» »

Управленческие игры примеры. Практический HR-менеджмент: деловые игры

15.02.2024

ИЗ ИСТОРИИ ДЕЛОВЫХ ИГР

Впервые игры как средство обучения практическому действию начали применяться в военных организациях. Руководство перед началом боевых действий проводило своего рода игры, на которых отрабатывались действия командного состава в связи с предстоящей военной операцией. В зависимости от анализа конкретных условий (рекогносцировка, оценка обстановки, силы противника, свои силы и средства, цели и задачи, согласование действий с другими под­разделениями) принималось решение.

Концентрация и централизация производства и капитала, мас­совое производство, массовые армии, возросшая роль различного рода штабов породили новые условия для имитационных игр. Начали проводиться командно-штабные учения (КШУ) в армиях европейских и азиатских стран, особенно активно в 20-30-е годы перед Второй мировой войной. В США этот процесс развернулся лишь в ходе Второй мировой войны и усилился в послевоенное время, разросшись в современных условиях до гигантских и доро­гостоящих учений блока НАТО.

В народном хозяйстве метод имитационных игр впервые был применен в 1932 г. в России. Деловая игра была проведена в Ленинградском инженерно-техническом институте, ее автор М.М. Бирштейн. Результаты этой игры стали основой проведения экономических экспериментов на одной ткацкой фабрике и в последующей деловой практике.

Первая машинная игра была организована в 1955 г. так называ­емой бесприбыльной американской корпорации «РЭНД корпо­рейшн». Ее участники - офицеры тыла ВВС США. Целью игры явилась оптимизация затрат и организация снабжения ВВС США в стране и на многочисленных военных базах за ее пределами. С применением ЭВМ деловые игры были впервые организованы Американской ассоциацией управления в 1956 г., а в следующем 1957 г.- 20 президентов крупнейших фирм США приняли участие в такой игре.

В современных условиях деловые игры широко проводятся во многих странах:

В процессе обучения менеджеров и других руководителей в вузах и средних специальных учебных заведениях;



В процессе производства и реализации продукции на предпри­ятиях и в сфере услуг для выработки наиболее обоснованных решений, а также при проектировании новых и реконструкции старых предприятий:

В ходе НИОКР;

В министерствах, ведомствах, ассоциациях и объединениях сфе­ры производства, торговли, финансовой сфере, сфере услуг, в военной экономике и вооруженных силах.

В данном практикуме деловые игры разработаны только в учебных целях для обучения основам менеджмента после прохож­дения студентами производственной практики на предприятиях.

При подготовке к играм необходимо учитывать:

1) производственный опыт обучаемых, наличие производствен­ной практики (работу в промышленных, торговых, финансовых сферах, в непроизводственной сфере) и в зависимости от этого ставить цели, задачи, условия игры и определять ее сценарий;

2) интересы обучаемых, предрасположенность их к определен­ным видам управленческой деятельности при распределении ролей в игре;

3) количество времени, выделяемого тематическими планами на проведение практических занятий и деловых игр;

4) возможности обучаемых получать информацию, необходимую для принятия решений по хозяйственным (производственным, фи­нансовым, сбытовым и др.) вопросам. В случаях ограничений информации необходимо давать «типовые» данные, подготовлен­ные самими преподавателями (справочники, нормативы, положе­ния, указы и распоряжения, типовые формы деловой документации и т. д.);

5) условный характер учебных игр, упрощение ситуаций, сокра­щение действительно необходимых сроков на выполнение работ.

Практическое задание

Для участия в деловых играх продумайте и заполните анкету.

Анкета

Фамилия, Имя, Отчество

Факультет, курс, группа.

Практический опыт работы, стаж, специальность (имеющаяся по факультативу).

К какой сфере трудовой деятельности проявляете наибольший интерес: промышленность, строительство, транспорт, связь, сель­ское хозяйство, финансы, торговля, сфера обслуживания и др. (необходимое подчеркнуть или дописать)?

В какой должности намерены принять участие в игре?

С кем из сокурсников Вы намерены сотрудничать в деловой игре и в каком качестве?

Какой литературой по менеджменту Вы располагаете?

Будете ли Вы готовить курсовую или дипломную работу по менеджменту?

Участвовали ли Вы в деловых играх по другим учебным дисцип­линам, если участвовали, то в качестве кого?

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ НАЧAЛA»

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ

Подготовка игры.

Руководитель игры:

1) готовит исходные данные, характеризующие финансово-эко­номическое состояние предприятия, которым предстоит руководить обучаемым;

2) анализирует анкетные данные участников игры и предвари­тельно планирует распределение игровых ролей;

3) разрабатывает сценарий игры и проводит краткий инструктаж с участниками;

4) определяет регламент и выход игры.

Участники игры:

1) изучают необходимую литературу по теме;

2) предварительно определяют, в какой должности они хотели бы принять участие в игре;

3) составляют краткий примерный перечень прав и обязанностей по этим должностям;

4) готовят для обсуждения в группе организационную структуру предприятия и служб, характер выпускаемой продукции (услуг), название и фирменный знак.

Цель игры.

Привитие практических навыков в проведении собраний и совещаний, коллективном обсуждении организационных вопросов и принятии решений, ознакомление и усвоение порядка работы с финансово-экономическими показателями.

Условия игры.

Предприятие условно создано и работает несколько лет в круп­ном промышленном центре. Имеет здания, сооружения, машины, инструменты, оборудование, сырье и материалы. Сбыт и поставки осуществляются беспрепятственно. Укомплектовано кадрами, кро­ме руководящего состава.

Данная организация является предприятием акционерного типа, приватизированным в 1994 г., и относится ко второй группе пред­приятий (см. Экономический вестник России. 1994. № 2. С. 21-23) с балансовой стоимостью основных фондов более 1,5 млн. руб. В пересчете на 1.01.1997 г. с учетом коэффициента стоимость фондов составляла 10,5 млрд. руб. Списочная численность работающих 10 001 чел.

Вакантные должности: генеральный директор, его заместитель, главный инженер, главный бухгалтер, начальник управления кад­рами, начальник планово-финансового отдела, начальник произ­водственно-технического отдела, начальник отдела снабжения и сбыта, начальник отдела контроля качества и сертификации, юрисконсульт. Если позволяет количество участников игры, то на каждую должность назначаются по два человека, или предусматри­ваются вакантные должности начальников корпусов, цехов и участков.

Выпущенные акции распределены по Варианту 1 Государствен­ной программы приватизации: 25 % от уставного капитала именных привилегированных акций - членам трудового коллектива (него­лосующие акции), 10 % обыкновенных акций по закрытой подписке со скидкой 30 % от их номинальной стоимости - членам трудового коллектива, 51 % обыкновенных акций - фонду имущества, 5 % обыкновенных акций - администрации предприятия, 9 % акций проданы на аукционе по коммерческому курсу.

Предприятие выпускает продукцию производственного назна­чения (по выбору и интересам большинства студентов группы: черные или цветные металлы, литье или штамповка деталей, сборка двигателей, динамомашин, производство подшипников, сельскохо­зяйственные машины и оборудование, минеральные удобрения, лесоматериалы и др.).

Сценарий игры.

Преподаватель назначает инициативную группу из состава уча­стников игры и ставит перед ними задачу - подготовить и провести собрание коллектива предприятия с повесткой дня «Выборы вы­сшего звена руководства предприятия». Далее игра идет по сцена­рию, определяемому действиями инициативной группы и ходом проведения собрания, в котором участвуют все обучаемые. После выборов и назначения участников игры на должности они должны ознакомиться со своими правами и ответственностью по занятым ими должностям (несмотря на все условности учебного занятия).

При успешном решении «кадровых вопросов» руководитель даст ряд вводных заданий всем участникам игры и контролирует их выполнение:

1. Генеральному директору распределить 5 % обыкновенных акций (100 шт.) между администрацией предприятия.

2. Каждому руководителю составить схему организационной структуры своего подразделения и определить вертикальные и горизонтальные коммуникации.

3. Продумать численный состав своих подразделений по профессиям, специальностям и квалификациям.

4. Дать участникам игры исходные данные по следующим показателям:

Численность предприятия ………………………………………………

Стоимость основных фондов (производственных)…………………….

Стоимость оборотных фондов (скорость оборота - 4 оборота в год)…

Годовой объем продукции (в действующих ценах) без налога на

добавленную стоимость………………………………………………….

Затраты на производство продукции

В том числе:

материальные затраты ………………………………………………….

затраты на оплату труда………………………………………………..

амортизация основных фондов………………………………………..

отчисления на социальные нужды……………………………………

прочие расходы………………………………………………………….

прибыль, подлежащая налогообложению……………………………..

После завершения работы с вводными заданиями руководитель игры заслушивает доклады всех руководителей, разбирает возник­шие разногласия между высшим и средним звеньями руководства и предоставляет время для оформления принятых решений в письменном виде.

Что такое деловая игра? Специафика организации деловой игры на учебном занятии в вузе. Чем отличается деловая игра от тренинга? Пример трех деловых игр в курсе “Деловое общение/Деловые коммуникации”.

Деловая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Это метод закрепление теоретического материала, полученного в курсе “Деловое общение”/Деловые коммуникации”.

Основные признаки качественной деловой игры как метода обучения:

Цели деловых игр:

  1. обучение через моделирование рабочего процесса;
  2. формирование профессионального менталитета;
  3. мотивация обучающихся;
  4. тренировка навыков принятие управленческих решений;
  5. оценка обучающихся.

Отличие деловой игры от тренинга

Игра моделирует весь рабочий процесс от начала до конца (например, организация и проведение делового совещания), а тренинг затрагивает отдельный аспект процесса (например, психолингвистические аспекты деловой речи).

Игра имеет ограничение по времени (начало и конец), а тренинг не всегда имеет четкие границы.

В игре отрабатывается совокупность навыков, а тренинг направлен на отработку одного навыка.

В игре всегда есть победители и проигравшие, а тренинг нацелен только на личностные показатели.

В игре всегда есть конкретная цель, прийти к которой можно только с помощью эффективных решений, а тренинг не всегда имеет четкие цели.

Примеры деловых игр

Деловая игра «Поручение задания подчиненному».

Цель задания – провести деловую беседу с подчиненным по поводу поручения производственного задания:

  • задание традиционное, плановое;
  • задание экстремальное, внеплановое.

Подготовка к игре . В игре участвуют руководитель и подчиненный . Группа выступает в качестве наблюдателя. Исполняющему роль руководителя необходимо продумать возможное задание и выбрать должностное лицо (например, экономиста, специалиста по пожарной безопасности, инспектор по пожарному надзору и пр.), которому оно будет поручено.

Затем следует подготовиться по содержанию деловой беседы:

  • объяснить задание и проинструктировать подчиненного;
  • довести задачу до стадии понимания подчиненным ее сути;
  • мотивировать подчиненного к добросовестному и качественному выпол­нению задания.

При доведении задачи до сознания подчиненного руководитель должен до­биться, чтобы подчиненный четко себе представлял, что, когда, каким образом, в каких условиях, какими силами и какими средствами, к какому сроку, с каки­ми конечными результатами нужно сделать порученное задание.

В ходе деловой беседы руководитель должен получить ответы на следующие вопросы (чтобы принять правильное решение):

  1. Сможет ли данный подчиненный выполнить предлагаемое задание?
  2. Желает ли он выполнять данное задание?
  3. В каком инструктировании и в какой степени он нуждается?

Исполняющему роль подчиненного (из числа обучаемых) дается установка на отказ от выполнения задания. В качестве аргументов отказа используется недостаточная профессиональная компетентность. Такая установка позволит исполняющему роль руководителя применить психолого-педагогические и ком­муникативные приемы воздействия на подчиненного, формируя у него пси­хологическую готовность к выполнению задания. Кроме того, признание под­чиненного в некомпетентности, спровоцирует руководителя на инструктаж.

Организация игрового занятия

Исполняющий роль руководителя проводит деловую беседу с подчинен­ным в двух вариантах: сначала плановое задание, затем – экстремальное, т. е. внеплановое. Каждая беседа длится от 15 до 20 минут. Роли исполни­телей могут разыграть желающие из числа обучаемых.

Остальные участники выступают в роли компетентных судей. Их цель – анализ результатов проведения деловой беседы, инструктажа и использованных коммуникативных приемов. После разыгрывания прово­дится дискуссия, в которой задействованы все участники.

Предварительная подготовка к деловой беседе – поручение задания

  1. Придумайте и сформулируйте в виде управленческого решения задание, а также условия, необходимые для его реализации.
  2. Поставьте перед собой цели предстоящего разговора.
  3. Заранее составьте план беседы, продумайте время, место и организационные условия ее проведения.
  4. Продумайте начало беседы, ввод собеседника в разговор, условия создания атмосферы полного доверия.
  5. Подготовьте вопросы к подчиненному, выяснение которых поможет достичь поставленной цели.

Примечание: для выполнения этого задания исполняющему роль руководителя отводится 10 минут.

Ход: пригласите к себе подчиненного и объявите ему причину вызова.

  • Объясните смысл работы, которую необходимо выполнить подчиненному, и спросите его, сможет ли он справиться с ней.
  • Ответьте на все вопросы подчиненного относительно предстоящей рабо­ты; если необходимо, покажите ему, как он это может сделать.
  • Объясните требования в отношении сроков выполнения данной работы и информирования вас о ходе ее выполнения.
  • Попросите подчиненного повторить задание или спросите, с чего он со­бирается начать.
  • Проявите доверие к способностям подчиненного, используйте прием «авансированная похвала».
  • Используйте коммуникативные приемы с учетом психотипа подчиненного. В случае отказа подчиненного от выполнения задания выясните причины отказа, попытайтесь их устранить, мотивируйте специалиста с учетом его личных ожиданий, доведите беседу до конца.
  • Завершите беседу конкретным решением и действиями.
Таблица “Качество беседы”

Деловая игра «Совещание»

Цель деловой игры - приобретение навыков в организации подготовки и проведения деловых совещаний с максимальной эффективностью.

Порядок проведения деловой игры:

  • При проведении деловой игры распределение ролей не производится, а участниками являются все присутствующие на занятии.
  • Руководитель игры напоминает участникам основные теоретические положения по подготовке деловых совещаний, включающие следующие основные группы действий: планирование совещания; формирование повестки дня; определение состава участников; подготовка участников к совещанию; подготовка к совещанию руководителя; подготовка помещения; непосредственное проведение совещания.

Задание

Вы – ведущая строительная компания города Н. В этом году участились пожары на ваших строительных объектах. Это наносит колоссальный ущерб бизнесу. Ваш бюджет позволяет выделить средства на решение этой проблемы в размере 30 тыс. долларов.

Таким образом, основная задача разработать план решения вопроса, который бы обеспечивал нормальные условия работы компании.

Порядок выполнения работы:

  1. Выделите из группы 4-х студентов с поручением оценить действия и поведение участников совещания. Одного из них назначьте руководителем группы экспертов.
  2. Сформируйте подгруппы участников подготовки совещания (те, кто готовят документы к совещанию, те, кто участвуют в совещании, те, кто готовят документы после совещания).
  3. Остальная часть группы студентов – участники совещания, которые должны задавать вопросы в ходе проведения совещания.

Если, по мнению ведущего, цель совещания достигнута, подводятся итоги работы. Если выработка решения не получается, можно попробо­вать упростить задачу, изменив предлагаемые обстоятельства. В заключение формулируется итоговое решение и записывается в форме резолюции.

Деловая игра «Проведение переговоров»

Цель деловой игры – приобретение навыков ведения деловых переговоров.

Инструкция для участника № 1. Вы - компания «Пожконтроль»,занимающаяся пожарным аудитом, то есть устанавливает степень соответствия предприятия всем нормам противопожарной безопасности.

Ваш клиент, ООО «Акваэксперт», просрочил оплату ваших услуг. За два дня до срока оплаты Вы напомнили директору этой компании (именно он занимается закупками и отдает распоряжения о перечислении денег) о приближении срока оплаты, он обещал оплатить счет. Пришел день оплаты, но деньги так и не поступили, поэтому на следующий день Вы решили лично встретиться с должником.

Компания «Акваэксперт» является крупным клиентом, который приносит хороший доход, и Вы не хотите испортить отношения с ним. Регулярно открывая новый филиал, эта компания обращаются к вам за услугами.

Ваша задача: добиться оплаты оказанных услуг, не испортив при этом отношения с клиентом.

Инструкция для участника № 2. Вы - директор ООО «Акваэксперт». Компания «Пожконтроль» предоставило вам услугу по пожарному аудиту с отсрочкой платежа, что для вашей компании очень выгодно. Как правило, Вы оплачиваете счета вовремя. Но в этот раз Вы просрочили дату платежа, хотя менеджер напоминал Вам об оплате за два дня до окончания срока, поскольку данная сумма нужна Вам для обучения персонала. Вы можете оплатить счет, но Вам это невыгодно. На следующий день после наступления даты директор приехал к вам на встречу.

Ваша задача : максимально оттянуть сроки оплаты услуги, не испортив при этом отношения.

Этапы игры : этапы проведения переговоров.

Распределение ролей : Условно разделяем аудиторию на две команды: компания «Пожконтроль» и компания ООО «Акваэксперт». Участники выбирают директоров, заместителей, инспекторов, экономистов и т.д. и продумывают аргументы в защиту своих позиций.

Составление документации :

  1. Протокол о распределении должностей.
  2. Письмо – предложение (одна договаривающаяся сторона) и ответ на него (другая договаривающаяся сторона).
  3. Договор.
  4. Акты выполненных работ.

Все документы подшиваются в папке и передаются экспертной группе.

Оценка действий участников игры:

Баллы: за использование речевых этикетных формул, за использование профессиональных терминов, за использование речевых тактик.

Штрафные баллы: за несоблюдение речевого этикета, грамматические ошибки, речевые ошибки, некорректный вопрос, излишнюю эмоциональность, неправильное использование профессионального термина.

Таким образом, эффективным методом организации и проведения практических занятий является деловая игра, которая пробуждает познавательную активность студентов, содействует становлению самостоятельности мышления, формирует профессиональный менталитет, терминологическую культура будущих специалистов, помогает отработке коммуникативной составляющей любой профессиональной сферы.

– соучредитель портала сайт, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Академии государственной противопожарной службы МЧС России.

Материал из учебного пособия:

Ермолаева Ж.Е. Официально-деловой стиль речи: эффективная коммуникация М., 2014.

Тип урока: сквозная деловая игра.

Вид: урок с применением современных информационных технологий.

Технология: проблемно-исследовательская технология.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийные устройства, выход в Интернет.

Программное обеспечение: ОС – Windows 98х, пакет Microsoft Office.

  • демонстрация тесной связи многих предметных областей: компьютерного делопроизводства, информатики и экономики, а также применение знаний из этих областей во многих профессиональных сферах нашей жизни;
  • обобщение знаний, а также практических умений и навыков учащихся при работе с изученными ими информационными технологиями (использование в работе текстового редактора, графического редактора, электронных таблиц, телекоммуникаций);
  • повышение интереса к изучению: информационных технологий, менеджмента, экономики.
  • Воспитательная: Развитие познавательного интереса, памяти, внимательности, логического мышления, воспитание информационной культуры. Развитие умения работать с дополнительными программами, правильно выбирать источники дополнительной информации.
  • Учебная: Углубление, обобщение и систематизация знаний по программному обеспечению ПК.
  • Познавательная: Совершенствование навыков работы и повышение интереса к современным компьютерным технологиям.

Что такое деловая игра

Первоначально деловые игры создавались с целью помочь руководителям принимать наиболее рациональные решения на производстве. В игре имитируется рабочая обстановка, которая имеет место в действительности. Ставится актуальная проблемная ситуация. Среди участников распределяются роли должностных лиц, имеющих отношение к разбираемой проблеме. Различие ролевых целей и наличие общей цели игрового коллектива способствует созданию атмосферы реальных отношений между коллегами и той обстановке, в которой предстоит принимать решения настоящим работникам.

Деловые игры является педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и дает возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. При проведении, например деловых игр учащиеся входят в роль менеджера, банкира, бухгалтера и т.д., что приближает обучение к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать постоянный высокий интерес у учащихся к содержанию курса, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет практические навыки.

Деловая игра – это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации. Достоинством деловых игр является то, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры.

Деловые игры – дело совсем не шуточное. Вот уже несколько десятилетий этот метод активно используется во всем мире для обучения серьезных и взрослых людей. Этот метод имеет серьезные преимущества по сравнению со многими другими методами обучения. Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того, с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому, как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, можно тренировать не только отдельных людей, но и команду. Учить быть командой.

Нужно ли это все в школе? Нашей школе деловые игры совершенно необходимы. Ведь основной задачей нашей школы считается не просто обучение – получение и накопление знаний, а приобретение умения наиболее успешно использовать все, что накоплено. И знания, и особенности характера, и личностные качества. Цель современной школы – человек успешный. И потому, мы играем! И сами создаем деловые игры...

Структурными основными компонентами деловой игры являются:

  • правила;
  • индивидуальная работа;
  • групповое обсуждение;
  • результат игры.

При подготовке к уроку, содержащему деловую игру, необходимо составить сценарий, указать временные рамки игры, учесть уровень знаний.

При организации деловой игры необходимо придерживаться следующих положений:

  • Правила игры должны быть простыми.
  • Формулировка заданий – доступна пониманию школьников.
  • Каждый ученик должен быть активным участником игры.
  • Учет результатов соревнования должен быть открытым.
  • Игру нужно закончить на уроке, получить результат.

Деловые игры приводят к тому, что учащиеся не только сами стремятся выполнять хорошо задание, но и побуждают к этому своих товарищей. Деловые игры хорошо использовать при проверке результатов обучения. Деловые игры делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у учащихся доброе рабочее настроение

Что даёт деловая игра её участникам?

  • Игра дает свободу деятельности.
  • Игра дает перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.
  • Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.
  • Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.
  • Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.
  • Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
  • Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
  • Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
  • Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.
  • Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир – антипод. Игра дает романтизм.
  • Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием.
  • Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее.
  • Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.
  • Игра дает стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать предварительно о других.
  • Игра дает возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.
  • Игра дает развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов.
  • Игра дает развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.
  • Игра дает радость общения с единомышленниками.
  • Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Деловая игра как форма деятельности в условных ситуациях направлена на воссоздание и усвоение общественного и социального опыта, она позволяет осваивать социально-значимые способности личности.

К социально-значимым способностям (социально-коммуникативным) относятся:

  • Способность сотрудничества и взаимодействия;
  • Психологическая совместимость как способность адаптации к различным темпераментам и характерам;
  • Умение работать в составе малой группы;
  • Умение пользоваться различными средствами коммуникации, компьютером;
  • Способность эффективно разрешать конфликты;
  • Способность устанавливать долговременные горизонтальные и вертикальные связи;
  • Умение эффективно обучать в своей профессиональной области и т.д.

Использование ДИ в ходе учебных занятий позволяет:

  • Преодолевать традиционные подходы в преподавании дисциплин общественного блока;
  • Овладеть социально-коммуникативными способностями;
  • Формировать чувства коллективной ответственности за подготовку и уровень знаний каждого студента;
  • Освоить определенные умения, навыки, качества, которые не могут быть отработаны иными методами обучения;

Деловую игру следует выбирать для реализации следующих педагогических задач:

  • приобретение будущими специалистами как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений;
  • развитие профессионального, теоретического и практического мышления;
  • создание познавательной мотивации как условия появления профессиональной мотивации.

Деловую игру можно проводить перед лекционными занятиями, после прочтения цикла лекций или же осуществлять организацию всего учебного процесса на основе сквозной деловой игры.

В первом случае деловая игра опирается только на личный опыт играющих и должна обнаружить проблемы в знаниях, восполнение которых будет происходить в процессе слушания лекций по данному разделу, что вызовет к ним дополнительный интерес.

Во втором случае деловая игра опирается на знания, полученные в процессе лекционных занятий. Эти знания не только закрепляются в игре, но и приобретут качественно новую форму “существования”, поскольку войдут в структуру опыта регуляции познавательной, профессиональной деятельности.

Деловые игры достаточно широко используются в курсе “Основы менеджмента”, “Основы социологии и политологии”. Эффективность деловой игры можно проанализировать по следующим моментам:

  • Деловая игра как источник экономии учебного времени.
  • Деловая игра как форма контроля.
  • Деловая игра как условие для овладения деятельностно-коммуникативными способностями.

Деловая игра “Моделирование экономики и менеджмента”

В случае сквозной деловой игры динамика интереса обусловливается динамикой смены традиционных и игровых форм проведения занятий. Примером такой сквозной деловой игры является компьютерная игра МЭМ (моделирование экономики и менеджмент). МЭМ предоставляет студентам уникальную возможность управлять собственной компанией в условиях конкурентного окружения, т.е, смоделирован мир реального бизнеса. МЭМ позволяет учащимся применять знания в ситуации реальной деловой конкуренции.

МЭМ иллюстрирует также возможность развития успешной стратегии через взаимосвязь принимаемых решений. Ученик должен досконально понимать и тщательно планировать каждый элемент стратегии своей компании: цену, величину производства, затраты на маркетинг, научные исследования, совершенствование продукции и капиталовложения. Важнейшим моментом является то, что решение по каждому параметру принимается в русле общей стратегии. Деловая игра МЭМ предполагает практическое использование знаний по различным темам, например, “Начало бизнеса”, “Финансирование предпринимательства” и др.

Деловая игра МЭМ позволяет формировать следующие социально-коммуникативные способности:

  • способность сотрудничества и взаимодействия;
  • умение организовать работу малой группы и работать в ней;
  • способность эффективно разрешать (возможные) конфликты;
  • умение пользоваться различными средствами коммуникации;
  • умение выступать публично.

МЭМ предполагает выполнение и игровых ролей “директор фирмы, компании”, “секретарь”, “зав. отделом маркетинга”, “начальник производства” и т.д. Следующими в списке офисных работников идет самая многочисленная прослойка - менеджеры. Сначала необходимо определить, кто они такие. Не секрет, что эта должность в современном деловом пространстве имеет очень расплывчатые формы. Об этом свидетельствует и современный сленг - люди часто называют их “манагерами”, а известный анекдот гласит, что уборщица - это менеджер по дезинфекции, гигиене и очистке. Мы же примем более узкое определение, учитывая, что все-таки наиболее многочисленная часть этих сотрудников - менеджеры по работе с мелкими и крупными клиентами. Для эффективной работы менеджеру необходимо иметь под рукой полную контактную и рабочую информацию по клиентам и фирмам, с которыми налажено сотрудничество.

Ход игры:

Объявить учащимся, что с сегодняшнего дня уроки пойдут в форме деловой игры.

Задание формулируется следующим образом:

  • Открывается фирма N.
  • Имеются вакантные места на должность менеджеров фирмы.
  • Объявляется конкурс. Для этого в специальном помещении офиса фирмы (классе), где есть всё (компьютеры, мультимедийные устройства, выход в Интернет), чтобы показать все свои деловые качества, проводятся квалификационные испытания, имитирующие деятельность менеджера, которые длятся несколько дней.
  • Директором фирмы (учителем) разработан план, с которым должен справиться каждый сотрудник или весь коллектив в целом.

Примерный план на неделю:

  1. Спланировать своё рабочее время на семь дней. Для этого организовать каждому личную информационную систему (органайзер). Занести необходимые сведения в календарь, сделать заметки и сформулировать задачи (MS Outlook).
  2. Создать визитную карточку (MS Publisher, MS Word), как специалиста фирмы, с указанием возможной должности, e-mail (предварительно узнав у учителя почтовый адрес в классе или создав ящик); распечатать карточки и обменяться с будущими коллегами в конце рабочего дня. Сохранять все создаваемые документы в личной папке сотрудника на его ПК.
  3. С помощью цифрового фотоаппарата сфотографировать рабочие моменты, коллег фирмы и использовать фотографии при создании рекламы, сайта и т.д.
  1. Создать резюме (MS Publisher, MS Word). Сохранить в папке и распечатать.
  2. Внести в конце рабочего дня коррективы в планирование.
  1. Сделать памятку (MS Publisher, MS Word) для начинающего менеджера, используя сайт Уральского политехнического колледжа (г. Екатеринбург) www.urpc.ru Распечатать памятку и поместить на стенд в офисе фирмы (классе).
  2. Используя услуги Интернет, послать SMS-сообщение директору фирмы (учителю) о выполненном задании.
  1. Ознакомиться с планом на день, используя календарь и заметки (MS Outlook).
  2. В контакты (MS Outlook) занести сведения о новых коллегах, используя визитки коллег, резюме и (или) чат в классе.
  3. По почте (MS Outlook, Outlook Express) послать резюме директору фирмы.
  4. Оформить и распечатать альманах – календарь на новый год.
  1. Ознакомиться с планом на день, используя календарь и заметки (MS Outlook).
  2. Используя материалы портала Сотовик, рассмотреть рынок сотовых телефонов, оформить и распечатать рекомендацию для сотрудников фирмы о сотовом телефоне (MS Publisher, MS Word). Вывесить на стенд фирмы.
  1. Ознакомиться с планом на день, используя календарь и заметки (MS Outlook).
  2. Создать рекламу фирмы (MS Publisher, MS Word, MS Power Point) в форме буклетов, проспектов, слайд-фильмов. Провести презентацию созданных работ.
  3. Оформить поздравление-гороскоп каждому сотруднику. Необходимую информацию найти в Интернет.
  1. Ознакомиться с планом на день, используя календарь и заметки (MS Outlook).
  2. В качестве подарка к приближающемуся празднику “заказать” каждому сотруднику фирмы косметическую продукцию (например, Oriflame), ознакомившись с сайтом этой фирмы.
  3. Создать сайт фирмы N (используя фотографии и материалы всех сделанных ранее работ) и представить на конкурс-презентацию сайтов, который нагляднее провести, используя мультимедийный проектор.

Подведение итогов

.

После завершения игры проводится ее детальный разбор. Определяются и оцениваются решения, принятые в ходе игры. На разборе дается итоговая оценка результатам проведенной игры, оценивается степень выполнения поставленной целей и задач. Сопоставляются результаты параллельно работающих команд. Выделяются и анализируются имевшиеся в игре ошибки, недостатки и упущения в действиях играющих.

Выше рассмотренный пример показывает, что деловые игры обеспечивают развитие творчества, заинтересованность, активность учащихся и еще они развивают речь. Обычно на уроке ученик потребляет информацию молча. Он находится в монологической, а не в диалогической позиции, как и педагог. Это одна из основных причин того, что речь обучающегося не развивается. Деловые игры моделируют профессиональную деятельность, которая невозможна без общения с коллегами. Такое положение дел "вынуждает" учащихся общаться друг с другом. Во время защиты принятого решения им приходится выражать свои мысли, правильно строя фразы, что способствует развитию речи. Кроме того, деловые игры позволяют ориентировать учащегося на какую-либо профессиональную деятельность и, тем самым, подготовить ученика к взрослой жизни.

"Кадровый вопрос", 2013, N 10

ПРАКТИЧЕСКИЙ HR-МЕНЕДЖМЕНТ: ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

Применительно к обществу в игре осваивается опыт практический (овладение способами решения жизненных задач) и этический (усвоение образцов, правил и норм поведения в различных ситуациях). Деловые игры сочетают в себе, как правило, качества игр и учебно-диагностического процесса.

Игра как метод построения учебного процесса в целях освоения социальной реальности включает следующие компоненты:

Игровые роли и их принятие. Принятие роли осуществляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Оно реализуется через присвоение внешних черт и норм поведения, а также задач, присущих роли, ее исполнению. Ролевые цели предписываются игрокам условиями игры. Цели отдельных участников игры могут отличаться от общей цели группы или коллектива (например, обучение, апробирование определенных способов действий, релаксация, досуг и тому подобные);

Правила отражают соотношение всех компонентов игры. Они могут быть перенесены в игру из социального контекста, в котором развертывается игровой процесс, взяты из реальной жизни или же придуманы;

Моделирование игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального напряжения (технология игры).

Деловые игры и тесты имеют много общего. Поэтому провести между этими двумя методами четкую границу достаточно сложно, а порой и невозможно. Неслучайно Морено называл такие игры, как психодрама и социодрама, "тестами ролей". Некоторые современные исследователи также относят психодраму к катартическим тестам.

Деловые игры, как и тесты, выполняют функцию выявления и оценки (в том числе измерения) с помощью определенных испытаний индивидуальных качеств личности, ее знаний, умений, характерных черт и образцов поведения.

В то же время используемые в управлении персоналом (да и в подавляющем большинстве других областей) деловые игры имеют по сравнению с тестами ряд отличий.

Важнейшие из отличительных черт деловых игр таковы:

1) игра - это поведенческая коммуникация. Если тесты чаще всего предполагают ответы на вопросы или абстрактное, умственное решение задачи, то игра основывается на определенном поведении, действиях;

2) игра - это обычно взаимодействие двух или более субъектов, т. е. коллективное, групповое взаимодействие. Некоторое исключение составляют неинтерактивные игры, которые не предусматривают зависимости отдельного игрока от поведения других ее участников. Однако и в этом случае, например при ролевой игре, подразумевается наличие оппонента или компаньона;

3) игра отличается сложностью и взаимозависимостью решаемых задач. Если тесты (за исключением проективных) обычно состоят из довольно простых заданий, носящих фрагментарный характер, то игра по сравнению с тестами по своей конструкции охватывает комплекс взаимосвязанных действий, в котором предыдущие решения во многом детерминируют последующие;

4) игра предполагает имитацию реальной ситуации, для которой свойственны динамичность, изменчивость. Это позволяет выявить ряд таких поведенческих черт работника, которые почти невозможно установить с помощью обычных тестов;

5) игра многофункциональна. Наряду с функцией диагностики (оценки и измерения) качеств и поведенческих черт работника она может выполнять функции обучения, тренинга и воспитания ее участников, а также решения исследовательских задач.

Единственной или главной целью теста является диагностика определенных качеств личности, в играх же психодиагностика если и присутствует, то обычно имеет подчиненный характер.

Оценка эффективности игры непосредственно зависит прежде всего от процесса ее протекания, в то время как тест оценивается по результатам его выполнения. Как уже отмечалось, эти отличия не абсолютны, некоторые из них допускают исключения.

В зависимости от приоритета целей пользователя одна и та же методика (например, ролевая игра, выявляющая и развивающая коммуникативные качества) может рассматриваться с функциональной точки зрения либо как ситуативный тест, либо как обучающая игра.

Однако в целом различия между тестами и деловыми играми (особенно по их конструкции, построению) реальны, что и позволяет разграничивать эти методы оценки и обучения персонала.

С управлением персоналом в большей или меньшей степени связано подавляющее большинство деловых игр, применяемых в коммерческих и государственных организациях, поскольку "человеческий" аспект - неотъемлемая сторона управления.

Многообразные деловые игры можно систематизировать по ряду признаков. Важнейшие из них: целевое назначение деловой игры, широта тематических рамок, имитируемые области управления, степень свободы решений, уровень неопределенности решений, характер коммуникаций между участниками, степень открытости игры, комплексность используемой модели, инструменты игры и форма ее проведения и др.

В управлении персоналом деловая игра используется прежде всего для квалификационной оценки и профессиональной подготовки потенциальных и реальных сотрудников, а также для нахождения оптимальных управленческих решений.

Она позволяет успешно решать следующие задачи:

Определять индивидуальные и коллективные способности испытуемых, степень их подготовленности к профессиональным требованиям;

Повышать интерес участников к учебному процессу, их вовлеченность в решение организационных задач.

Охарактеризуем подробнее каждый из признаков данной классификации.

1. Среди деловых игр, используемых в управлении персоналом, да и в управлении в целом, в зависимости от их функций и целевого назначения различают:

Обучающие (в том числе тренинговые) деловые игры. Они имеют наиболее широкое распространение и служат для подготовки и повышения квалификации управленческих кадров и других, в первую очередь высококвалифицированных, сотрудников;

Деловые игры для решения практических задач (например, нахождения оптимальных решений при реорганизации отдела). Они применяются также для коллективной или индивидуальной подготовки управленческих решений с учетом многообразия влияющих на ситуацию факторов и различных вариантов решения проблемы;

Проектные деловые игры. Они выходят за рамки управления персоналом, хотя и включают этот важнейший для деятельности организации аспект. К проектным деловым играм обращаются при проектировании организационных систем (предприятий, их структурных единиц и т. п.) и их изменений. Это довольно сложный вид игр, предполагающий высокий уровень организационно-управленческой компетентности их участников;

Исследовательские деловые игры. Используются для анализа поведения отдельных сотрудников или целых коллективов в зависимости от изменения внешних или внутренних условий их деятельности (например, при изучении возможностей использования в организации различных систем оплаты труда). Исследовательские деловые игры моделируют конкретные организационные ситуации в режиме "что будет, если?..". Это позволяет прогнозировать различные варианты изменений организационных ситуаций.

2. Широта тематических рамок отражает масштабы и сложность решаемых в процессе деловой игры задач.

Комплексная деловая игра предусматривает отработку методов решения сложной задачи в единстве ее важнейших аспектов. Это, например, имитация деятельности руководителя по разрешению производственного конфликта с заданными параметрами. Частная деловая игра служит решению одной, определенной задачи, например игра по изучению и сравнению эффективности коллективной и индивидуальной деятельности членов группы.

3. Степень свободы решений и действий участников игры может быть различной. Если игра допускает лишь ограниченный, заранее заданный спектр возможных решений и соответствующих поведенческих альтернатив (действий), то она считается жесткой. В жестких играх содержание каждого шага игрока строго фиксируется в соответствии с формальной моделью имитируемых процессов. Принятие решений в них сводится к выбору одной из предложенных альтернатив, причем все основные действия осуществляются в строго определенные промежутки времени. И напротив, если игроки на базе соблюдения общих условий игры действуют свободно, их решения не регламентированы установленным набором альтернатив, то игра является мягкой. В мягких играх действия участников ограничиваются лишь общим сценарием развертывания событий, в рамках которого игроки сами определяют последовательность своих действий. Имеются и промежуточные (полужесткие) типы игр.

4. В зависимости от степени неопределенности ситуации деловые игры подразделяются на детерминированные и вероятностные.

Для первых характерна определенность ситуации, заданность ее основных параметров, что позволяет игрокам принимать однозначно правильные или неправильные решения. Вторые же отличает неясность ситуации, изменчивость ее многих параметров, что обусловливает возможность лишь вероятностных оценок ситуации и принятия решений с определенной степенью риска.

5. Характер коммуникаций участников игры отражает зависимость или независимость действий ее участников друг от друга и выступает одним из важнейших показателей ее динамизма. В интерактивных играх такая зависимость имеет место. Игры этого типа необходимы для имитации отношений конкуренции (например, при моделировании маркетинговой деятельности по привлечению в организацию наиболее одаренных выпускников знаменитого университета). Если же в процессе игры ее участники действуют самостоятельно, принимают решения независимо от других, то игра является неинтерактивной. Некоторые игры могут иметь два режима проведения: тренировочный, предусматривающий независимое поведение игроков, и рабочий, основанный на конкурентном взаимодействии участников.

6. Области применения характеризуют сферу, в которой используется игра, с точки зрения функционального подхода. Общие деловые игры моделируют деятельность всей организационной единицы в определенной ситуации, которая может изменяться. Функциональные игры служат отработке действий по выполнению определенной функции организации (например, функции службы персонала по освобождению сотрудников - игра, имитирующая изучение возможностей использования сокращаемых работников на других видах работ, оказание им помощи в трудоустройстве, проведение разъяснительной беседы и прочие мероприятия).

Открытость деловой игры характеризуют наличие и формы контактов между ее участниками. Открытая игра либо разрешает контакты между ее участниками, либо предполагает коллективное выполнение задачи (например, деловая игра "Полет на Луну" или игры, использующие метод "Мозговая атака"). Закрытая же игра запрещает такого рода контакты.

В зависимости от используемых средств, инструментов деловые игры подразделяются на ручные и компьютерные. Ручные игры обычно включают игры, несложные с точки зрения их условий и параметров. Игры, предусматривающие сложный аппарат моделирования организационных процессов, обычно предполагают использование компьютеров, прогрессивных мультимедийных инструментов и программных продуктов. К компьютерным играм относится подавляющее большинство проектных деловых игр, а также многие обучающие и исследовательские игры.

По форме или регламенту проведения деловые игры делятся на очные и заочные. Их вышеназванные характеристики едва ли нуждаются в дополнительных комментариях. В России в последние годы в связи с развитием дистанционного обучения и распространением системы Internet значительно расширяются возможности обращения к заочным деловым играм с использованием компьютерных технологий.

Независимо от типологии деловые игры имеют ряд общих моментов в своей организации и построении.

При разработке и проведении деловых игр следует учитывать ряд принципов, обеспечивающих эффективность их применения:

1. Репрезентативность и достаточность элементов игровой ситуации. Это означает, что составные части, или компоненты, игры должны достаточно полно представлять имитируемую ситуацию в аспекте, соответствующем целям деловой игры, и содержать информацию, позволяющую понять суть проблемы и принять адекватное решение. При моделировании конкретной ситуации приходится сокращать информацию о ней, выбирать и отображать главным образом лишь существенные для принятия решений факторы и фрагменты действительности;

2. Модульный характер игры. Сравнительно новое для российского научно-учебного лексикона понятие "модуль" означает комплекс материалов, служащих одной, имеющей прикладное значение учебной цели. В этот комплекс обычно входят: теоретическая часть, описание ситуации (кейса), примеры, иллюстрации, схемы, вопросы, ответы, методические рекомендации. Модульный подход способствует глубокому, всестороннему и активному усвоению материала. Применительно к структуре деловой игры обычно выделяют несколько сравнительно простых модулей, каждый из которых представляет собой комплекс элементов, образующих организационное и/или функциональное единство. Это могут быть следующие модули.

2.1. Организационные модули:

Модуль участника игры. Он содержит всю информацию, необходимую для игрока, которым может быть целая команда;

Модуль руководителя игры, характеризующий весь комплекс действий (в том числе расчетов) руководителя.

2.2. Функциональные модули деловой игры имитируют отдельную, относительно автономную функцию или область деятельности (например, оценку персонала, освобождение кадров и т. п.).

2.3. Этапные модули, характеризующие комплекс задач и действий определенного, относительно завершенного этапа игры. Модульная структура деловой игры позволяет отрабатывать ее отдельные элементы или фрагменты в зависимости от целей обучения, интересов участника и темпов усвоения материала каждым обучаемым.

3. Системность использования деловой игры, ее включенность в обучающую программу. Деловая игра приносит желаемый эффект лишь тогда, когда она опирается на теоретические знания, ясные представления о той области деятельности, которую она имитирует, и является логическим продолжением учебного процесса, его переходящим в практическую поведенческую стадию заключением. В современных условиях желательна компьютеризация деловой игры или ее фрагментов. Это заметно расширяет ее обучающие возможности.

Проведение деловой игры должно базироваться на принципах эффективности (реализации цели) и экономии, то есть достижении максимальных результатов при минимальных временных, финансовых и других расходах. Организация деловой игры как специфического активного метода обучения включает ряд этапов, таких как подготовка игры, формирование игровой группы, руководство игрой, контроль за ее процессом, подведение итогов и оценка результатов.

Подготовка игры включает ряд мероприятий, обеспечивающих создание общих условий ее эффективности, таких как:

Обеспечение соответствия выбранной игровой методики учебным целям и уровню подготовленности участников;

Проверка пригодности аудиторий для занятий;

Использование адекватных характеру игры способов фиксации ее процесса, поведения игроков. Это могут быть записи руководителя и других участников (в том числе наблюдателей) игры, видео - и/или аудиозаписи и др.;

Определение способов анализа игрового процесса. К ним относятся: периодические спонтанные замечания и рекомендации руководителя; детальная проработка важнейших эпизодов и ролей; сопоставление собственных переживаний игроков и характеристик наблюдателей; оценка действий игроков с помощью заранее известной системы критериев или оценочных шкал и прочие;

Обеспечение содержательной насыщенности и целевой направленности мероприятия. Эпизоды игры должны работать на реализацию общей цели, обеспечивая спонтанность, естественность поведения участников, процедура игры вместе с тем не должна быть слишком затянутой или уходить слишком далеко от поставленных целей;

Оптимизация требований к участникам - от них не следует требовать слишком много или слишком мало;

Структурирование игры во времени, обеспечение примерного соблюдения ее временного регламента при начале, продолжительности пауз, завершении этапов и всего процесса игры;

Определение форм оценочных коммуникаций с игроками. Это могут быть констатация правильных и неправильных действий, вопросы, предложения альтернативных вариантов поведения, обмен мнениями между игроками и наблюдателями;

Соразмерное использование технических средств обучения, особенно при анализе поведения игроков и подведении итогов.

Большие возможности для повышения эффективности игрового обучения и выходящего за пределы игровой процедуры дальнейшего самопознания ее участников дает видеозапись. С ее помощью становится возможным для участников игры посмотреть и проанализировать свое поведение как бы со стороны, а для руководителя и всех участников отобрать, отдельно рассмотреть и детально обсудить наиболее важные эпизоды игры, подобрать оптимальные варианты поведения; проверить правильность самооценок игроков, а также оценок наблюдателей и руководителя; установить степень успеха обучаемых посредством сопоставления фрагментов первого и повторных проигрываний ими одних и тех же ролей или ситуативных действий.

Конечно, при просмотре видеозаписи следует обращать особое внимание на корректность ее использования. Так, например, многократные показ и публичное обсуждение ошибочных форм поведения отдельных игроков могут задевать их чувство собственного достоинства. Исходный момент практической работы по организации деловой игры - формирование игровой группы.

Последняя включает всех участников игры и может состоять из нескольких команд. Деятельность по формированию игровой группы предполагает оценку индивидуальных качеств обучаемых, степени их подготовленности к деловой игре, их игровой мотивации (формальное участие или искренняя заинтересованность, стремление отличиться или же научиться новому).

Цель игры должна соответствовать потребностям ее участников. Эффективность игры резко снижается из-за участия в ней некомпетентных людей, незнакомых с ее теоретическими основами и тем родом деятельности, который она имитирует. Все участники должны хорошо знать условия и правила игры и соблюдать их. Для большинства игр желателен однородный по уровню знаний, опыта и компетентности состав участников. Не менее важно, чтобы между ними установились отношения доверия и открытости. Только в этом случае оценки, советы, замечания и критика будут правильно восприниматься и окажут обучаемым реальную помощь. Вышеназванные требования относятся не только к непосредственным участникам - игрокам, но и к зрителям, которые также входят в круг обучаемых, выполняют в процессе игры роли наблюдателей, аналитиков, оценщиков и др.

Многие деловые игры предусматривают формирование команд. Обычно команда состоит из 5 - 6 участников. В рамках одной команды целесообразно распределение участников по выполняемым ролям или функциям. Команде следует работать на коллегиальной основе, избегая авторитарных методов принятия решений. В закрытых играх командам-участницам категорически запрещается обмениваться в процессе игры информацией и коллективно обсуждать принимаемые решения.

Один из важнейших факторов успеха деловой игры - это руководство игрой, контроль за ее процессом. Руководство может быть индивидуальным - в простых играх и коллективным - в сложных. Руководитель выполняет в организации игры следующие функции:

Оценивает целесообразность проведения игры и формирует (лучше на основе добровольности) состав ее участников;

Знакомит с условиями и правилами игры, консультирует участников;

Готовит или адаптирует применительно к конкретным условиям базу данных для начального периода игры; устанавливает ее регламент;

Осуществляет текущий контроль за соблюдением правил игры;

Следит за соблюдением в процессе игры этических норм, защищает "меньшинство" от группового давления и предотвращает возможные личные обиды и конфликты;

Помогает выявлять и анализировать неэффективные способы действий и овладевать эффективными моделями поведения;

Следит за ориентацией игрового процесса на достижение поставленных целей, предотвращает возможные отклонения и "заносы" (например, переход участников ролевой игры к выяснению личных взаимоотношений);

Собирает по завершении игры ее рабочие документы (решения задач, отчеты и т. п.) и проверяет правильность их заполнения;

Оценивает результаты выполнения заданий, поведение участников и т. п., делает общие выводы, дает частные рекомендации конкретным участникам игры.

Для выполнения этих и некоторых других функций руководитель должен обладать соответствующими качествами:

Чувствовать состояние участников и обладать коммуникационными способностями;

Уметь вербализировать (точно выражать в словах) чувства и поведение участников и делать обобщения;

Быть объективным, не стоять на стороне какого-либо участника или команды;

Уметь корректно сопоставлять правильные и неправильные позиции участников, не задевая чувство собственного достоинства их носителей;

Быть внимательным к каждому участнику, учитывать интересы отдельных игроков и всей группы;

Уметь понятно представить ситуацию, обрисовать и показать правильные образцы поведения;

Быть готовым находиться в тени, на заднем плане игры, удерживаться от чрезмерного вмешательства в ее процесс, предоставляя тем самым широкую свободу действий ее участникам.

В полной мере удовлетворять этим и некоторым другим требованиям может лишь квалифицированный и опытный руководитель.

Подведение итогов и оценка результатов деловой игры являются ее заключительным и чрезвычайно важным для реализации целей игры моментом. В процессе оценки следует руководствоваться в первую очередь заранее установленными критериями. Грамотное подведение итогов помогает участникам адекватно оценить свои сильные и слабые стороны, утвердиться в собственном мнении, сделать соответствующие выводы относительно дальнейшего закрепления изученных образцов поведения и их внедрения в повседневную деятельность. При подведении итогов игры желательно ранжировать ее участников в зависимости от достижений, анализировать и объяснять причины успеха лидеров и отставания аутсайдеров.

Рассмотренная выше общая классификация деловых игр основывается главным образом на их формальных признаках и не является исчерпывающей.

В зависимости от содержательной конструкции и целей среди деловых игр, наиболее широко используемых в управлении персоналом, можно выделить:

1) ролевые игры, в том числе психодраму и социодраму;

2) групподинамические упражнения;

3) плановые игры;

4) групповые дискуссии;

5) метод изучения конкретной ситуации.

1. Как уже отмечалось, первые из вышеназванных деловых игр - психодрама и социодрама - относятся также к ситуативным тестам. В тестах этого типа испытуемые имеют дело с ситуациями, взятыми из реальной жизни организации. Исторически первым тестом-игрой считается психодрама. Этот метод психодиагностики и психотерапии весьма распространен и в наши дни, хотя был разработан еще в 20 - 30-е гг. XX в. и впервые публично предложен для практического использования в 1946 г. Он представляет собой достаточно типичный, классический пример и ситуативного теста, и ролевой игры.

В психодраме все присутствующие делятся на непосредственных участников, составляющих экспериментальную группу, и активных зрителей, следящих за ходом игры. Эта группа превращается как бы в театральную труппу, члены которой получают определенные роли на основе истории, рассказанной одним из ее участников. Каждый герой (и прежде всего ее центральная фигура - протагонист) психодрамы проигрывает свою роль, связывая ее с жизненной ситуацией. При этом он демонстрирует свое представление о роли, основанное на его прошлом опыте или ожиданиях. Роль четко не прописана и предполагает импровизированные действия. Герой не связан жесткими правилами и дает волю своим чувствам. Другие члены группы выступают как партнеры главного действующего лица (или выполняют роли на основе общего сценария).

Процесс психодрамы включает три основные фазы (этапа):

1) подготовительную, обеспечивающую "разогрев", разминку участников;

2) собственно драматическое действие - исполнение ролей;

3) обсуждение - оценочный и эмоциональный обмен, извлечение уроков.

Проигрывание психодрамы дает двоякий эффект: диагностический и терапевтический.

Посредством свободного самовыражения и взаимодействия актеров игра сближается с реальной повседневной ситуацией. Возникающие в процессе взаимодействия проблемы решаются естественным путем. Спонтанное поведение актеров в заданных ролях, особенно главного действующего лица, позволяет судить об их внутреннем мире, системе ценностей, интересах, установках и образцах поведения. Предполагается, что разыгранная драматическая ситуация, близкая к реальным переживаниям главного героя, а также поддержка со стороны членов группы будут способствовать наиболее полному проявлению его личностных особенностей. Тем самым психодрама выполняет диагностическую, оценочную функцию - подобно тестам устанавливает определенные черты личности.

Кроме того, психодрама - это также и инструмент психотерапии. С ее помощью можно не только обнаружить неадекватные ситуации, типичные для человека эмоциональные реакции, неправильные установки и неэффективные формы поведения, но и убедить участника игры в необходимости их устранения и даже реально проиграть оптимальные образцы поведения и тем самым скорректировать его. Как показали, в частности, исследования К. Левина, изменение неправильных установок испытуемых в нужном направлении в групповых ситуациях происходит значительно быстрее, чем при индивидуальной работе. Это подтвердилось и применительно к обучению испытуемых новым образцам (моделям) поведения. Поэтому психодраму и ролевые игры вообще можно широко использовать в учебных и тренинговых целях. Они позволяют проиграть и соответственно проработать самый широкий круг ситуаций производственной и повседневной жизни.

Социодрама строится примерно по тем же принципам, что и психодрама. В ней присутствуют те же элементы (сцена, актеры, терапевт, пациент, зрители). Однако здесь участвует естественная группа (производственная, семейная и т. п.), причем исполнители могут меняться ролями (например, начальник играет не только свою роль, но и роль подчиненного, подчиненный же выступает и в роли начальника).

Это позволяет актерам не только лучше понять и прочувствовать различные ролевые позиции, но и скорректировать свое поведение. Участники социодрамы могут проигрывать реальные ситуации своих коллективных взаимоотношений, отрабатывая при этом моменты внутригруппового взаимодействия с другими группами (например, работников с администрацией). Все это позволяет широко использовать методы психодрамы и социодрамы (между этими понятиями часто не проводят строгих различий) в учебном процессе (в том числе на производстве, например при изучении рабочих групп, обучении персонала, формировании команд и т. д.).

Основные признаки психодрамы и социодрамы характеризуют ролевую игру как объединяющее различные конкретные виды деловых игр понятие.

Это метод, при котором в процессе обучения управлению персоналом участники игры с помощью проигрывания определенных ролей в свободной от риска ситуации обнаруживают свои значимые для организации черты поведения, с помощью руководителя, друг друга и самостоятельно критически анализируют их, обучаются более эффективному способу поведения и тренируются в его совершенствовании. Роли, используемые в этого типа играх, могут быть самые различные: начальника, руководителя проекта, специалиста, сотрудника, преподавателя и т. д.

Современная ролевая игра отличается от классической психодрамы Морено главным образом лишь более значительным влиянием ее участников на организацию игры. Обучаемые имеют возможность самостоятельно предложить наиболее значимые для них темы (например, тему "Как лучше представить руководителю предложения по совершенствованию системы анализа текущей информации"). Тот, кто предложил для проигрывания тему, часто играет главную роль и подбирает напарника (например, для проработки ролей начальника и подчиненного). Остальные члены обучаемой группы наблюдают за ходом игры и анализируют поведение актеров. В определенные моменты игры (главным образом при выборе и отработке оптимальных вариантов ролевого поведения) они могут вмешиваться в ее процесс и, замещая одного из основных игроков, проигрывать свой, альтернативный в данной роли образ действий. Это называется дублированием актеров.

Функции руководителя сводятся главным образом к ознакомлению участников с условиями, целями и техниками игры, обеспечению ее нормального протекания, общему контролю за ее процессом и оказанию в случае необходимости методической помощи в достижении игровых целей, а также к общему подведению итогов, включающему, если это целесообразно, индивидуальные советы и рекомендации ее участникам.

Ролевые игры полезны не только непосредственным участникам-актерам, но и участникам-зрителям, особенно если группа гомогенна, состоит из людей, примерно одинаковых по статусу, опыту и кругу профессиональных интересов.

На предприятиях ролевые игры наиболее часто используются для обучения руководителей правильному ведению собеседования, распределению заданий, обеспечению поддержки сотрудниками коллективного задания, руководству командой и т. д. С их помощью сотрудники повышают свои знания и умения в области принятия самостоятельных решений, своевременного просчитывания их последствий, развития делового общения. Ролевые игры особенно эффективны при карьерном обучении, когда сотрудник проигрывает комплекс функций, вытекающих из его будущих должностных обязанностей.

Ролевые игры имеют ряд достоинств:

Позволяют наблюдать эмоциональную реакцию испытуемого, осмысление и оценку им реальной ситуации, его умение определять цели и стратегию собственных действий. Тем самым создается возможность установить степень подготовленности сотрудника к выполнению тех или иных задач;

Развивают самонаблюдение и самоконтроль, повышают их адекватность, точность самооценок;

Учат лучшему пониманию других, их ролевых обязанностей, оптимизации модели поведения обучаемого в отношениях с руководством и коллегами, предотвращению или конструктивному разрешению конфликтов;

Подготавливают участников к важным для практической работы ситуациям, в том числе к экстремальным или еще не существующим ситуациям, которые могут возникнуть в будущем;

Повышают уверенность испытуемого при практических действиях;

Дают возможность освоить новые образцы поведения и приобрести опыт без какого-либо риска для работника и организации;

Позволяют исправлять ошибки и корректировать действия, избавляться от вредных привычек и неэффективных образцов поведения.

Базирование ролевых игр на повседневных, личностно значимых ситуациях обеспечивает высокую ангажированность, вовлеченность их участников. Это, в свою очередь, облегчает личностное принятие вырабатываемых образцов поведения, идентификацию решений и рекомендаций, перенос отработанных в игре образцов поведения в повседневные практические отношения.

Ролевые игры тесно связаны с групподинамическими упражнениями.

2. Между этими двумя методами оценки и обучения персонала часто не выделяют различий. При ролевых играх проигрываются заранее четко определенные отдельные эпизоды, фрагменты действий или поведения, в то время как групподинамические упражнения предполагают достаточно длительные самостоятельные спонтанные действия участников в условиях заданной ситуации, которая в ходе игры может меняться в результате действий игроков.

В ролевых играх актеры действуют по принципу "как если бы", т. е. для них характерны довольно слабая степень вживаемости актеров в роль и их преимущественно рационально определяемые должные действия (а не спонтанные эмоционально окрашенные реакции). Групподинамические упражнения, напротив, строятся по принципу "здесь и сейчас", т. е. игроки вживаются в ситуацию и действуют исходя из нее (то есть рассматривается реальная проблемная ситуации компании).

Ролевые игры разыгрываются перед зрителями, которые наблюдают и анализируют поведение игроков и извлекают из этого уроки совместно с актерами. Главная цель групподинамических упражнений - приобретение их участниками и группой в целом соответствующего опыта решения задач и коллективного взаимодействия. Иными словами, ролевые игры больше ориентированы на обучение как их участников-исполнителей, так и зрителей, а групподинамические упражнения - на тренинг их участников. Хотя отмеченные выше различия деловых игр и групподинамических упражнений существуют реально, они очень относительны и на практике трудноуловимы в силу того, например, что актеры ролевой игры очень часто достаточно сильно вживаются в свою роль и приобретают соответствующий опыт (как это имеет место в групподинамических упражнениях). Поэтому в дальнейшем между понятиями ролевых игр и групподинамических упражнений не будет проводиться строгих различий. Оба этих метода - как игры, так и упражнения - характеризуют структурированные групповые ситуации. Последнее понятие распространяется также на плановую игру.

3. Плановая игра - это последовательное, часто поэтапное проигрывание и проработка (анализ и осмысление) единичных типичных динамических, изменяющихся ситуаций, на основе которых делаются общие выводы по решению комплексной организационной проблемы. Этот тип игр отличается большей приближенностью к реальным организационным ситуациям. Плановая игра моделирует комплексную проблему реального или возможного развития событий как бы в форме замедленной съемки, позволяет как бы останавливать и фиксировать определенные моменты развития ситуации, осмысливать их и находить оптимальные пути решения проблем.

Плановые игры достаточно разнообразны. Большое распространение в России и мире получили следующие типы игр: универсальные, специальные, отраслевые; функциональные и интеграционные; стохастические и детерминистские; индивидуальные и групповые; параллельные и конкурентные игры; подсчитываемые вручную и с помощью компьютеров.

Исходный пункт плановой игры - сложная организационная проблема. Суть этой проблемы, а также цели и образ действий групп-участников обычно задаются в письменной форме. Плановые игры отличаются сложностью и сравнительно большим числом участников - их минимальное количество обычно составляет 20 - 30 человек, которые делятся на несколько групп.

Игра состоит из нескольких временных блоков, каждый из которых длится примерно два часа. В день проигрывается 2 - 4 блока, всего их 9 - 12, то есть игра рассчитана на 3 - 4 дня.

Игра начинается на основе полученных ее участниками документов, характеризующих ситуацию, задачи группы, цели и общий характер действий других групп. Последующие решения участников плановой игры непосредственно влияют на ее процесс. В итоге игра развивается как результат действий, реакций на них и взаимодействий всех ее участников.

Общее руководство игрой и помощь ее участникам осуществляют инструкторы (модераторы).

Они действуют совместно со штабом экспертов, предназначенным для решения возникающих проблем, не предусмотренных условиями игры.

После завершения игровой части отдельно по каждой группе делаются оценки и подводятся итоги, затем они докладываются и анализируются на совместном совещании групп. И в завершении игры ее общие итоги подводятся на пленарном заседании, в задачу которого входит не только оценка эффективности игры и действий ее участников, но и выработка конкретных рекомендаций по практическому решению организационных проблем.

Плановые игры стараются проводить в условиях, приближенных к реальности. Впервые они получили широкое распространение в военной области, но сегодня широко используются и в менеджменте, в том числе в управлении персоналом. Пример темы плановой игры - реорганизация предприятия с целью образования нового отдела, которому другие подразделения должны передать часть своих задач, полномочий и сотрудников.

Участниками такой игры могут быть все руководители отделов, из числа которых и их помощников образуются группы, представляющие все затрагиваемые подразделения: производственные отделы, коммерческое руководство, совет трудового коллектива и т. д., а также перемещаемые в результате реорганизации сотрудников.

Каждая группа получает общую и специально предназначенную для нее информацию и модератора. Функции штаба экспертов выполняет коммерческое руководство. Группам дается определенное подготовительное время, по завершении которого начинается сам игровой процесс, состоящий из девяти двухчасовых временных блоков. После разборов игры в группах и их коллективного обсуждения на пленарном заседании подводятся ее общие итоги в форме каталога мероприятий по созданию нового подразделения. Участники игры совместно с руководством распределяют ответственность за детальную проработку соответствующих мероприятий и их выполнение, определяют и согласовывают формы сотрудничества.

С помощью плановых игр могут решаться многие задачи. Особенно эффективны игры этого типа при карьерном обучении.

Главные достоинства плановых игр состоят в том, что при их использовании:

Наглядно проявляется уровень профессиональной компетентности сотрудника, его способность решать определенный круг задач;

Непосредственно видны последствия принимаемых решений и действий;

Развивается способность замечать существенное, отличать главное от второстепенного;

Нарастает ангажированность, активность участников, повышается их идентификация с решаемыми задачами;

Приобретается опыт, приближенный к реальности, конкретным ситуациям на рабочих местах;

Вырабатываются рациональные способы мышления и поведения, а также коллективного взаимодействия;

Формируется умение эффективно использовать в дальнейшем принцип проб и ошибок, своевременно исправлять допущенные ошибки и извлекать из них полезные уроки на будущее;

Выявляются трудности на пути решения комплексной организационной проблемы, определяются оптимальные способы их преодоления и разрабатывается общая модель действий по достижению цели.

В силу этих и некоторых других достоинств плановые игры, несмотря на свою относительную дороговизну, имеют достаточно широкое применение в управлении персоналом и менеджменте вообще.

В. Жмалум

Деловая игра - это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.

Метод деловой игры

Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях.

Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, З. Фрейд и другие ученые.

Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.

Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.

Классификация деловых игр

ДИ можно классифицировать по многим признакам.

Отражение реальности

Реальные (практика)

Теоретические (абстрактные)

Уровень сложности

Небольшой (одна задача, небольшая команда игроков)

«Морской бой», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто больше знает», «Презентация»

Имитационная игра

Имитация практики. Участники вместе или индивидуально решают задачу.

«Этика менеджера», «Сплетни на фирме», «Как удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж»

Инновационная

Направлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации.

Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм

Стратегическая

Коллективное создание картины будущего развития ситуации.

«Создание нового продукта», «Выход на новые рынки»

Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач.

Как организовать игру?

Игры осуществляется по определенным правилам.

  1. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями.
  2. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение.
  3. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
  4. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.

Этапы проведения

  1. Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
  2. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.
  3. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.
  4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.

Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов. В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.

Деловая игра «Производственное совещание»

В управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

Участники игры:

  • сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;
  • группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

План игры «Производственное совещание»

Сценарий деловой игры

Вводная часть

Вступление. Цели и тема игры.

Игровая ситуация

Ознакомление с ситуацией на фирме.

План подготовки к совещанию

  • Рраспределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов)
  • ведущий организует информирование участников игры с на совещании.
  • удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.
  • далее ведущий доводит до участников информацию о поведении сотрудников на совещании (из характеристик). Присутствующие на совещании отнеслись к новому начальству со скептицизмом и недоверием.

Совещание

Выступление директора, реакция и вопросы от начальников.

Дискуссия и

коллективное обсуждение вопросов.

Каким будет поведение директора на совещании?

Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?

Какие он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?

Подведение итогов

Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

Ролевая игра

Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли - это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию.

  1. Ролевая игра «Собеседование». проводит собеседование в виде интервью с соискателем. Вакантная должность - менеджер по продажам. Перед игрой участники читают биографию и характеристику своего героя. После изучения документов (10 минут) руководитель начинает собеседование. При подведении итогов оценивается, как начальник провел собеседование и интервью, проанализировал информацию в документах, какое решение принял. Соискатель оценивает работу руководителя.
  2. Ролевая игра «Конфликтный клиент». Игра проводится в парах. Начальник отдела отвечает на звонок разгневанного клиента по телефону. Клиент высказывает претензии по поводу качества товара. Оценивается, сможет ли менеджер справиться с конфликтной ситуацией и построить разговор должным образом.
  3. Ролевая игра «Оценка профессионализма сотрудника». Игрок с позиции руководителя оценивает деятельность работника, используя информацию об эффективности работы коллектива. На основе данных он заполняет аттестационную форму и готовится к интервью с работником. Обдумывает, как построить беседу, какие вопросы задать. В роли работника может быть молодой специалист, женщина с двумя детьми, передовой сотрудник и другие. В итоге оценивается то, как игрок формулировал вопросы, выделил главное.

Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов

Стратегическая игра «Трикотажная фабрика «Стиль»». Руководство трикотажной фабрики планирует расширение рынков сбыта. Для этого требуется производить более качественную и востребованную продукцию. Кроме того, планируется запустить несколько новых технологических линий.

Уже давно планировалось заменить оборудование в нескольких цехах. Проблемой стал недостаток финансовых ресурсов, связанный с крупной дебиторской задолженностью. Какая стратегия является приемлемой в данной ситуации? Что может предпринять руководство завода? Прогноз на основе данных таблицы. Несколько показателей финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется представить за три года.

Примерные темы игр по менеджменту

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

«Принятие управленческих решений. Выбор кандидатуры на должность директора»

«Организационная культура студентов колледжа»

«Цикл менеджмента в учебном заведении»

Ролевая игра

«Аттестация персонала»

«Как попросить прибавку к зарплате?»

«Переговоры по телефону»

«Заключение контракта»

Эмоционально-деятельностная игра

«Этика делового общения. Служебный роман»

«Конфликт между начальниками отделов»

«Деловое общение. Увольнение сотрудника»

«Справиться со стрессом»

Имитационная игра

«Эффективность контроля»

«Разработка бизнес-плана»

«Деловое письмо»

«Подготовка годового отчета»

Метод игр и метод кейсов

При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков.

Таким образом, кейс - это модель определенной ситуации, а деловая игра - модель практической деятельности.

Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.