» »

Постановка удара. Техника ударов в бильярде: Удар кием по шару Как бить шары в русском бильярде

28.03.2024

Отрабатывать базовые навыки нужно на простых ударах "в лоб": бить по битку по центру шара. Если ваша техника уже на более-менее хорошем уровне, и вы научились , пора знакомиться с разными видами ударов, и отрабатывать уже их.

Виды ударов кием по битку

Ударить кием по битку можно по-разному. Проще всего разобраться с разными видами ударов поможет простая схема:

1. удар по центру - "клапштос". Базовый удар, с которого начинается отработка техники бильярда. Все другие удары по шару со смещением от центра называются "эффе", для их выполнения нужно очень тщательно следить за состоянием наклейки, постоянно натирать ее мелом;

2. удар выше центральной точки - "накат". Отлично подходит для новичков, выполняется легко, прицел при таком ударе самый верный;

3. удар ниже центра - "оттяжка". В отличие от наката, он намного сложнее, ведь шару нужно придать обратное горизонтальное вращение. Выполнять его нужно мягко, но четким, акцентированным ударом;

4. удары с винтом. Вы можете придать шару только строго правый или левый винт, их выполнять могут и новички. Если же сместить точку удара еще вверх или вниз, получатся комбинированные удары - боковой винт с оттяжкой, или с накатом. Они намного сложнее, у вас уже должен быть хорошо поставлен удар, выполнять их нужно без резких рывков, очень точно, плавно, силу удара регулировать только длиной оттяжки кия и отдаленности опорной руки от битка.

Виды ударов битком по прицельному шару

В зависимости от того, как ударяет биток по прицельному шару, различают два вида ударов: прямой и резаный. Прямой шар выполнить сложнее, нужно бить очень точно и технически правильно. Кроме того, существуют еще такие удары, когда прицельный шар не идет сразу в лузу, а отталкивается от борта, и потом уже падает. Это:

  • дуплет;
  • резаный дуплет;
  • круазе (оборотный удар; биток после контакта с прицельным шаром пересекает траекторию его движения к лузе).

Самые сложные удары в бильярде: описание и применение

Знает немало сложнейших и красивых ударов, сделанных с профессиональным мастерством. Мастерами игры разработана даже специальная , увеличивающая в разы шансы на победу в партии. Приведем сложные удары в бильярде, которым вполне можно научиться после освоения азов этой игры:

  • перескок (биток перепрыгивает через стоящим рядом шар и продолжает движение к прицельному);
  • абриколь (удар от борта по прицельному шару);
  • контр-туш (прицельный шар отбивается от борта, снова попадает в биток и уже после второго контакта падает в лузу). Учиться таким сложным приемам лучше уже тогда, когда вы хорошо владеете базовой техникой бильярда.

Предлагаемые вниманию читателя начальные сведения по технике бильярдной игры рассчитаны прежде всего на начинающих и любителей, желающих самостоятельно освоить основные технические и некоторые тактические приемы. Они базируются на современных и общепризнанных методических рекомендациях ведущих мастеров. Несмотря на широкое разнообразие бильярдных игр, изложенные ниже основы техники в равной степени присущи всем без исключения видам. Изложение ведется на примере американского лузного бильярда (пула). Это объясняется не только желанием познакомить любителей с техникой и тактикой именно этой, до недавнего времени известной лишь по отрывкам из американских кинофильмов, но приобретающей все большее распространение в России и в мире разновидностью лузного бильярда. Дело в том, что именно по пулу имеется обширная учебная и методическая литература, практически неизвестная отечественному читателю. Эти методические разработки полезно использовать при освоении любой бильярдной игры, будь то пул, снукер или русский бильярд. Кроме того, подытожены и многолетние наблюдения автора за игрой ведущих мастеров русского бильярда на чемпионатах мира и России в качестве судьи всероссийской категории.

При изложении настоящего раздела использована современная бильярдная терминология. В необходимых случаях следует обращаться к разделу «Азбука современного бильярда».

ПРИМЕЧАНИЕ. Для бильярдистов, играющих левой рукой, все нижеследующие рекомендации следует понимать в зеркальном отображении.

1. ПОДГОТОВКА К УДАРУ

В любом деле важна система, которая предусматривает вполне определенный порядок действий. Например, боевой командир действует по следующей проверенной схеме: оценивает обстановку, принимает решение и отдает приказ. Скрестив кии с соперником за бильярдным столом, вы тоже должны действовать в определенной последовательности: во-первых, нужно оценить позицию на столе, во-вторых, принять игровое решение и, в-третьих, подготовиться в удару. Подготовка к прицельному удару, в свою очередь, предусматривает: выбор точки прицеливания и исходного положения кия, подход к столу и занятие устойчивой игровой стойки, легкую хватку кия и постановку надежного упора, правильный прицел и разминочные маховые движения. Следует особо подчеркнуть, что к любому, даже самому простому удару следует готовиться одинаково тщательно, действуя каждый раз по одной и той же схеме. Напоминаем также, что практически перед каждым ударом желательно мелить наклейку кия во избежание кикса.

1.1. Выбор точки прицеливания

Подготовка к любому удару начинается с выбора точки прицеливания. Ниже мы уточним это понятие, а пока

будем понимать под этим точку на игровой поверхности, куда следует направить биток. Действительно, без выбора точки прицеливания нельзя занимать игровую стойку, ведь центр битка и точка прицеливания определяют направление удара, а следовательно, и исходное положение кия.

1.2. Игровая стойка

Игровая стойка должна обспечивать равновесие, устойчивость и свободу ударно-махового движения. Поднесите наклейку кия почти вплотную к битку и расположите в одной вертикальной плоскости три точки - подбородок, биток и точку прицеливания. Развернитесь вправо так, чтобы правый носок располагался непосредственно под кием, а левый - чуть левее линии кия. При этом между кием и туловищем образуется зазор величиной 10 - 15 см, обеспечивающий свободу движений. Равномерно распределите вес тела между правой и левой ногой. Расположите опорную кисть левой руки на расстоянии 18 - 25 см от битка и наклонитесь вперед. Держите кий так, чтобы кисть правой руки располагалась непосредственно под поднятым локтем. Лучше всего, когда при нанесении удара кисть оказывается на 3 - 5 см впереди локтя, но ни в коем случае не сзади (см. илл. 1).

1.3. Хватка

Выше было сказано, в каком месте держать кий. Теперь несколько слов о том, как держать кий. Держать кий следует без напряжения с помощью большого и трех первых пальцев правой руки (см. илл. 2), при этом кий не должен касаться ладони. Важно сохранять легкую хватку на протяжении всей игры. Слишком сильное сжатие кия при нанесении удара по битку является распространенной ошибкой, которая не только сказывается на точности, но и не позволяет

выполнить целый ряд основополагающих технических приемов, предусматривающих передачу битку сильной подкрутки.

1.4. Кистевой упор

Для нанесения точного удара чрезвычайно важен надежный КИСТЕВОЙ УПОР для кия. Постановка руки должна быть естественной и в то же время задавать кию устойчивое направление. Различают два основных упора - открытый и закрытый. При постановке ОТКРЫТОГО УПОРА кисть руки следует положить плашмя на стол, придать ей слегка выпуклую форму и прижать большой палец к указательному, образуя V-образный изгиб (см. илл. 3). Этот изгиб и служит упором для кия (см. илл. 4). Для увеличения высоты упора пальцы нужно потянуть на себя, а для уменьшения - вытянуть вперед. Таким образом можно уверенно наносить удары в верхнюю, среднюю или нижнюю часть битка. На начальном этапе

освоения техники игры, когда основное внимание следует уделить точности и умению регулировать силу удара, начинающему следует подобрать высоту упора таким образом, чтобы удар пришелся в центр битка, то есть чтобы удар получился ЦЕНТРАЛЬНЫМ. РАЗМЕР ОТКРЫТОГО УПОРА определяется как расстояние между битком и большим пальцем. Как правило, используют упоры размером от 18 до 25 см. Опытные мастера используют открытый упор при выполнении ударов, не требующих сильной подкрутки битка. Очень важно использовать открытый упор при нанесении удара по отдаленным шарам, когда приходится вытягиваться и располагать опорную кисть на расстоянии более 30 см от битка (см. илл. 5).

По мере совершенствования техники возникнет необходимость разучить удары по другим участкам битка, расположенным выше, ниже, левее, правее и т. д. Следует отметить, что при сильном ДЕЦЕНТРИРОВАННОМ УДАРЕ становится труднее сохранить не только более

продолжительный контакт наклейки с битком, но и УСТОЙЧИВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ. В этих случаях рекомендуется использовать так называемый закрытый упор. Для постановки ЗАКРЫТОГО УПОРА положите опорную кисть плашмя на стол, прочно оперев нижнюю часть ладони (см. илл. 6). Согните указательный палец так, чтобы его конец касался большого пальца (см. илл. 7). Используя в качестве направляющего желоба внутренние стороны суставов большого и указательного пальцев, вставьте кий в образованную ими замкнутую петлю. А теперь прочно обхватите кий указательным пальцем, при этом петля должна быть свободной ровно настолько, чтобы можно было легко совершать маховые движения кием вперед и назад. После этого растопырьте и твердо обоприте о стол средний палец, безымянный палец и мизинец. Они образуют треногую опору, которая должна быть прочной и в то же время естественной. При правильно поставленном упоре кий легко пере-

мещается, сохраняя точно заданное направление. Для увеличения высоты упора приподнимите стреноженные пальцы (см. илл. 8), а для уменьшения - опустите их так, чтобы большой палец расположился плашмя на игровой поверхности стола (см. илл. 9). Такой упор обеспечивает более устойчивое сопровождение. При этом чем более мягким и плавным является ударно-маховое движение, тем в более высокие или более низкие участки битка можно наносить удар, не опасаясь проскальзывания наклейки кия по поверхности битка (кикса).

Рассмотрим теперь УПОРЫ НА ПОРУЧНЕ. Если биток отстоит от борта более чем на 10 см, положите опорную кисть на поручень и разместите большой палец под указательным (см. илл. 10). Придвиньте кий вплотную к большому пальцу и обхватите его с другой стороны указательным пальцем (см. илл. 11). При выполнении удара по возможности сохраняйте горизонтальное направление


кия. Если биток отстоит от борта менее чем на 10 см, разместите кий между большим и указательным пальцем. Остальные три пальца положите на поручень, как показано наилл. 12. Если необходимо произвести удар по битку ЧЕРЕЗ ШАР, поступите следующим образом. Оперев все четыре пальца о поверхность стола позади мешающего прицельного шара (шаров), поднимите кисть на необходимую высоту и разместите кий на упоре, образованном большим пальцем и суставом указательного пальца (см. илл. 13 и 14). Это неудобный упор, однако он крайне необходим в практической игре.

(Если биток расположен вне досягаемости, воспользуйтесь МАШИНКОЙ. Обоприте переднюю часть машинки о стол на расстоянии 15 - 20 см от битка, а конец отведите в сторону и придерживайте левой рукой. Установите кий в одном из вырезов. Обхватите турник снизу большим, а сверху остальными четырьмя пальцами правой руки и отведите локоть вправо, как показано на илл. 15.)

1.5. Прицел

Правильный прицел - основа точного удара. Ниже мы уточним способ определения точки прицеливания. Если же точка прицеливания определена, то все внимание следует сосредоточить на том, чтобы точно направить кий в эту точку. Вернемся к игровой стойке (см. илл. 1). В процессе прицеливания взгляд скользит от центра битка к точке прицеливания и обратно, при этом игрок корректирует направление кия, стараясь сориентировать его точно вдоль линии прицеливания. В случае необходимости следует чуть сместить упор и (или) корпус. После того как кий сориентирован и все готово для удара, взгляд должен быть сосредоточен на точке прицеливания.

1.6. Разминочные маховые движения

При выполнении удара рука, а вернее, часть руки от локтя до запястья совершает УДАРНО-МАХОВОЕ ДВИЖЕНИЕ. Поэтому, прежде чем выполнить какой-либо удар, следует убедиться не только в правильности игровой стойки и прицела, но и в том, что кий может свободно скользить назад и вперед на полный размер упора (18 - 25 см). Для этого обычно производят несколько разминоч-ных маховых движений. Это своего рода репетиция удара. Она не только приучает руку двигать кий строго в направлении точки прицеливания. Во время репетиции игрок мысленно прокручивает удар, активизирует мышечную память и подбирает необходимое ускорение ударно-махового движения. Чем сложнее или сильнее удар, тем длительней должна быть репетиция. Обычно опытные игроки перед ударом делают от трех до десяти разми-ночных маховых движений в зависимости от степени сложности удара.

При выполнении разминочных движений взгляд непрерывно следит за правильностью прицела. Необходимо также следить за тем, чтобы маховое, маятникообразное движение строго в плоскости прицеливания совершала лишь часть руки от локтя до запястья. Локоть опускается строго вертикально лишь на этапе СОПРОВОЖДЕНИЯ (см. ниже). В этом залог точности удара.

1.7 Замах

При замахе рука медленно отводится на исходную позицию. Чем сильнее удар, тем дальше следует отвести руку назад. Важно выполнять замах одинаково медленно, независимо от силы удара, и, отведя руку, выдерживать небольшую паузу.

2. УДАРНО-МАХОВОЕ ДВИЖЕНИЕ

С этого момента начинается плавное ускорение кия вперед с ударом и передачей движения битку. Рука при этом совершает движение, которое мы будем называть УДАРНО-МАХОВЫМ. Внешне оно выглядит как единое движение, однако по существу складывается из трех составляющих: УСКОРЕНИЕ (РАЗГОН) КИЯ, АМОРТИЗАЦИЯ ОТДАЧИ и СОПРОВОЖДЕНИЕ БИТКА.

Таким образом, удар по битку является центральным, но не единственным этапом ударно-махового движения. На этапе УСКОРЕНИЯ рука сообщает кию поступательное движение вперед, разгоняет его до необходимой скорости, придает ему необходимую кинетическую энергию. На этапе АМОРТИЗАЦИИ разогнанный кий входит в соприкосновение с неподвижным битком, происходит удар как таковой, то есть столкновение и взаимодействие двух тел. При этом важно самортизировать, смягчить удар и отдачу, не допустить преждевременного отрыва битка от наклейки под действием пиковых ударных сил. На этом этапе биток преодолевает инерцию покоя и трогается с места. На этапе СОПРОВОЖДЕНИЯ, который является завершающей и наиболее важной частью ударно-махового движения, происходит разгон битка до заданной скорости, придание ему заданного движения. К этому, собственно говоря, и сводится вся предшествующая подготовка к удару и само ударно-маховое движение в целом. Следует сразу же подчеркнуть, что сопровождение - это не пропих и тем более не движение вслед, вдогонку битка. В отличие от пропиха сопровождение является неотъемлемой частью любого правильного ударно-махового движения. Здесь все дело в соразмерности. Согласно международным правилам пула именно несоразмерность ударно-маховому движению отличает пропих (толчок) от правильного удара. Пропих, бросок, толчок - это сопровождение без удара. Удар без сопровождения, когда биток сразу же срывается с наклейки, - это жесткий, несамортизированный и, как правило, неточный удар, а то и вовсе кикс. (Единственным исключением является правильно выполненный ПЕРЕСКОК в пуле, который подробно описан в разделе «Азбука современного бильярда».) Обычно нормальное сопровождение составляет 10-15 см. Естественно, что его нужно соразмерять с конкретной позицией шаров на игровой поверхности стола. При этом ни в коем случае НЕЛЬЗЯ ПРОДОЛЖАТЬ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВПЛОТЬ ДО СОУДАРЕНИЯ БИТКА С ПРИЦЕЛЬНЫМ ШАРОМ. Это можно квали-фицировть и как пропих, и как двойной удар. В любом случае это противоречит всем правилам и наказывается фолом (штрафом).

Таким образом, ускорение, амортизация и сопровождение неразрывно связаны и представляют собой неотъемлемые части одного и того же ударно-махового движения. И на каждом этапе важно одно - плавность, плавность и плавность. На первом этапе важно плавно разогнать кий строго в плоскости прицеливания. На втором этапе важен плавный переход от разгона кия к разгону битка (плавность такого перехода мы будем называть также мягкостью удара). И наконец, на третьем этапе необходим плавный разгон битка. Именно это обеспечивает плавность и целостность всего ударно-махового движения и плавную передачу заданного движения битку.

Итак, мы получили представление о процедуре подготовки к удару и об ударно-маховом движении. Теперь можно приступить к его практической отработке, или, как говорят, к постановке удара. В качестве начального упражнения можно порекомендовать удары по битку с передней отметки в дальнюю угловую лузу. Начинать нужно, естественно, с ЦЕНТРАЛЬНОГО УДАРА или даже удара чуть выше центра битка, используя открытый кистевой упор. Подготовьтесь к удару в полном соответствии с описанной выше последовательностью действий. Обратите особое внимание на устойчивость игровой стойки и упора, легкую хватку и расслабление кистевого сустава, неподвижность локтя. Убедитесь в том, что кий направлен точно в цель, а рука может свободно двигаться назад и вперед на полный размер упора (18 - 25 см). Затем произведите несколько плавных разминочных маховых движений. Остановите кий у битка и проверьте точность прицела, скользя взглядом по прямой линии от кия к точке прицеливания. Если прицел выглядит безупречным, сосредоточьте взгляд на точке прицеливания. Сделайте медленный замах и с необходимым ускорением произведите плавное ударно-маховое движение с сопровождением битка вперед. При этом кий, пройдя строго над передней отметкой, должен остановиться на 10-15 см впереди нее, сохраняя направление вдоль линии прицеливания. Если после выполнения удара кий уходит влево или вправо, повторите упражнение вновь до тех пор, пока не добьетесь желаемого результата.

Очень важно производить замах одинаково медленно, независимо от силы удара по битку. Ни в коем случае не следует отводить кий назад быстрее только потому, что необходимо нанести более сильный удар. Здесь ситуация такая же, как при бросании мяча: чтобы точно попасть в цель, мы медленно отводим руку назад, а затем производим сильный бросок вперед.

На следующем этапе можно практиковать лобовой удар по прицельному шару, установив прицельный шар на прямой, соединяющей биток и центр угловой лузы. В этом случае точкой прицеливания служит центр прицельного шара. Практикуйте удары различной силы, изменяя расстояние между шарами.

3. ПОНЯТИЕ О РЕЗКЕ

Соударение битка с прицельным шаром занимает особое положение в технике бильярдной игры. С одной стороны, мы придаем движение прицельному шару. С другой - изменяем скорость и направление движения битка. Этот вопрос достаточно сложен, и мы рассмотрим пока лишь одну его сторону - придание движения прицельному шару. Будем считать, что шары абсолютно упругие и трение между ними отсутствует. Это почти соответствует действительности. По крайней мере, если шары арамитовые. При соударении прицельный шар приходит в движение под действием ударного импульса, который направлен от точки соударения к центру шара. Это и лежит в основе РЕЗКИ. Правильная резка - основа хорошей КЛАДКИ. Однако закономерности резки необходимо знать и учитывать при выполнении любого удара, независимо от того, сыгрываем мы шар в лузу или нет. Умение направить прицельный шар в заданную точку игровой поверхности стола является важным элементом позиционной игры. Кроме того, от резки во многом

Рис. 39. Соударение на резке.

зависит возможность использования тех или иных технических и тактических приемов.

Посмотрим на рис. 39. Допустим, что нам нужно придать прицельному шару движение в направлении к центру лузы (стрелка а). Тогда ударную силу нужно приложить с диаметрально противоположной стороны. Другими словами, соударение должно произойти в точке А. Эту точку мы так и будем называть - ТОЧКОЙ СОУДАРЕНИЯ. Определить точку соударения несложно. Для этого нужно подойти к прицельному шару со стороны противоположной лузе и внимательно посмотреть в направлении стрелки а. Тогда точка соударения будет смотреть прямо на вас. Для того чтобы соударение произошло в этой точке, центр битка в момент соударения должен находиться в точке В. Это и есть ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ, то есть то место, куда нужно направить биток. ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ ОТСТОИТ ОТ ТОЧКИ СОУДАРЕНИЯ НА ПОЛШАРА. Это принципиально важно для выполнения прицельного удара. (В отечественной бильярдной литературе вслед за Леманом точка соударения называется «истинной точкой прицеливания». На наш взгляд, от этого термина следует отказаться, так как кий при правильном прицеле направлен не в точку соударения, а в точку прицеливания. Предлагаемая терминология соответствует и общепринятой мировой практике.) Прямая линия, соединяющая центр битка с точкой прицеливания, называется ЛИНИЕЙ ПРИЦЕЛИВАНИЯ. Именно вдоль линии прицеливания должен двигаться кий при правильном ударе. И именно вдоль линии прицеливания следует направить биток. Только тогда удар будет точным. Поэтому нет необходимости доказывать, какое важное значение имеет правильный прицел. Следует добавить, что как только линия прицеливания установлена и взгляд скользит вдоль нее, то любую точку на этой линии можно использовать в качестве ориентира для прицела, иногда даже точку на поручне или игровой поверхности стола. (В некоторых случаях бывает полезно прикинуть, какая точка на поверхности битка войдет в соприкосновение с прицельным шаром. Как это сделать, видно из рисунка. Искомая точка обозначена буквой С. Направление прямой СА совпадает с направлением линии прицеливания.)

Угол между направлением прицеливания и приданным направлением движения прицельного шара мы будем называть УГЛОМ РЕЗКИ. По мере смещения линии прицеливания в сторону от центра прицельного шара он изменяется от 0 до 90 градусов. При ЛОБОВОМ УДАРЕ, когда точка прицеливания совпадает с центром прицельного шара, угол резки равен нулю. Прицельный шар получает движение в направлении первоначального движения битка. При лобовом соударении практически вся энергия поступательного движения битка передается прицельному шару. И напротив, при выполнении удара на ПРЕДЕЛЬНОЙ РЕЗКЕ, когда биток едва касается прицельного шара, угол резки близок к 90 градусам. При этом прицельный шар получает крайне малый импульс поступательного движения, в то время как биток практически сохраняет свою кинетическую энергию.

Остальные случаи занимают промежуточное положение. Представляет особый интерес РЕЗКА В ПОЛШАРА, когда точка прицеливания смещена на полшара в сторону от центра, при этом естественным ориентиром для прицеливания служит край прицельного шара. Угол резки в этом случае в точности равен 30 градусам. Вот, пожалуй, и все, что необходимо знать о резке. Остальное приходит с опытом. Практикуйте удары под самыми различными углами резки с постепенным увеличением расстояния между шарами. Со временем вы научитесь безошибочно определять точку соударения и точку прицеливания буквально с первого взгляда, как это и делают мастера.

4. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БИТКОМ

Центрального удара по битку в принципе вполне достаточно, чтобы освоить кладку прицельного шара. И если читатель открыл книгу только для того, чтобы узнать, как направить прицельный шар в лузу, то, ознакомившись с понятием о резке, он может незамедлительно приступать к игре. Действительно, для многих любителей бильярд - это кладка шаров и не более того. Они даже не подозревают, что битком в принципе можно и нужно управлять, что место его остановки можно контролировать. Сосредоточив все свои усилия на кладке прицельного шара, они всякий раз в случае промаха умоляют биток спрятаться за шары, остановиться у короткого борта, прокатиться немножечко подальше и т.п., как будто вовсе не они привели его в движение. Как ни важна сила и точность удара, для серьезной игры этого, увы, мало. Кладка становится грозным оружием лишь в сочетании с техникой контроля и управления битком. Это нужно не только и не столько для сыгрывания битка в лузу в русском бильярде, сколько для ведения позиционной игры - основы основ лузного бильярда, будь то русский бильярд, пул или снукер. Игра человека, познавшего тонкости контроля и управления битком, с неискушенным любителем - это все равно что поединок мастера каратэ с дворовым хулиганом, разучившим лишь один удар - с размаху в челюсть. Однако дело не только в результате. Если вы освоите технику контроля и управления, перед вами раскроются необычайные красоты и поистине неограниченные возможности позиционной игры, ее глубокие интеллектуальные аспекты. Игра становится более интересной, осмысленной. Вы сможете проявить всю свою фантазию и способности. Разве ради этого не стоит потрудиться?

Между контролем и управлением разница небольшая. Тем не менее поясним, что под УПРАВЛЕНИЕМ мы будем понимать совокупность технических приемов, позволяющих изменить траекторию, направление и характер движения битка до или после соударения с прицельным шаром или бортом. А под КОНТРОЛЕМ - умение остановить биток в заданной точке игровой поверхности стола. И то и другое одинаково важно.

4.1. Накат, остановка и оттяжка

НАКАТ, ОСТАНОВКА и ОТТЯЖКА - это три кита, на которых держится вся техника управления битком. И начинающий должен в первую очередь овладеть именно этими техническими приемами. Понятно, что накат получится в том случае, если биток послеЛОБОВОГО соударения сохранит верхнее вращение; остановка - если биток к моменту соударения не приобретет верхнее или утратит приданное ему нижнее вращение за счет трения о сукно; и, наконец, оттяжка - если биток после соударения сохранит достаточное нижнее вращение. При выполнении наката удар, как правило, наносится в верхнюю половину битка, причем чем выше наносится удар, тем более сильное верхнее вращение получает биток. При выполнении оттяжки, наоборот, чем ниже наносится удар, тем более сильное нижнее вращение придается битку.

Сразу же оговорим, что нижняя подкрутка и ОТТЯЖКА - это далеко не одно и то же, хотя в бильярдной литературе эти понятия безнадежно перепутаны. Нижняя подкрутка битка - обязательное, но не единственное условие выполнения оттяжки. С другой стороны, нижняя подкрутка используется не только для оттяжки. Она используется, например, при выполнении остановки. Автору неоднократно приходилось наблюдать, как начинающие или по наитию, или, прочитав что-то про «клапштос», пытаются остановить биток коротким и жестким центральным ударом, сразу же после соприкосновения наклейки с битком останавливая кий или даже отводя его назад. Из этого конечно же ничего не получится. Для того чтобы остановить биток, ему необходимо придать достаточное нижнее вращение. Тогда за счет трения о сукно он утратит его при подходе к прицельному шару. Разница в технике выполнения остановки и оттяжки в том, «сколько» подкрутки удается «донести» до прицельного шара.

Для придания битку нижнего вращения необходимо довольно быстрое и мягкое «подсекающее» движение с кистевым сопровождением. Но это полдела. Если все усилия сосредоточить только на придании подкрутки, то ОТТЯЖКА не получится. Нижнее вращение не удастся донести до прицельного шара. Его очень быстро «съест» трение о сукно. Главное условие выполнения оттяжки в том, что, ПОМИМО СИЛЬНОГО НИЖНЕГО ВРАЩЕНИЯ, БИТКУ НУЖНО ПРИДАТЬ СИЛЬНОЕ СКОЛЬЗЯЩЕЕ ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ. Понятие СКОЛЬЖЕНИЕ и СКОЛЬЗЯЩИЙ УДАР подробно описаны в разделе «Азбука современного бильярда». Остается добавить, что только на сильном скользящем ударе можно быстро «донести» нижнее вращение до прицельного шара.

Как же практически обеспечить сочетание сильной нижней подкрутки с сильным скользящим поступательным движением? Во-первых, нужно найти оптимальную точку приложения удара. Тут ситуация такова: чем ближе к центру, тем больше скольжения, но меньше подкрутки, и наоборот. Единых рекомендаций тут нет и быть не может. Все зависит от расстояния до прицельного шара и от того, насколько сильно мы хотим оттянуть биток. Примерная точка приложения

Рис. 40. Примерная точка нанесения удара при выполнении оттяжки.

показана на рис. 40. Она отстоит от центра приблизительно на полрадиуса шара. Во-вторых, нужно нанести сильный, но мягкий удар с устойчивым сопровождением битка. При выполнении остановки и оттяжки следует иметь в виду, что чем дальше отстоит биток от прицельного шара, тем ниже и (или) сильнее следует нанести удар. Для достижения максимального эффекта ударно-маховое движение должно обеспечивать сопровождение битка вперед на 10 - 15 см. (Напоминаем, что мы ведем речь об ударах горизонтально ориентированным кием. Удары приподнятым кием - это удары категории МАССЕ, и о них разговор особый.)

Предлагаем несколько простых тренировочных упражнений для отработки наката, остановки и оттяжки. Вначале упражнение для отработки НАКАТА. Расположите шары согласно рис. 41. Нанесите несильный удар по битку выше центра на полрадиуса так, чтобы после удара он остановился в положении 1. Повторите удар с чуть большей силой так, чтобы биток остановился в положении 2. А теперь ударьте еще сильнее

Рис. 41. Отработка наката

и добейтесь того, чтобы биток остановился в положении 3.

Следующее упражнение - для отработки ОСТАНОВКИ. Расположите шары согласно рис. 42, начав с положения 1. Нанесите удар по битку ниже центра примерно на один диаметр наклейки. Необходимо вы-

Рис. 42. Отработка остановки.

поднять ударно-маховое движение одинаково плавно и стремиться к тому, чтобы биток остановился сразу же после соприкосновения с прицельным шаром. Проделайте это несколько раз, чтобы почувствовать, насколько сильно следует наносить удар. Затем наносите удары по битку немного ниже и с несколько меньшей силой, стараясь получить при этом тот же результат. После этого переходите к положению 2. На этот раз наносите удар по битку ниже центра на полрадиуса и немного сильнее, чем в положении 1. Повторив упражнение несколько раз в новой позиции, вы вскоре почувствуете, насколько сильно следует наносить удар. Продолжите тренировку, используя для битка исходные положения 3 и 4 и каждый раз увеличивая силу удара. Если у вас возникают затруднения в какой-то определенной позиции, повторяйте упражнение до тех пор, пока не добьетесь желаемого результата. Запомните: чем ниже наносится удар по битку, тем меньшая сила требуется для того, чтобы остановить биток после соприкосновения с прицельным шаром.

Поупражняемся теперь в выполнении ОТТЯЖКИ. Расположите шары согласно рис. 43. Сначала нанесите удар по битку с умеренной силой на полрадиуса ниже центра так, чтобы биток откатился назад в положение 1. Увеличивая силу удара, добейтесь того, чтобы биток откатывался назад все дальше, останавливаясь в положениях 2 и 3. При выполнении этих упражнений обратите особое внимание на то, чтобы кий сопровождал биток вперед на 10 - 15 см. Как при остановке, так и при оттяжке удар по битку наносится примерно на полрадиуса ниже центра. Если ударно-маховое движение руки хорошо отработано, наносите удары по битку, слегка наклоняя кий вперед так, чтобы, продвинувшись на 10 - 15 см, он остановился, почти касаясь сукна.

Рис. 43. Отработка оттяжки.

4.2. Боковик

Поговорим теперь о БОКОВИКЕ. Он также относится к числу основных технических приемов контроля и управления битком и используется при выполнении самых различных выходов, отыгрышей, ударов от борта, а также при сыгрывании битка в лузу в «Московской пирамиде» и «Американке». Боковик - это децентрированный удар с боковой подкруткой битка. Он используется прежде всего с целью расширения или сужения углов отражения битка от борта. Для расширения углов используется боковик с БЕГУЩИМ ВИНТОМ, для сужения - боковик с ОБРАТНЫМ ВИНТОМ. Следует всегда помнить о том, что боковик в пуле, как правило, используют не для того, чтобы забить прицельный шар, а для выхода под следующий шар. Хотя роль боковика при игре с выходами чрезвычайно велика, опыт показывает: чем реже используешь боковик, тем меньше промахов по лузе. Дело в том, что боковик влечет за собой побочные эффекты, способные изменить направление движения битка. Они проявляются особенно сильно при выполнении удара наклоненным кием. Это так называемый эффект массе (см. раздел «Азбука современного бильярда»). Однако и при ударе горизонтально ориентированным кием происходит небольшое отклонение траектории движения битка от линии прицеливания за счет ударного импульса в сторону центра битка. Другими словами, правый боковик уводит биток немного влево, а левый немного вправо. Поэтому при исполнении правого боковика точку прицеливания следует сместить немного вправо, а при исполнении левого боковика - немного влево.

Следует подчеркнуть, что на начальном этапе освоения техники не следует увлекаться ударами в удаленные от центра участки битка. Дело в том, что при боковом децен-трированном ударе сохранить устойчивый контакт наклейки кия с битком гораздо труднее. Причем тем труднее, чем сильнее и дальше от центра наносится удар. Мы уже говорили о том, что наклейку необходимо мелить специальным бильярдным мелом. Добавим только, что при подкрутке битка мелить нужно особо тщательно. Иначе вместо подкрутки может получиться кикс. Кроме того, важное значение имеет правильная полусферическая форма наклейки, обеспечивающая «шарнирность» контакта.

Теперь о мягкости удара и плавности сопровождения. Выше было уже сказано, что хорошая амортизация и плавное сопровождение позволяет сохранить контакт наклейки с битком. Остается добавить, что при подкрутке битка эти факторы важны вдвойне. Причем расслабление кистевого сустава и кистевое сопровождение играют особую роль. Почему именно кистевое? Каждый из нас хоть раз в жизни раскручивал велосипедное колесо. Все знают, что импульс нужно прилагать не к центру, а в сторону от него (то есть децентрированно). Попробуйте, однако, сильно раскрутить колесо ударом кулака - ничего не получится. Если же подключить кисть и повторить примерно то же самое движение, то эффект будет совершенно другой. При подкрутке битка происходит примерно то же самое.

Как и любой другой технический прием, боковик следует вначале отработать на тренировке. На рис. 44 представлены примеры изменения углов отражения в зависимости от направления боковой подкрутки при выполнении

Рис. 44. Накат с бегущим и обратным винтом.

НАКАТА. Попробуйте убедиться в этом сами. Вариантов взаимного расположения шаров бесчисленное множество. Практикуйте удары различной силы с БЕГУЩИМ и ОБРАТНЫМ ВИНТОМ, стараясь при этом КОНТРОЛИРОВАТЬ БИТОК. Со временем можно переходить к выполнению боковика в сочетании с ОТТЯЖКОЙ.

5. ЭЛЕМЕНТЫ ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ

Освоив основные технические приемы - накат, остановку, оттяжку и боковик, можно перейти к освоению основных приемов ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ. Не претендуя на полноту освещения всех аспектов позиционной борьбы, многие из которых пояснены выше в «Азбуке современного бильярда», мы остановимся прежде всего на умении делать ВЫХОД. Это элемент активной позиционной игры. Он играет важную роль в любой лузной игре, но имеет особое значение для пула и снукера, поскольку эти игры основаны на умении забить не один шар, а СЕРИЮ шаров. Если, допустим, при игре в «Русскую пирамиду» или «Московскую пирамиду» серия из трех и более шаров является достаточно большой редкостью, то в пуле и снукере при прочих равных условиях успех сопутствует игроку, умеющему построить серию и довести партию до победы.

В основе выхода лежит КОНТРОЛЬ БИТКА. Смысл ВЫХОДА в том, чтобы, сыграв один несложный прицельный шар, поставить биток в такое место на игровой поверхности, откуда можно легко сыграть другой прицельный шар. Проще всего научиться делать выход, отрабатывая на тренировке какой-либо конкретный удар. При этом на сукне следует пометить мелом позицию прицельного шара и битка, для того чтобы можно было начинать каждый раз из одного и того же исходного положения. Расположите шары согласно рис. 45. Забейте прицельный шар в лузу, нанеся удар по битку чуть выше центра, и проследите за тем, в каком месте он ударится о первый борт и в каком направлении отразится от него.Если наносить удары по битку в одно и то же место, но с различной силой, то можно заметить, что траектория его движения остается почти неизменной, изменяется лишь пройденный им путь (РАЗМЕР УДАРА). Регулируя силу удара, сделайте выходы под каждый из показанных на схеме прицельных шаров.

Если же теперь из того же исходного положения наносить удары по битку чуть ниже центра, то траектория его движения существенно изменится. Регулируя силу удара, добейтесь того, чтобы биток, двигаясь по той же траектории, перемещался по столу все дальше и дальше. Продолжайте упражняться, нанося удары по битку еще ниже. Это позволит вам получить основные сведения о том, что произойдет при ударе по битку в различные точки и с различной силой.

Следующее упражнение демонстрирует, как изменится траектория при нанесении удара по битку в точки, расположенные на различной высоте. Расставьте шары согласно рис. 46. Если выполнить НАКАТ, то биток опишет показанную на рисунке кривую. Если нанести жест-

Рис 45 Отработка выхода

Рис. 46. Изменение траектории движения битка.

кий ПЛОСКИЙ УДАР чуть ниже центра, то биток пойдет по прямой к короткому борту. Если ударить по битку на полрадиуса ниже центра, то он оттянется ближе к угловой лузе.

Успешная игра на выходах основана на хорошем ПОЗИЦИОННОМ МЫШЛЕНИИ, которое предполагает быстрое нахождение простейших путей для построения серии. Для развития навыков позиционного мышления рекомендуется выполнить упражнение, которое можно назвать «Тройка с руки». Бросьте на стол три шара. Допустим, что они расположились так, как на рис. 47. Шары занумерованы в том порядке, в каком их проще всего сыграть в лузы. Если ударить по битку выше центра, то он, положив шар № 1, за счет наката ударится о борт и отразится в направлении шара № 2. В зависимости от силы удара биток остановится в одном из показанных на схеме положений. Здесь промахнуться очень трудно. Если вновь нанести удар по битку выше центра, то биток, положив шар № 2, остановится внутри заштрихованного сектора. После этого легко положить шар № 3.

Рис. 47. Тройка с руки.

Многократное повторение одних и тех же ударов - лучший способ обучения игре. Не увлекайтесь сложными ударами через весь стол. Отрабатывать стоит лишь удары простые и средней сложности, при выполнении которых часто ошибаются. Под ошибкой в данном случае следует понимать не просто промах по лузе, а неудачный выход под следующий шар. Поэтому на тренировках следует повторять удар даже в том случае, если прицельный шар сыгран, но выход не получился. Отрабатывайте выход до тех пор, пока не научитесь с уверенностью достигать желаемого результата. Многие полагают, что успех в игре приносит умение выполнять сложные удары. Практика, однако, показывает, что выигрывают не те, кто выполняет сложные удары, а скорее наоборот, проигрывают те, кто не может сделать правильный выход при выполнении простых ударов.

В качестве хорошего тренировочного упражнения как для начинающих, так и для более сильных игроков можно рекомендовать игры в «Восьмерку» и «Девятку» с измененными правилами. Если с разбития падает шар, то можно начинать свою серию ИГРОЙ С РУКИ. После промаха по лузе соперник начинает свою серию также с руки. Преимущество такой игры в том, что игра с руки начинается с осмотра стола. Даже начинающий увидит возможность забить два, а то и три шара. Более опытный игрок очень быстро находит наиболее рациональный способ последовательно забить все шары. Такая тренировочная игра приучает быстро принимать стандартные игровые решения и выбирать наиболее простой путь для организации серии. Час игры в «Восьмерку» или «Девятку» с руки дает для обучения столько же, сколько пятнадцать часов обычной игровой практики.

Следует подчеркнуть, что технику и тактику нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Чем шире арсенал технических приемов - тем больше возможностей для позиционной игры. Выше были рассмотрены довольно простые выходы. По мере совершенствования техники игры можно переходить к более сложным и изощренным выходам. Однако всему свое время. Не следует торопить события. Только освоив основополагающие приемы, можно переходить к разучиванию более сложных, при этом важно правильно оценить уровень своей игры. Начинающему можно дать простой совет: НЕ ТАК ВАЖНО ЗНАТЬ, НАСКОЛЬКО ТЫ ИГРАЕШЬ ХОРОШО, КАК ЗНАТЬ, НАСКОЛЬКО ТЫ ИГРАЕШЬ ПЛОХО. Мне приходилось довольно близко общаться со многими известными мастерами. И все они, как правило, не удовлетворены своей игрой. Это вполне понятно. По мере совершенствования мастерства и обретения опыта в корне изменяются представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. На плохую игру жалуются даже те виртуозы, которые регулярно заканчивают партию с кия. Понаблюдайте за игрой признанных мастеров на официальных соревнованиях, и тогда вы поймете, что такое современный лузный бильярд высокого уровня.

Техника удара в бильярде состоит из нескольких этапов. Первый из них это удар кием по шару, тонкости которого мы сейчас рассмотрим подробнее.

Результативный удар кием по битку (шару) может быть разным, но он определяет характер последующего движения шара по столу. Удар наносится кием в одну из множества воображаемых точек на поверхности бильярдного шара.

Секрет хорошего удара состоит как раз в том, чтоб верно определить эту точку и попасть в нее. Точность удара в разных видах бильярдной игры различна (в русском, например, точность высока и измеряется в долях миллиметра).

Конечно, в теории сложно описать все возможные удары по шару, однако принято выделять девять основных точек на поверхности шара, попадая кием в которые мы придаем битку требуемое направление движения.

  1. Центральная точка находится точно по центру шара. «Бей по центру» или «Клапштос» - хлопушка с немецкого. Ударяя в центр бильярдного шара, вы сообщаете ему поступательное движение, которое с учетом трения о сукно переходит в плавное качение по столу. Этот удар, при определенной точности, эффективен и при отсутствии помех легко выполним даже начинающими бильярдистами. Однако, в случаях, когда расстояние между шарами велико, или биток прижат к борту бильярдного стола, такой удар гораздо труднее или попросту невозможен.
    Если же бьющий не попадет в центр шара, а ударит немного ниже, биток не покатится, а станет на месте, так как движение уравновесится вращением шара в обратную сторону. Такой удар называют «остановка».
    Технику ударов по шару рекомендуется осваивать именно с центрального удара, а затем переходить к более сложным крученым.
  2. Накат - удар в верхнюю центральную точку - выполняется, если биток после столкновения с прицельным шаром должен продолжать движение вперед. Этот удар тоже из разряда несложных, пригоден для начинающих. Выполнять его следует длинно и плавно.
    Техника наката зависит от расположения шаров. Если расстояние от битка до прицельного шара невелико (0,5 м и меньше), бить следует вскользь, почти в верхнюю точку шара сильно и коротко. Если же биток отстоит от прицельного шара на большее расстояние (более 0,5 м), бить кием нужно примерно посередине между центром шара и его верхним краем.
  3. Удар в нижнюю точку шара называется «оттяжка». Бить так следует, если вы хотите, чтобы биток после удара не продолжил движение, а откатился назад. Оттяжка - удар для опытных игроков, он не сразу всем удается. Бить нужно быстр и мягко. Кий держать параллельно плоскости бильярдного стола. При небольшом расстоянии между шарами кий нужно приподнять и бить под углом 45º.
  4. Удар в левую крайнюю точку шара - левый боковик - придает шару поступательное движение и вращение по часовой стрелке. После удара битком по прицельному шару биток уйдет влево.
  5. Удар в правую крайнюю точку шара - правый боковик - придает шару поступательное движение и вращение против часовой стрелки. После удара битком по прицельному шару биток уйдет вправо.
  6. Удар в левую верхнюю точку шара - верхний левый боковик. При таком ударе биток после соприкосновения с прицельным шаром стремительнее уйдет вперед и влево.
  7. Соответственно, удар в правую верхнюю точку шара - верхний правый боковик. Биток после соприкосновения с прицельным шаром уйдет вперед и вправо.
  8. Удар в левую нижнюю точку шара - нижний левый боковик. Выполняя этот удар, нужно понимать, что биток в силу обратного вращения станет двигаться влево и назад.
  9. Удар в правую нижнюю точку шара - нижний правый боковик. Биток после соприкосновения с прицельным шаром уйдет вправо и назад.

Большинство начинающих и «средних» игроков считают, что причина невысокого уровня их игры - в отсутствии должной концентрации. Это верно лишь отчасти.

Основной источник ошибок неофитов - несовершенная техника. Между тем, это самое главное, без чего в принципе невозможен прогресс.

Присмотритесь к игрокам в клубе: «любители» по большей части не осознают критической важности постановки техники. Они много знают - про накат, оттяжку, винты, выходы, но не могут эффективно пользоваться этими знаниями, поскольку им не хватает технического арсенала. Почему? Они проскочили первый этап обучения - постановку удара. С тем ударом, который у них есть, они могут забить шарик, два или три, но собрать партию с кия им не под силу из-за нестабильности удара.

Более того, многое игроки даже не осознают несовершенство своего удара. А между тем они могли бы поднять игру, уделив больше внимания технике. Проблема в том, что ряд тонких моментов просто невозможно объяснить на бумаге, и лишь взгляд опытного профессионала поможет «настроить» ударное движение правильно. Поверьте, отнюдь не зря каждый автор книги о бильярде рекомендует начинающим игрокам взять пару уроков - это самый простой, быстрый и эффективный способ начать играть в бильярд, а не просто катать шарики по поляне.

На наш взгляд, идеальный учебный курс для начинающих можно условно разделить на 4 этапа:

1. Первое и самое важное - постановка правильного удара. Эта нудная работа над собой отнимает много времени и сил, но она совершенно необходима для того, чтобы прилично играть в бильярд.

2. После того как игрок достигает какого-то прогресса в технике (например, стабильно собирает линейку из 15 шаров), для него наступает пора занятом «продвинутой» техникой: остановкой битка, накатом, оттяжкой, боковиками и заинтересоваться позиционной игрой. В процессе игры крайне важно не забывать о технике. В этом случае, применяя на практике накаты и оттяжки, начинающий бильярдист сможет значительно улучшить свою технику, постичь не очевидные с первого взгляда нюансы и значительно поднять игру.

3. Третий этап : тактическая игра, понятие отыгрыша, система бортов, специфические удары («дуговики», перескоки и т. п). На этом уровне весь новый технический арсенал должен отрабатываться в сочетании с правильным подходом к каждому удару.

4. Примечательно, что после того как ученик овладел практически всей теорией, он возвращается к тому, с чего начинал: совершенствует технику. Ведущие инструкторы EFPB Дэвид Альфьере и Уве Сандер считают, что «большинство ошибок, которые игрок этого уровня все еще допускает, обусловлены недостаточно отработанной техникой и редко случаются по причине отсутствия теоретических знаний».

Перед тем как перейти к рассмотрению важнейших технических параметров - стойки, хвата, кистевого упора (моста) и движения кия, еще раз подчеркнем - только единый алгоритм действий в подходе к каждому удару (будь это удар «с руки», когда прицельный шар «висит» в лузе, или тонкая резка через всю поляну) и идеально отработанная единая техника смогут сделать вашу игру более стабильной. Без этого вы очень скоро обнаружите, что никакие усилия и многочасовые тренировки не делают игру лучше.


Стойка

Бильярд - очень демократичный вид спорта: в него играют мужчины и женщины, молодые и старые, толстые и худые, высокие и низкие люди. Очевидно, найти универсальное, пригодное для всех положение ног и корпуса практически невозможно. Когда вы подходите к удару, обязательно лишь соблюдение трех основных условий:

1) удобное и надежное положение корпуса:

2) прямолинейное ведения кия;

3) свободный ход кия.

Тем не менее кое-какие общие рекомендации мы все же рискнем дать, но применимы они с некоторыми оговорками. Первое: не стойте фронтально и боком к вектору удара. Ноги расположите примерно под углом 30–45° к линии прицеливания. Во-вторых, повторимся, стойка должна быть такой, чтобы положение корпуса не мешало прямолинейному и максимально ровному по отношению к игровому полю движению кия. По мнению Дэвида Альфьере и Уве Сандера, подъем турняка на 1 см дает погрешность в технике удара от 1 до 2 процентов. Игрок, который «задирает» ручку кия на 15 см, получаст коэффициент излишних ошибок, составляющий 15–30 процентов!!! И третье - рекомендуется держать опорную (для правшей - левую) руку прямой, что позволит нам исключить одну из переменных.


Хват

Хороший хват имеет важное значение в бильярде.

Правильный хват - это составляющая хорошего удара.

Неправильный хват ограничит рост вашего уровня игры.

Хват должен быть свободным и расслабленным. Никогда не сжимайте кий сильно - хват должен быть легким как во время прицела, так и во время совершения удара. Постарайтесь использовать два-три пальца для поддержания кия и большой палец для того, чтобы кий не выпал из руки.

Запястье и предплечье должны быть на одной линии.

Не отгибайте полусжатый кулак, удерживающий кий, наружу или внутрь. Вообще не напрягайте руку в запястье: лучезапястный сустав должен работать свободно, как шарнир.

Помимо прочего, необходимо определить, в каком месте следует брать кий. Нужно ли брать кий за нижнюю чашку турняка? Чтобы определить это, требуется вычислить центр тяжести кия, для чего попробуйте сбалансировать ваш кий на указательном пальце. Запомните эту точку как «точку отсчета». В зависимости от вашего роста, вам следует брать кий на участке длиною по меньшей мере 15 см от центра тяжести. Если вы невысокого роста, захватите кий ближе к «точке отсчета» и, наоборот, если вы высокого роста, вам лучше держать кий подальше от «точки отсчета».

«Не сжимайте кий как бейсбольную биту, крепко обхватив его всеми пятью пальцами. Не держите его одними лишь кончиками пальцев, как пижон - чайную ложечку. Большинство игроков легко, но крепко держат кий большим и указательным пальцами. Еще один или два пальца свободно придерживают кий снизу. При отведении кия на замахе - поддерживайте его только большим и указательным пальцами, а при нанесении удара - всеми пятью пальцами».

Тот же Бирн заметил:

«Пожалуйста, не пишите мне о том, что два величайших бильярдиста всех времен, Вилли Хоппс и Ральф Гринлиф, нарушали те или иные предписания… Талант, годы напряженных тренировок, фанатичная воля к победе могут компенсировать любые технические огрехи. А тем, кто по роду своей деятельности не имеет возможности с утра до вечера играть в пул, лучше придерживаться ортодоксальных методов».


Ударно-маховое движение кия

Маховой является рука, удерживающая кий за турняк (правша держит кий правой рукой, левша, соответственно, левой). Высокие игроки держат кий несколько ближе к краю, чем низкорослые игроки и дети. Как определить для себя место хвата? Самый простой и надежный способ: при подведении наклейки кия к битку, предплечье маховой руки должно смотреть перпендикулярно вниз и угол «плечо-предплечье» должен быть близок к 90".

Преимущество такого хвата в том, что кий двигается свободно, а рука проходит одинаковое расстояние как при замахе, так и при сопровождении. Данное положение считается оптимальным, но отнюдь не обязательным.

Другим важным вопросом являются правильное положение кисти руки, по которой скользит ударная часть кия, и расстояние между шаром-битком и рукой. В ходе прицеливания кисть руки, биток и часть кия, примыкающая к наклейке, по внешнему виду напоминают мост. От длины этого своеобразного моста во многом зависит точность удара. Обычно это расстояние рекомендуется выдерживать в пределах 20–25 см. При слишком малом или, наоборот, большом удалении кисти руки от шара выполнить точный удар затруднительно. Перед ударом следует положить кисть руки ладонью на сукно с вытянутыми вперед пальцами и постепенно сгибать ладонь в дугу так, чтобы рука опиралась на стол запястьем и подушечками первых трех пальцев, начиная с мизинца. Несмотря на то, что существуют большие различия в строении пальцев и характере их сгибания у разных игроков, эта рука должна представлять собой одновременно и удобную опору, направляющую кий в точку удара, и крепкую, устойчивую опору корпуса спортсмена о стол. Очень важно с самого начала приучить себя крепко прижимать большом палец к указательному: только в этом случае, во-первых, кий будет легко скользить по руке и, во-вторых, исключаются нежелательные колебания кия в вертикальном направлении, вверх и вниз, снижающие точность удара. Не менее важно правильно держать кий рукой, которой наносится удар. Если держать кий слегка расслабленной рукой и производить предварительные взмахи, стараясь прижимать локоть к туловищу настолько, насколько это удобно, то особых проблем в освоении данного приема не возникает. Место охвата рукой турняка находится там, где кий хорошо реагирует на малейшее задуманное поступательное движение, где он послушен, как смычок в руке скрипача. Надо избегать крепкой хватки - это явный путь к неудаче. Когда кий держится рукой в нужном месте, предплечье образует с ним почти прямой угол. В случае, если следование вышеприведенным рекомендациям все же не помогает ощутить легкость владения кием, если игрок продолжает испытывать неудобства и излишнее напряжение, - данный кий ему не подходит.

Основные требования к игроку в момент нанесения удара:

Удар по шару производится только наклейкой. Всякий другой удар - турником, боковой частью кия - не допускается;

При любом положении корпуса и рук хотя бы одна нога играющего во время удара должна касаться пола;

Первый удар в партии, называемый игрой «с рук», производится после тот, как игрок предварительно поставит рукой шар-биток в любом месте «дома», момент прохода битком линии «дома», является началом игры;

Игра «с рук» производится и при игре в «пирамиду», когда удар переходит к одному из партнеров после падения битка в лузу от предыдущего удара, а также игроком после покладки им битка в лузу при игре «Московская пирамида»;

В момент удара «с рук» корпус и ноги играющего не должны выходить за линию продолжения длинных бортов (левою и правого).


Мосты

Есть два основных вида кистевого упора, который также называют мостом (bridge - прямое заимствование из английского): открытый и закрытый упоры. Роберт Бирн считает, что «открытый мост годится только для ударов небольшой силы, без боковой подкрутки или трудном доступе к битку». В остальных случаях он рекомендует начинающим использовать закрытый - «у них и без того хватает проблем… <и>…без надежного упора вряд ли можно ожидать продвижения дальше разряда «лохов».

Впрочем, это не аксиома - на ум приходят Ральф Суке, который играет открытым упором, и Джонни Арчер, разбивающий (!) с открытого моста.

Причину, по которой большинство профи играет закрытым кистевым упором, американский тренер Джек Келлер видит в том, что многие из них начинали играть еще детьми. Ручки у будущих шпилей были короткие, поэтому они держали кий в месте центра тяжести, а то и еще ближе к центру. И чтобы зафиксировать шафт, им приходилось использовать закрытый упор. Вырастая, они, разумеется, придерживались привычной техники.


Закрытый мост

1) Положите руку на стол ладонью вниз (рис. 2).

Поверните кисть так, чтобы пальцы указывали на один час (представьте, что кисть лежит на циферблате часов).

2) Положите шафт кия (ближе к наконечнику) поперек сустава большого пальца и поперек второго сустава среднего пальца (рис. 3).



3) Теперь попробуйте обхватить указательным пальцем шафт и расправить пальцы. Для людей с неэластичными суставы это, возможно, будет самым трудным. Но не отчаивайтесь! Это потребует некоторой тренировки, но на самом деле, все не так уж и сложно (рис. 4).



4) Подвиньте большой палец вперед к кончику указательного пальца, чтобы вокруг шафта образовалось замкнутое кольцо. Старайтесь держать кий на одном уровне с поверхностью стола. Теперь выпрямите руку в предплечье. Постарайтесь зафиксировать локоть. Кисть немного повернется в направлении по часовой стрелке. Это усилит захват шафта, так что вам придется ослабить захват, чуть сдвинув указательный палец (рис. 5).



Кий должен легко скользить между пальцами и в то же время хорошо держаться. Если же он все-таки не скользит, попробуйте использовать мелок или специальную перчатку.

Если вы хотите исполнить оттяжку, постарайтесь как можно сильнее расправить пальцы и прижать их к столу.

При клапштосе (ударе строго в центр битка) придайте ладони форму перевернутой чаши, чуть подтянув пальцы в сторону запястья.

Для исполнения наката подтяните пальцы к запястью еще больше, образуя мост на кончиках пальцев. Не забывайте держать запястье всегда прижатым к столу. Важно регулировать высоту кия над столом при нанесении удара при помощи моста, а не поднимая или опуская турняк кия.

Если же вы считаете, что такой захват для вас слишком сложен, попробуйте научиться делать открытый мост.


Открытый мост

Многие люди при формировании закрытого моста испытывают некоторые трудности. Такой мост требует особой гибкости суставов пальцев и запястья. К тому же при определенных ударах (например, перескок) закрытый мост - далеко не самый выигрышный вариант. В подобных случаях лучше использовать открытый мост. Многие (если не все) игроки в «снукер» используют открытый мост исключительно ради важности точного прицеливания: при открытом мосте линию вашего взгляда вдоль шафта не перекрывает указательный палец. По этой же причине открытый мост предпочитают многие пуловские игроки.

Итак, формируем открытый мост:

1) начните с положения, описанного на рис. 2;

2) вместо обхватывания шафта указательным пальцем просто приподнимите кончик большого пальца так, чтобы ваш большой и указательный пальцы образовали букву «V». Вот и все - открытый мост готов (рис. 6);



3) для того чтобы поднять уровень кия над столом, подтяните пальцы и придайте ладони форму перевернутой чаши. Чтобы снизить уровень - прижмите ладонь к столу (рис. 7);



4) некоторые игроки сгибают пальцы, как показано на рис. 8. Это не самая лучшая идея, однако и таким мостом можно пользоваться.



Мост для ударов через шар

Если необходимо произвести удар по битку через шар, поступите следующим образом: оперев четыре пальца о поверхность стола позади мешающего прицельного шара (шаров), поднимите кисть на необходимую высоту и разместите кий на упоре, образованном большим пальцем и суставом указательного пальца (рис. 9). Это не слишком удобный упор, однако он крайне необходим в практической игре.



Мост для ударов с борта

Если биток отстоит от борта более чем на 10 см, положите опорную кисть на поручень и разместите большой палец под указательным. Придвиньте кий вплотную к большому пальцу и обхватите его с другой стороны указательным пальцем как на рис. 10. При выполнении удара по возможности сохраняйте горизонтальное направление кия.



Если биток отстоит от борта менее чем на 10 см, разместите кий между большим и указательным пальцами.

Остальные пальцы положите на поручень.

Использование открытого или закрытого моста - одна из немногих альтернатив в рамках правильной техники удара. Возможно, такая сравнительная характеристика поможет вам решить, с каким кистевым упором следует выполнять конкретный удар. А также поможет разобраться, почему некоторые удары более результативны при выполнении с закрытым мостом, а другие - с открытым.

Для вашего удобства приведем сравнительный анализ преимуществ и недостатков открытого и закрытого кистевого упоров.


Открытый мост

Плюсы

Линия прицеливания при постановке V-обраэного моста не прерывается, шафт кия видно целиком. Именно поэтому открытый кистевой упор предпочтительнее использовать на дальних ударах, требующих ювелирной точности.

Можно произвести удар над маскирующими шарами: при этом открытый мост не утратит устойчивости, поскольку, в отличие от закрытого, ставится на четырех пальцах. Подобная конструкция гораздо более устойчива, чем закрытый мост без опоры на запястье.

Количество и разнообразие реальных ударов, выполняемых с V-образным упором, гораздо больше. Проше говоря, любой удар с закрытого моста можно выполнить и открытым, а наоборот - нельзя.

Возможные минусы

Во время выполнения удара шафт может пойти в сторону и вверх, он зафиксирован значительно менее жестко, чем внутри «кольца» закрытого упора.

У низкорослых игроков и детей, вынужденных держать кий слишком близко к центру тяжести, возрастает вероятность того, что шафт будет «вылетать» вверх, словно колодезный журавль.


Закрытый мост

Плюсы

Шафт почти не отклоняется, его движение строго прямолинейно, что придает уверенность в момент прицеливания и при ударе.

Так же можно быть уверенным, что до, в момент удара и после него кий не поведет вверх. Если ударно-маховое движение прямолинейно, удар приходится точно в ту точку битка, по которой вы целитесь.

Дети и низкорослые игроки могут держать кий ближе к центру тяжести, не опасаясь, что турняк перевесит шафт и тот пойдет вверх в момент удара.

Возможные минусы

Указательный палец, обхватывающий шафт сверху, прерывает линию прицеливания - это может помешать, когда требуется выполнить предельно точный удар. Кстати, игроки в снукер, которым необходима исключительная точность во время каждого удара, пользуются только открытым упором.

Практически невозможно бить по битку через шар, поскольку в таком положении закрытый упор крайне неустойчив. В большей степени он ограничен анатомией. С закрытым мостом почти нереально выполнить удар, если игроку приходится вытягивать корпус, а также играть от борта.

Впрочем, несмотря на перечисленные достоинства и недостатки, - вполне объективные - выбор кистевого упора во многих ситуациях обусловлен личными предпочтениями шрока, и ничем больше. Например, чемпион мира по «Девятке», тайванец Фон Панг Чао, играет в основном с открытым мостом, а саму «девятку» бьет с закрытым.


Как определить прицельный глаз?

Перед тем как учиться игре в бильярд (и не только), следует определить, какой глаз у вас прицельный. У многих подобный вопрос даже не возникает - «…целюсь левым/правым глазом, потому что так удобнее…». В большинстве случаев так оно и есть - и тот глаз, которым целятся, является прицельным. Известно, что у одних людей прицельный глаз правый, у лругнх - левый, но встречаются и люди с обоими прицельными глазами.

Определить прицельный глаз очень просто.

Полижите мел на дальний короткий борт стола, сами же встаньте у переднего короткого борта, не закрывая глаза, укажите пальцем на мел и сфокусируйте на нем взгляд. Теперь закройте левый глаз: если указательный палец продолжает указывать на мелок, значит, правый глаз - прицельный. Чтобы окончательно убедиться в этом, закройте правый глаз: вы увидите, что палец указывает совсем не на мелок, а в какую-либо другую точку.

Соответственно, если при закрытом правом глазе вы верно указываете на месторасположение мелка, то у вас прицельный глаз - левый. Если же палец лишь незначительно отклонится вправо или влево от мелка (в зависимости от того, какой глаз закрыт), значит, у вас оба глаза прицельные.

Если прицельный глаз у вас левый, вы стараетесь, чтобы при прицеливании именно левый глаз находился на линии нанесения удара над кием, и наоборот. Человека, у которого оба глаза прицельные, можно легко определить: его подбородок находится непосредственно над кием.

Вам также пригодятся следующие советы:

После того как вы определились, как и какой шар вы будете играть, во время прицеливания и нанесения удара сосредоточьте взгляд на прицельном шаре, а не на битке;

Во время нанесения удара не переводите взгляд с прицельного шара на играемую лузу.


Удары кием по битку

Разновидность удара по битку определяется направлением смещения точки удара от центра шара. Таких направлений девять, и каждое из них определяет название удара.



Девять основных точек удара

Клапштос (удар в центр битка)



Один из основных ударов, позволяющих «положить» шар наверняка. При клапштосе строго по его центру в плоскости, параллельной поверхности бильярда, биток получает только поступательное движение вперед и, стол кнувшисьс «чужим» шаром, остановится на месте. Играемый шар отскочит в желаемом направлении. Будучи полезным и красивым ударом, клапштос легко выполняется на близком расстоянии от прицельного шара, но очень труден на дальнем.

Клапштос наиболее трудновыполним, если биток остановился, плотно прижавшись к тому борту, со стороны которого его предстоит играть. В данном случае удар наносится несколько необычно: толстый конец кия поднимается вверх с расчетом коснуться наклейкой точки, наиболее близкой к центру шара.

Клапштос, удар в центр шара, является краеугольным камнем всей бильярдной техники, и, не освоив его, нельзя переходить к отработке других, более сложных ударов.

Остальные восемь ударов носят общее название эффе, то есть «крученый» удар, от которого шар при поступательном движении начинает еще и вращаться (удары с вращением).

Накат

(удар в верхнюю точку строго над центром битка)

Зачастую требуется, чтобы «свой» шар после соприкосновения с «чужим» пошел вперед. Для этого в верхнюю часть битка наносится протяжный длинный удар.

Биток кроме толчка в направлении от игрока получит вращательное движение и после столкновения с играемым шаром, задержавшись на мгновение, покатится вперед.

Накат обычно с большим удовольствием применяют новички, так как особых сложностей он не вызывает. Считается, что при накате удар и прицел наиболее верны.

Оттяжка

(удар в нижнюю точку строго под центром битка)

Если требуется, чтобы после соприкосновения шаров «свой» ушел назад, то удар наносится в нижнюю часть битка. В противоположность накатному удару, вместе с поступательным движением вперед биток получит вращение вокруг горизонтальной оси в обратную сторону и, задержавшись на месте, после удара покатится назад.

Правый боковик

Левый боковик

Следующие четыре удара являются наиболее сложными и носят название комбинированных ударов, так как задержавшись на месте, после удара покатится назад.

Оттяжка считается одним из самых красивых и трудных ударов, ее применение весьма обширно. При оттяжке важны мгновенность и мягкость удара. Большое значение при этом имеет состояние наклейки: только хорошо намеленная, закругленная, эластичная и шероховатая поверхность даст возможность правильно выполнить удар.

Рассмотренные первые три удара обеспечивают либо остановку битка, либо его движение после столкновения с играемым шаром вперед или назад. Клапштос, накат и оттяжку принято относить к простым ударам.

Если же необходимо, чтобы после столкновения с прицельным шаром «свой» покатился вправо или влево, то применяются более сложные боковые или французские удары. Появились они на первых безлузных французских бильярдах в карамбольных партиях, но большое распространение получили лишь после усовершенствования киев и изобретения кожаной наклейки. Главное достоинство боковых ударов заключается в возможности выполнять отыгрыш и выход.

Правый боковик

(удар в точку строго вправо от центра битка)

При таком ударе биток получает кроме поступательного движения вперед вращательное движение вокруг вертикальной оси, проходящей через центр шара, против часовой стрелки и, столкнувшись с играемым шаром и передав ему поступательное движение, завертевшись волчком, пойдет только вправо.

Левый боковик

(удар в точку строго влево от центра битка)

Действие данного удара аналогично предыдущему, только биток получает вертикальное вращение по часовой стрелке и после столкновения с другим шаром пойдет только влево.

Следующие четыре удара являются наиболее сложными и носят название комбинированных ударов, так как включают в себя одновременно элементы боковых ударов, а также наката или оттяжки (иногда их называют боковой накат или боковая оттяжка).

Верхний правый боковик, или накат вправо

(удар в точку вправо и вверх от центра битка)

Данный удар выполняется, если необходимо, чтобы биток после столкновения с прицельным шаром покатился вправо и при этом вперед. Удар кием наносится в верхнюю правую часть шара плавно и протяжно. Накат вправо сообщает шару три вида движения:

Поступательное движение вперед;

Ускоряющее движение - накат,

Некоторое, на глаз едва заметное отклонение в правую сторону благодаря боковому вращению шара вокруг вертикальной оси, то есть эффе.

Верхний левый боковик, или накат влево

(удар в точку влево и вверх от центра битка)

Последствия данного удара аналогичны предыдущему, только биток уходит влево и вперед.

Нижний правый боковик, или оттяжка вправо (удар в точку вправо и вниз от центра битка)

В результате удара биток после столкновения «оттягивается» назад и вправо.

Нижний левый боковик, или оттяжка влево

(удар в точку влево и вниз от центра битка)

В этом случае «свой» шар, столкнувшись с играемым, «оттягивается» назад и влево.

Однако не всегда следует ударять точно в одну из указанных девяти точек битка - большое значение имеет удаление «своего» шара от играемого. Например, если перед ударом накатом биток стоит на расстоянии 0,5–2,5 м от прицельного шара, то удар кием наносится примерно в точку, расположенную посередине между центром «своего» шара и его верхним краем. При ударе о другой шар биток хоть и потеряет часть полученной энергии, но сохранит вращение вокруг горизонтальной оси, которое и даст ему возможность продолжать движение намного дольше, чем если бы у него такого вращения не было.

Если же «свой» шар отстоит от прицельного на 0,2–0,5 м, то при таком ударе кием по битку наката не получится, так как шар на столь коротком отрезке не успеет получить вращение нужной силы. Поэтому в данном случае для получения наката наносится короткий сильный удар почти в самый верхний край шара.

Необходимо производить аналогичную корректировку при выборе точки удара с учетом взаимного расположения битка и играемого шара (при выполнении оттяжки и боковых ударов).


Отраженные удары: дуплет и абриколь

При игре отраженных шаров, то есть дуплетах, триплетах и т. п., следует учитывать три закона физики, применимые в бильярде:

2) угол падения может быть не равен углу отражения (при боковике);

3) с увеличением числа ударов шара о борт возрастает вероятность попадания его в одну из луз (если начальное движение шара не перпендикулярно и не параллельно ни одной из линий бильярда).

Итак, основными ударами при игре отраженных шаров являются:

а) дуплет;

б) абриколь.


Дуплет

Дуплет - удар, при котором прицельный шар сначала ударяется о борт, а затем попадает в лузу (рис. 13).



Играть дуплетом можно вне зависимости от того, стоит ли прицельный шар около борта, или нет - вся разница будет в прицеле. Для результативного исполнения дуплета необходимо правильно рассчитать точку нанесения удара по битку и точку прицела.

Прямой дуплет

В данном случае прицельный шар бьют прямо «в лоб», в самый центр шара. Сила удара при игре прямым дуплетом в среднюю и угловую лузы различна. Дуплет в среднюю лузу выполняют несильным ударом с расчетом, что если шар не сыграет, а стукнется о губки лузы, он отойдет на некоторое расстояние и явной подставки не произойдет. В угловую же лузу надо играть только сильным ударом: если сыграть тихим, то при неточном ударе подставки не избежать.

Резаный дуплет

Этот удар более сложен, чем «прямой» дуплет. В позиции, когда угол падения не равен углу отражения, прицельный шар лучше «резать», а не играть «в лоб». При этом угол отражения может увеличиться по сравнению с углом падения (рис. 14).



Круизе

Удар выполняется так же, как и резаный дуплет, но в случае, когда биток стоит под тупым углом к линии, соединяющей средние лузы (рис. 15).



Абриколь

Напомним, абриколь - это удар, при котором биток сначала ударяется о борт, а затем в прицельный шар (рис. 16).



Например, если прицельный шар закрыт промежуточными шарами, играть можно битком, пущенным в сторону от них и отраженным от борта. Биток слегка подкручивается влево или вправо в зависимости от его положения.

Чтобы полностью контролировать исполнение дуплета и абриколя в бильярде необходимо:

Определить точку прицеливания при ударе от борта;

Выстроить в уме траекторию движения прицельного шара;

Определить силу нанесения удара;

Правильно определить точку нанесения удара по прицельному шару.

Существует несколько физических законов, к которым следует обращаться при исполнении отраженных шаров.

Напомним два из них:

1) угол падения равен углу отражения (при простом ударе);

2) угол падения может быть не равен углу отражения (при боковике).

Как же определить точку прицеливания при нанесении ударов от борта? Для этого есть несколько методов.

«Математический расчет»

Если биток и прицельный шар находятся на одном расстоянии от борта, стоит прицелиться в точку на борту, прямо посередине между шарами. А как быть в ситуации, показанной на рис. 17?



В данном случае подойдет формула: Y = АХ:(А + В). Но вы вряд ли будете ходить вокруг стола с линейкой и калькулятором, поэтому разумнее использовать бриллианты на бортах стола, сопоставляя расстояние между бриллиантами и удаленность шаров от борта. Да, для этого нужны хороший глазомер и четкое представление игровой ситуации в уме, на чем и строится бильярдное мастерство.

«Крест»

Мысленно нарисуйте крест, как на рис. 18.



Одна линия пойдет от битка до точки на борту напротив прицельного шара, а вторая - от прицельного шара до аналогичной точки напротив битка. Данные прямые имеют, естественно, точку пересечения. Точкой прицеливания (М) будет проекция точки пересечения прямых на борт. Данный метод легко использовать, если шары находятся на относительно небольшом расстоянии друг от друга. Определенная таким образом точка прицеливания, в соответствии с законами геометрии, точно совпадаете точкой прицеливания, вычисленной по указанной выше формуле.

«Параллели»

Находим точку посередине между прицельным шаром и битком (рис. 19).



Затем мысленно проводим линию между точкой на борту напротив прицельного шара и точкой, определенной вначале. Траектория движения битка будет параллельна данной линии. Этим методом не стоит пользоваться, если расстояние между шарами слишком большое.

Найденная таким способом точка прицеливания, естественно, совпадает с точками, определенными указанными выше методами.

«Прямоугольник»



На ней отложим точку, удаленную от борта на такое же расстояние, как и биток. Соединим эту точку, точку, на которой находится биток с точками на борту напротив битка и прицельного шара: таким образом получится прямоугольник. Предполагаемая точка прицеливания будет верной, если она находится посередине стороны прямоугольника, прилегающей к борту. Если же вы неправильно определили предполагаемую точку прицеливания, нет ничего страшного: вы ее все равно уже нашли. Это точка посередине между Z и X.

«Зеркальное отражение»

Этот метод следует применять, когда биток и прицельный шар практически равноудалены от борта, то есть соединяющая их линия почти параллельна борту (рис. 21).



Представьте себе шар, который находится на таком же расстоянии от борта, как и прицельный, и на той же перпендикулярной борту линии. Если угол невелик, вы можете даже обозначить линию от битка до «воображаемого» шара с помощью кия. Так вот, точка пересечения этой линии с бортом и будет являться точкой прицеливания.

Держите кий на уровне бедра доминантной рукой. Возьмитесь одной рукой за отметку на кие, ближе к дальней его части. Там обычно есть условное обозначение. Возьмитесь рукой приблизительно на расстоянии от 10,2 до 12,7 см от конца кия. В идеале, рука, находящаяся дальше, должна образовывать угол в 90 градусов с кием.

  • Большинство новичков слишком сильно сжимают кий. Держите кий расслабленно, но контролируйте процесс.
  • Ваше тело должно находиться в линии с битком. Это поможет вам правильно прицелиться для удара.
  • Держите кий большим и указательным пальцами, можете подключить средний, если хотите придать удару бОльшую силу.
  • Наклонитесь пониже к столу. Когда вы возьмете кий в доминантную руку и выберете правильное место для удара, вам стоит наклониться пониже к столу, чтобы вы могли смотреть прямо по линии кия на бильярдный шар. У вас не получится правильный удар, если вы будете стоять прямо и будете зажаты.

    • Расслабьте ноги и немного их расставьте, хотя бы на десяток сантиметров.
  • Сделайте открытый упор другой рукой. Положите вторую руку на стол в 15-20 см от битка. Чем ближе вы к шару, тем более точным получится ваш удар. Когда ваша будет рука на столе, вы должны сделать упор в виде колыбельки на ней так, чтобы это позволило вам балансировать кий на руке и совершать удары. Конечно, определенные виды упоров в большей или меньшей степени подходят для различных ситуаций. Лучше всего, для начала, ознакомиться с наиболее часто встречающимся типом упора – открытым упором:

    • Для начала положите руку на стол и расставьте пальцы.
    • Поместите кий между фалангами указательного и среднего пальцев в образованное V-образное пространство.
    • Вы можете регулировать высоту кончика кия, поднимая или опуская руку.
    • Это позволит кию скользить, когда вы прицеливаетесь для удара по шару.
  • Держите кий устойчиво, пока прицеливаетесь. Наклонитесь вперед и мысленно поместите кончик кия на точку на битке, в которую вы будете бить. Техники удара в нужное место шара для более точного забивания вы усовершенствуете позже. В идеале, вам стоит ударять биток в центр или в самое выгодное место для удара, чтобы шар закатился туда, куда нужно.

    • Вы должны видеть прямую линию между битком и прицельным шаром (шар, который вы хотите забить).
  • Держите кий с учетом продольного центра тяжести и сделайте удар. Аккуратно выполните скользящее движение кием вперед, в то же время четко прицеливаясь. Если вы не совсем уверены в точности удара, аккуратно подвигайте кием вперед-назад по своему открытому упору, чтобы почувствовать уверенность и балансировку, прежде чем сделать удар. Помните о том, что вам нужно ударять шар, а не толкать его. Доведите удар до конца, немного продолжая движение после того, как вы уже совершили сам удар.

    • Пусть ваше тело остается низко наклоненным к столу до конца удара.
    • Держите кий расслабленно и свободно. Не сжимайте его слишком сильно во время удара. Если сжатие будет слишком сильным, кий может сорваться и изменить направление вашего удара.
    • Держите кий так, чтобы рука была снаружи, и поддерживайте его большим пальцем. Это обеспечит лучший контроль. При помощи большого, указательного и среднего пальцев другой руки держите кий на нужном месте.