свою роль как можно лучше. Для развития смелости, находчивости, самостоятельности широко используют природные условия. Воспитатель предлагает по очереди спрыгнуть с пенька. Воспитатель предлагает, детям, которые бояться влезть на пенек, помогает, одобряет. Постоянное внимание к каждому ребенку добиться положительных результатов в нравственном развитии всех детей группы.

«Программой воспитания и обучения в детском саду» в средней группе определено воспитание следующих положительных взаимоотношений в игре: дружелюбие, взаимопомощь, организованность, умение выполнять правила игры, воспитывать настойчивость, выдержку. Дети среднего возраста легче реагируют на слуховой и зрительный сигналы, подчиняя им свои действия, постепенно приучаются сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать педагога и сверстников. Это создает предпосылки для воспитания сдержанности, организованности поведения. Например, хочется побежать, поиграть, а по условиям игры надо спрятаться и сидеть тихо. Дети учатся двигаться по сигналу, соблюдать очередность, двигаться в заданном темпе, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Дети четырех лет ищут товарищей для совместных игр и переживают радость не только от самих игр, но и от общения с товарищами. Взаимоотношения детей укрепляются по мере того, как утверждается их доброжелательность друг к другу, формируются умения оказывать помощь, объяснить правила игры. Однако, следует иметь в виду, что эти проявления детей еще не устойчивы и требуют пристального внимания и поддержки воспитателя.

В старшей группе создаются более широкие возможности для нравственного воспитания детей в игре. Какие правила должны знать ребята? Играть честно, соблюдая правила; играть дружно, выручать товарища, заботится не только о себе, но и о всей команде, выбирать «противников», равных по силам; победив, не зазнаваться, не смеяться над проигравшими, проиграв, не унывать, постараться выиграть в следующий раз; беречь предметы для игр, убирать их на место.

Подвижная игра создает у детей общее радостное настроение, вызывает чувство удовольствия, что положительно влияет на развитие дружеских взаимоотношений. В подвижных играх ребенок ставится в такие условия, когда ему самому приходится решать, как действовать, чтобы достичь цели (игры «Мы веселые ребята», «Через ручеек», «Свободное место»). Характер движений во многих играх заставляет действовать быстро, проявляя сообразительность, умение увернуться, преодолеть препятствие («Ловкие с мячом», «Кто скорее добежит до флажка» и др.). В ряде игр («Найди свой цвет», «Перемени мешочек») от действия одного участника зависит ход всей игры, из-за опоздания одного проигрывает все звено. Это является стимулом для развития умения подчинить свои действия и желания коллективу, чувства ответственности за свои поступки, т.е. в единство и взаимовлияния идет развитие таких качеств как товарищество, дружба, взаимопомощь. При проведении подвижных игр воспитатель наблюдает за поведением детей: кто из них любит «выручать», а кто беспокоится только за себя. Это является основанием для проведения индивидуальной работы с детьми (одобрение выручки, умения помочь; объяснение, почему не хорошо заботится только о себе).

В подготовительной группе воспитатель ставит перед собой цель-воспитание у каждого ребенка нравственных качеств: коллективизма, взаимопомощи и других волевых качеств: настойчивости, целеустремленности. Воспитатель продолжает учить детей в большом коллективе, т.к. коллективные игры имеют ряд преимуществ: позволяют включать большое количество ролей, удовлетворить разные интересы детей, объединить их общими переживаниями, что так важно для нравственного развития. В подготовительной группе руководство игрой направлено на развитие самостоятельной игровой деятельности детей, инициативы, умения устанавливать взаимоотношения, разрешать конфликты, считаться с желанием товарищей, реализовать игровые замыслы. Отбирая подвижные игры, воспитатель может усиливать нравственные задачи, а иногда и включать их специально, создавая новый вариант игры. Например, в игре «Не намочи ног», воспитатель ставит цель – дать детям возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку.

1-й вариант. На полу отделяется чертой болото шириной 4-5м. детям дается по две дощечки (40х24см.). Им надо по этим дощечкам-мостикам перейти обоим на другой берег. Каждый ребенок кладет одну дощечку на землю, затем вторую кладет, идет дальше и т.д. Когда дети проходят примерно к середине болота, создается ситуация, будто у одного из них сломалась дощечка и уплывает. Как поступить? По правилам игры нужно вместе добраться до берега. Дети сами ищут выход из создавшегося положения.

2-й вариант. Задание то же. Но оно усложняется – вносится элемент соревнования: «Кто быстрее переберется через болото, не намочив ног». Каждому играющему дается три доски, длина болота увеличивается. В ходе игры у одного из детей уплывает две доски. Как поступит товарищ? Не помещает ли ему задание «Кто быстрее» выполнить товарищеский долг?

Подобного рода игры создают объективные условия для активизации морально-волевых черт характера.

В старших и подготовительных к школе группах сюжетные игры уступают место чисто гимнастическим, например, игры-состязания. В деле совершенствования двигательных умений и навыков, формирования морально-волевых качеств, особая роль отводится играм-эстафетам. Игры-эстафеты – одна из разновидностей бессюжетных подвижных игр с элементами соревнования. Они вполне доступны детям старшего дошкольного возраста. В каждой игре-эстафете одновременно решается ряд задач: воспитание смелости, решительности, организованности, дисциплинированности, коллективизма, дружелюбия, а также закрепление навыков основных движений, развитие ориентировки в пространстве, быстрота, точность, координация. Таким образом, в каждой игре происходит комплексное решение этих задач, развитие физических и морально-волевых качеств детей. Для организации игр-эстафет обязательно деление ребят на команды, между которыми происходит состязания. В любой игре дети выполняют действия в определенном порядке. В заданном или максимально возможном темпе. Правила игр составлены так, что они способствуют проявлению инициативы и находчивости каждым ребенком. Поэтому воспитателю необходимо добиваться добросовестного их выполнения. В играх-эстафетах дети более самостоятельны и активны, чем во время выполнения физических упражнений.

Участвуя в играх, они усваивают нормы взаимоотношений в коллективе, учатся справедливо оценить действия товарищей, добиваться победы в соревнованиях, преодолевать собственную робость, выполнять предъявляемые требования. В конце игры воспитатель объявляет итоги (победа или ничья), кратко анализирует ход игры, раскрывает ошибки, причины неудачи команды, поощряет победителей. При подведении итогов можно предлагать детям самим оценивать свои действия и действия своих товарищей. Это воспитывает у дошкольников чувство коллективизма, самостоятельность, ответственность за свои поступки. С таким же успехом в старшем дошкольном возрасте используются игры с правилами. Неуклонное требование воспитателем выполнения правил вырабатывает у детей способность к преодолению эгоистических эмоций и побуждений при достижении игровых заданий. Следовательно, правила играют важную роль в формировании необходимых нравственных черт характера ребенка, его общественного поведения в коллективе, выражающего во взаимоотношениях с детьми.

Работу по воспитанию у детей морально-волевых качеств мы ведем постоянно: и в быту, и в труде, и на занятиях, и, конечно. В играх, в частности, в подвижных играх и спортивных развлечениях. Особое внимание мы уделяем тому. Как дети выполняют правила игры. Так, игра «Палочка-выручалочка» очень нравится детям, и они часто играют в нее самостоятельно. Они сами выбирают водящего, стараются спрятаться получше, а правило «выручи товарища» не всегда выполняют. Когда к нам на участок пришли наши бывшие выпускники, рассказывает Береген И.К. – теперь школьники, я предложила им показать, как они играют в эту игру. Все ребятишки наблюдали за игрой старших товарищей. Когда я спросила своих ребят, что все время старались сделать ребята во время игры, дети ответили: «Выручить товарища». Я объяснила детям, что только самые ловкие, находчивые, смекалистые и изобретательные могут справиться с этой задачей, что тот, кто выручит товарища, заслуживает похвалы. После этого игра стала проходить интересно, живо, весело. Ребята всячески старались помочь товарищу, придумывая различные хитрости. Однажды мы проводили игру-эстафету. Я объяснила условия игры, в которой, пройдя все препятствия, нужно было бросить мяч следующему товарищу. Игра началась. Дети, пробежав все препятствия, бросали мяч, следующему товарищу не целясь, часто даже не глядя. Мяч то не долетал, то укатывался прямо к забору. Много времени уходило на розыски мяча. Тогда я остановила игру и предложила детям подумать, что они делают не так. Послышались голоса: «Нужно мяч прямо в руки кидать», «А почему?» - снова спросила я. Дети ответили: «Чтобы было легко поймать следующему товарищу, чтобы он не укатился, и его не пришлось искать, чтобы не подвести команду». Было отрадно заметить, что дети тем самым старались проявить заботу о своих товарищах, болели за свою команду.

Наши девочки очень любят прыгать через скакалку. Однажды мы наблюдали такую картину: Лена и Оля крутили скакалку, прыгала Таня, но больше двух раз прыгнуть не могла – сбивалась с темпа. Так повторялось несколько раз. Было видно, чтобы девочка расстроена и вот-вот заплачет. Он уже хотела выйти из игры, видя, что остальные дети, играющие по близости, смеются над ней. Но Оля сказала ей: «Попробуй еще раз, это наверное, мы очень быстро крутим». Таня решила попробовать, и действительно, стало получаться лучше. Девочки старались крутить медленнее, подделываясь под Танин тем. Это проявление участия; чувство товарищества, конечно, не пройдет для девочки бесследно. Было видно, что она благодарна своим подругам, они помогли ей поверить в себя, в свои силы, прибавили уверенности.

Игру «Караси» мы разучили на участке. Дети без труда убегали от «щуки». Но в такой игре не было одного из элементов – увертывания. Тогда мы провели игру эту в группе. И с первого же раза «щука» переловила почти всех «карасей». Я спросила детей, почему так случилось. Дети ответили, что в группе мало места, тесно. Тогда я спросила: «Почему же тогда «щука» поймала не всех, почему другим удавалось спастись?» Дети ответили, что они были ловкие, они увертывались. Проведя игру еще раз несколько, заметила, что дети стали меньше наталкиваться друг на друга, всячески старались увернуться от «щуки». Когда в следующий раз мы начали игру на участке, сразу определили границы нашего «озера». В результате дети действовали обдуманно, выбирали лучший вариант, чтобы уйти от «щуки». Ребята хорошо усвоили бег врассыпную с увертыванием. Все это воспитывало выдержку, самообладание, быстроту реакции на сигнал.

Нравственное формирование личности начинается с детских лет. Первостепенная роль в формировании нравственных черт принадлежит игре. «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля проходит, прежде всего, в игре» - писал А.С. Макаренко.

Существуют различные варианты подвижных игр. Вариативность позволяет использовать их более целесообразно, с учётом подготовленности детей. Подвижные игры можно постепенно усложнять, но последовательность действий и эпизодов при этом остаётся постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованными. Можно, например, усложнить двигательные задания, увеличивая расстояние (бега, прыжков, метаний), или вводить новые виды движений (ходьбу или бег между препятствиями, по мостику в игре «Поезд» и т.д.). Возможны также изменения темпа движения, увеличение числа «ловишек», количество детей в группе, усложнение правил (например сначала все бегут и занимают любое место, а затем только определённое). Другой пример: в одном варианте дети помогают воспитателю ловить мышек, в другом, более сложном самостоятельно выполняют роль кошки. Усложняются и взаимодействия играющих: в начале дети просто бегут, а затем убегают от ловящего («ловишки», «ловишки с ленточками», «не оставайся на полу»).

К составлению новых вариантов игры можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.

Подбирая игру, воспитатель обращается, прежде всего к программе воспитания и обучения в детском саду. Программные требования являются критерием и для подбора народных и традиционных для данного региона подвижных игр, для варьирования двигательных заданий в знакомых играх.

Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует подбирать игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия. Двигательное содержание игры должно согласовываться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или в даль не имеют эффекта в помещении. Важно также учитывать время года и состояние погоды. Для зимней прогулки, например, логичны игры более динамичные. Но, иногда, скользкая площадка мешает бегу, а в очень жаркую погоду соревнования лучше не проводить.

При планировании учитывается место игры в течении дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела.

На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры, но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует изучать новые игры.

Прежде всего, нужно сделать разметку игровой площадки, подготовить и удобно разместить необходимое оборудование.

Собирать детей нужно в том месте площадки, откуда будет начинаться игровое действие. Сбор детей должен проходить быстро и интересно. Поэтому важно придумать приёмы сбора. Они бывают разными в зависимости от возраста детей и их отношения к игре.

Старшие дети любят и умеют играть. С ними можно договориться о месте и сигнале сбора задолго до начала прогулки. Дети младшего дошкольного возраста не воспринимают таких методов.

Организация малышей требует от воспитателя большой находчивости, потому что их нужно ещё учить играть, формировать интерес к подвижным играм.

Приёмы сбора детей на игру нужно постоянно варьировать.

На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к игре различными способами во всех возрастных группах, но особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приёмы создания интереса к игре тесно примыкают к сбору детей. Иногда это одно и то же. Например, интригующий вопрос к малышам: «Хотите быть лётчиками? Бегите на аэродром!...»

Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов, например, воспитательница одевает маску – шапочку: «Смотрите, какой большой косолапый мишка пришёл к нам играть…» или «Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик… ловите его! И т.д. Хороший результат даёт и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.

Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит как это нужно для игры. Старшую группу он может поставить в шеренгу, полукругом.

В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая её воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. При повторном про ведении игры правила уточняют. Большое значение при этом имеет интонация. Движения можно показать до начала или во время игры. Это обычно делает воспитатель, а иногда кто – либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показами: как выезжает автомобиль, как прыгают зайчики.

Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, мало подвижные не всегда справляются с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо, с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же, желательно, чтобы все умели выполнять роли.

1. Специфика подвижной игры.

Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр - в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

2. Значение подвижных игр.

Подвижные игры прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма.

Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др.

Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав.

Итак, подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

3. Виды подвижной игры.

Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.

Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше.

К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.

В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы . Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке; выполнить движение с завязанными глазами: ударить по мячу ногой, "напоить лошадку" и т. п.). Игры-забавы на вечерах досуга и праздниках - веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.

Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др.

По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности.

К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.

Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами.

В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

4. Структура проведения подвижных игр.

Структура проведения подвижных игр:

Сбор детей на игру

Создание интереса к игре

Организация играющих, объяснение игры

Определение ведущего

Проведение игры

Окончание игры и подведение итогов

Воспитатель должен помнить, что при организации даже уже знакомой детям подвижной игры, необходимо преподносить ее с большим эмоциональным откликом и внеся элемент новизны: новый атрибут, изменения правил, новая считалочка и т. д. Это позволит вызвать эмоциональный отклик у детей, они качественнее будут выполнять движения. Дети захотят самостоятельно организовать подвижную игру, будет развиваться двигательная активность.

В зимнее время для подвижных игр расчищается от снега площадка, сооружаются невысокие снежные валы, небольшие горки, ледяные дорожки для скольжения, снежные фигуры для попадания в цель, снежные лабиринты (для ходьбы, бега, пролезания).

Весной и летом во время прогулок в играх и упражнениях детей необходимо использовать природные условия окружающей местности. Канавки, пригорки, поваленные деревья, пеньки, ручейки, деревья, кустики являются прекрасными "пособиями" для приобретения детьми нужных и полезных навыков естественных движений. Они могут служить препятствиями, которые нужно преодолеть в ходе игр или упражнений.

5. Особенности руководства подвижной игрой.

Ая младшая группа

Кругозор детей этого возраста мал, внимание не устойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простыми и доступными правилами и сюжетом. Действующие лица хорошо знакомы детям, встречаемы в повседневной жизни (кот, птички) или с которыми его легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку. Правила очень просты и тесно связаны с сюжетом.

Большое место в этом возрасте занимают игровые упражнения, в них включены простейшие двигательные задания (принеси флажок, догони мяч).

Ая младшая группа

При подборе и проведении игр важно учитывать предшествующий вид деятельности, дети лучше усваивают новые игры, если перед игрой они рассматривали картину, повторяли стихотворение или конструировали, так как дети не утомлены и смогут воспринять новое двигательное задание. После сложных занятий, требующих от ребёнка усиленного внимания, сосредоточенности, н. развитие математических представлений, лучше не предлагать малышам новых игр, а повторить знакомые.

В данном возрасте в играх появляются задания, связанные с запоминанием предметов, форм, с различением основных цветов, звуков («Найди свой цвет», «Беги к флажку»), большинство игр имеют развёрнутые сюжеты и обусловленные роли («Кот и мыши», «Поезд») название игры как правило, определяет игровое поведение. В этом возрасте ребёнок уже может принимать на себя главную роль. В этом возрасте уже нужно добиваться точного выполнения правил и условий игры.

Средняя группа

Ребёнку уже интересны более сложные движения, требующие ловкости, скорости, точности. Они с удовольствием соревнуются, кто дальше прыгнет или кто больше соберёт. Усложняются взаимодействия в игре где результат зависит от согласованности действий в игре («Найди пару», «Цветные автомобили»), от умения быстро и организованно построиться в звенья, считаясь с интересом товарищей.

Большинство игр имеют развернутые сюжеты, определяющие содержание движений, во многих играх есть роль водящего, как правило она одна,но при усложнении игры можно вводить второго водящего н. «У медведя во бору» два медведя.

В средней группе воспитатель уже редко выполняет роль ведущего, в течении года нужно привлекать выполнять ведущие роли всех детей. В данном возрасте на роль водящего дети выбираю сами.

Старшая группа

В этой возрастной группе содержание п/игр ещё более усложняется в связи с расширением кругозора детей, включаются новые образы и сюжеты, знакомые из книг, рассказов воспитателя, кинопросмотров, в на которых играх идёт отражение разных профессий («Пожарные на учении», «Охотник и зайцы»). Большое место в старших группах занимают бессюжетные игры типа «Ловишки», а также с элементами соревнования, в начале года индивидуальные, затем группами.

Ответственные роли в игре выполняют сами дети, воспитатель напоминает правила и следит за их выполнением, смотрит, как дети выполняют игровое движение, подаёт сигналы. Однако иногда участие воспитателя необходимо, он может взять на себя роль и показать, как нужно быстро двигаться, чтобы поймать много детей, этот приём очень оживляет игру, способствует эмоциональному настрою.

Подготовительная группа

В подготовительной группе дети более самостоятельны в организации п/игр. Ребёнку известно большое количество игр их содержание и правила, он представляет себе и возможную двигательную и эмоциональную их насыщенность. Это позволяет выбирать игры в соответствии со своими интересами и желаниями.

В этой группе особенно велико значение игр и упражнений для закрепления и совершенствования у детей навыков в основных видах движений, развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости. Дети начинают действовать наиболее эффективными способами с максимальной мобилизацией усилий для достижения результата, проявляя положительные морально - волевые качества.

В подвижных играх для тетей 7-го года занимательность сюжета уже не имеет большого значения, поведение детей теперь уже регулируют игровые правила, которыми ребёнок сознательно руководствуется.

К подвижным играм дети проявляют особый интерес. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.

В подвижных играх выполняются различные дви-жения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.

В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота. Этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых ситуациях (необходимость увертываться, чтобы не быть пойманным, бежать как можно быстрее, чтобы поймать убегающего, и т. д.).

Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.

Можно выделить следующие большие группы подвижных игр:

1. Сюжетные игры — в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей. В сюжетных играх может участвовать разное количество детей — от 10 до 25 человек.

2. Игры без сюжета — игры типа разнообразных ловишек — основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений.

К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей — 2 — 4 человека.

3. Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения.

Игровые упражнения могут быть организованы для небольшой группы детей. Выполнение движений в них может проходить как одновременно, так и поочередно. Удобно проводить такие упражнения и с отдельными детьми.

4. Игры с элементами соревнования, несложные игры-эстафеты также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности). Этим они существенно отличаются от бессюжетных игр.

Игры такого типа могут проводиться без разделения на звенья, команды, когда каждый ребенок, играя сам за себя, стремится выполнить задание как можно лучше. Эти игры можно проводить и с разделением на звенья, команды, где от ловкости, сообразительности каждого играющего и согласованности действий участников всего звена зависит общий результат.

5. Самостоятельную группу представляют игры спортивного характера: бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др. В этих играх используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старших возрастах.

Благодаря большому разнообразию подвижных игр можно целенаправленно и разносторонне воздействовать на развитие ребенка.

Важные воспитательные функции несут правила игры. Они имеются даже в самых простых играх. Правила создают необходимость действовать в соответствии с ролью: как можно быстрее убегать от водящего, подпрыгивать легко и высоко, как зайчики или мячики, и т. п. Выполнение несложных правил в подвижных играх организует и дисциплинирует детей, приучает действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помо-гать друг другу. Если правила не выполняются, игра теряет смысл, перестает быть интересной для детей.

По своей организации подвижные игры чаще все го коллективны, в них могут объединяться от 2 до 25 детей. Коллективные игры особенно ценны в воспитательном отношении. Игра в коллективе сверстников является важным условием воспитания умений согласовывать свои движения и свое поведение с движениями и поведением других детей, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. В играх складываются и проявляются их взаимоотношения, отношение к различным двигательным заданиям и т. д. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей.