» »

Структурные компоненты игры как деятельности. Компоненты игры

14.02.2024
Компоненты сюжетно-ролевой игры, особенности их развития в старшем дошкольном возрасте.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) - одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).

На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Так, в играх детей народов Севера отражаются охота на тюленей, моржей, труд оленеводов. Дети, живущие в приморских регионах, играют в кораблестроителей, работают в порту, встречают туристов. Но, кроме того, в каждую эпоху происходили экстремальные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождали новые сюжеты детских игр. На протяжении многих лет дети нашей страны играли в Великую Отечественную войну (в сражения, бомбежки, партизан и др.), после полета Ю.Гагарина в космос, дети многих стран мира стали играть в освоение межпланетного пространства (строят ракеты, отправляются на Марс, Луну, работают на космической станции Мир).

В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, больницу и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни.

Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. В содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек - предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек - человек»), а сами предметы легко заменяются (кубик - кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).

Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др. Продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий, дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали - и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. На третьем году жизни наблюдается эмансипация ребенка от взрослого. Одновременно у дошкольника растет стремление действовать самостоятельно, но как взрослый. Тогда, малыш, играя, начинает выполнять отдельные действия, характерные для какого-либо взрослого (укладывает куклу спать, как мама), хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые начатки роли. К ним следует отнести и еще один признак: ребенок «озвучивает» игрушку, говоря от ее лица.

На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я - мама, я - шофер, я - врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами: мама выбирает для игры игрушки или предметы, необходимые для приготовления обеда, купания ребенка; врач подбирает для лечения карандаш-градусник, рвет бумажки для горчичников, наливает воображаемое лекарство и т.п.

В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующего дошкольного учреждения, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений.

Таким образом, главными структурными компонентами творческой сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его действительности; содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности, и развитие и усложнение, которого осуществляется по следующим направлениям:

    усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связанности изображаемого;

    постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений);

    роль - средство реализации сюжета.

Рассмотрение структуры игры целесообразно начать с ответа на вопрос: «Без чего не может быть игровой ситуации?»

Роль и ее принятие участниками являются важнейшими составляющими ролевой игры. Исполнение роли представляет собой точное, буквальное, происходящее во внешнем плане воспроизведение деятельности другого человека. Принятие роли осуществляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Человек может принимать роль через присвоение:

  • - внешних черт («рисунка») поведения;
  • - норм деятельности;
  • - социальных задач, стоящих перед ролью.

Игровые действия связаны с целевым аспектом игры. Они могут задаваться сценарием, преподавателем, ведущим игру, или нормативными документами игры. Но, кроме того, игровые действия могут быть сформулированы (избраны) игроками в соответствии с собственным видением ситуации, важнейшей детерминантой которого являются ролевые цели и личные интересы участников. Ролевые цели предписываются участникам условиями игры и, в свою очередь, подразделяются на функциональные и игровые . Первые обусловлены спецификой функциональных обязанностей специалистов, деятельность которых имитируется в игре. Вторые же характерны только для конкретной игровой ситуации (например, набрать как можно большее количество баллов).

Моделирование в игре - структурный элемент, присущий исключительно ролевым играм взрослых. В широком смысле под моделированием понимается замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием объектами (макетами), замещающими реальный объект изучения . Модель реализуется через правила. Правила игры - это те положения, в которых отражается сущность игры, соотношение всех ее компонентов. Правила могут быть перенесены в игру из культурного контекста, взяты из жизни или придуманы специально.

С точки зрения самостоятельности действий игроков, а также строгости игровых правил, игры могут быть подразделены на «жесткие», «свободные» и «промежуточные». К числу «жестких» относятся игры, в основе которых лежит формальная модель имитируемых процессов, которая практически полностью задает «рисунок» игровых действий. Эта же модель является основой для определения результатов действий игроков и обоснованности принятых ими решений. Игрокам представляется весь объем обязательной информации. В играх этого типа последовательность и частично содержание каждого шага игрока строго регламентируются: принятие решений сводится к выбору варианта из ограниченного списка альтернатив, и осуществляется в четкой последовательности. «Свободная» имитация происходит, как правило, на базе заранее написанного сценария, в котором задается лишь основное направление развития событий. Участникам игры предлагается самим определить, какие шаги и в какой последовательности они будут делать. Оценка результатов осуществляется экспертами, благодаря чему повышается близость игры к реальным условиям деятельности. «Промежуточные» игры позволяют избежать крайностей двух предыдущих типов.

Процесс игры отличает этот метод обучения от остальных. Процесс игры предполагает обязательное включение на протяжении ее хода дополнительных «вводных» (специальной информации или реально происходящих событий), которые могут существенным образом повлиять на игровые роли, цели и игровые действия. Участники игры, получая информацию об изменении модели и осознавая результат своей деятельности, в дальнейшем должны действовать с учетом этого.

Тема - та область действительности, которую ребёнок воспроизводит в игре («семья». «больница». «столовая», «магазин», «Баба Яга и Ивашечка», «Белоснежка и семь гномов» и т.д.). Чаще всего тема берётся из окружающей действительности, но дети «заимствуют» и сказочные, книжные темы.

Сюжет - строится в соответствии с темой. К сюжетам относят определённую последовательность событий, разыгрываемых в игре.

Классификация игр по сюжетам:

1. Бытовой - семейный быт, сад, школа.

2. Производственный - строительные, индустриальные, сельскохозяйственные, ремесленные игры.

3. Общественно-политический - демонстрации, митинги, игры в войну.

Несмотря на то, что некоторые сюжеты встречаются на протяжении всего дошкольного детства, есть определённая закономерность в их развитии (по Д.Б. Эльконину).

Во-первых, развитие сюжетов идёт от бытовых игр к играм с производственными сюжетами и, наконец, к играм с сюжетами общественно-политическими. Это связано с расширением кругозора ребёнка и его жизненного опыта.

Во-вторых, развитие сюжетов идёт и по линии разнообразия форм игры в пределах одной группы сюжетов.

У младших дошкольников игры с бытовыми сюжетами очень однообразны (в основном это игры в семью), состоят из одной, реже двух сюжетных линий (например, мама и дочка убирают дом или моют посуду). У старших дошкольников - разнообразнее (игры в буфет, парикмахерскую, больницу, детский сад и т.д.).

Исследования показывают, что игра возникает и развивается не самопроизвольно. Для этого необходимы три условия: наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности; наличие различных игрушек и воспитательных пособий и частое общение ребёнка со взрослыми.

Третья линия развития сюжетов ролевых игр касается повышения устойчивости игр на один и тот же сюжет. Младшие дошкольники быстро и легко переходят от одного сюжета к другому. У средних и старших один и тот же сюжет разыгрывается более продолжительное время (у 3-4-хлетних детей продолжительность игры составляет примерно 10-15 минут, у детей 4-5- лет - 40-50 минут, а у старших дошкольников - от нескольких часов до нескольких дней).

Игры на одну и ту же тему могут быть представлены разными сюжетами. Так, например, игра в «семью», в «дочки-матери» реализуются разыгрыванием сюжетов прогулки, обеда, стирки, приёма гостей, мытья ребёнка, его болезни и т.д.

В младшем дошкольном возрасте сюжет подсказывает игрушка, атрибут, который попал в поле зрения ребёнка, привлёк его внимание. Затем дети начинают планировать сюжет до начала игры в соответствии со своими интересами. Старшие дошкольники начинают объединять игры с разными сюжетами («мастерская игрушек» + «магазин» + «детский сад»).


Роль - это соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях, моделирование реальных отношений, существующих между людьми.

Д.Б. Эльконин называет роль центральной единицей игры.

Выполнение роли ставит ребёнка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью. В пределах одного сюжета ребёнок может выполнять разные роли (сегодня мама, завтра - дочка). У младших дошкольников количество ролей - 1-2, у старших - до 10, из которых 2-3 становятся любимыми.

Игровые правила - составляют центральное ядро роли. Соблюдение правил и сознательное отношение к ним - показатель глубины отражаемой в игре сферы социальной действительности.

Невыполнение правил приводит к распаду игры. Правила успешнее соблюдаются в коллективных играх, т.к. имеется контроль со стороны партнёров.

В младшем дошкольном возрасте дети легко нарушают правила, не замечают, когда это делают другие, т.к. не осознают их смысл. Затем начинают фиксировать нарушение правил товарищами и противятся этому. Необходимость следовать правилам объясняют житейскими наблюдениями: так не бывает. В старшем дошкольном возрасте правила становятся осознанными, открытыми. Ребёнок учится управлять своим поведением.

Игровые действия - способствуют выполнению роли: «врач» делает укол«больному», «продавец» отвешивает «покупателю» «колбасу», «учитель» учит «учеников» «писать» и т.д.

С возрастом игровые действия усложняются: от простого подражания взрослым до обобщённого, условного характера. Могут заменяться словами («Бельё уже постирано»). Освоение разнообразных игровых действий позволяет ребёнку наиболее полно и точно реализовать роль.

Содержание игры - то, что ребёнок выделяет как основной момент действительности или отношений взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в неё разное содержание: для младших дошкольников - это многократное повторение какого-либо действия с предметом («качать куклу» - «дочки-матери», «лечить медвежонка» - «больница»); для средних это - моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций, выполнение роли; для старших - соблюдение правил в игре.

Игровой материал - игрушки, атрибуты и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли. Особенностью игрового материала становится то, что в игре предмет используется не в своём собственном значении (песок, плитки, лоскутки, пуговицы и т.п.), а в качестве заместителей других, недоступных ребёнку практически, предметов (сахар, тротуарные блоки, ковры, деньги и т.п.). Замещение возникает всегда в проблемной ситуации: что делать, когда кукла хочет кушать, а ложки нет? С предметом-заместителем можно выполнять ту же функцию, что и с замещаемым (ложкой может быть палочка, карандаш, даже градусник, а не мяч, т.к. им нельзя зачерпнуть пищу).

Ролевые и реальные отношения - первые отражают отношение к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а вторые выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли (они позволяют договориться о распределении ролей, выборе игры и реализуются в игровых «ремарках» типа «надо делать так», «ты неправильно пишешь» и т.п.). Если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из неё. В выборе партнёров для игр дети опираются на свои симпатии, выделяют ценимые в сверстнике нравственные качества. Игровые умения, а также наличие привлекательных игровых предметов.

Реальные отношения могут противоречить игровым. Чем старше ребёнок, тем чаще конфликт между реальными и ролевыми отношениями, который разрешается в пользу реальных.

Наталья Маркова
Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста

Игра загадочней всего

И бескорыстнее на свете,

Она всегда – ни для чего,

Как ни над чем смеются дети.

З. Гиппеус.

«Игра - преобладающий или ведущий вид деятельности ? Может быть она, только Зеркало процессов совершающихся в других областях? Нельзя принимать зеркальное отображение за изображаемый предмет, хотя можно через зеркальное изображение изучить предмет».

ИГРА даёт взрослому возможность узнать и понять внутренний мир ребёнка.

ИГРА может опосредовать диалог с ребёнком.

ИГРА помогает сделать образовательный процесс более увлекательным и мотивированным.

Через ИГРУ взрослый может помочь ребёнку пережить и осмыслить различные ситуации его жизни и найти новые способы поведения в них

ИГРА золотой ключик к ларцу дошкольного детства .

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ИГРЫ

Проблема игры, как деятельности имеющей особое значение в жизни ребёнка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития .

В отечественной психологии сюжетная игра понимается,

«как воссоздание человеческой деятельности из неё выделяется её социальная, собственно человеческая суть - её задачи и нормы отношений между людьми»

Д. Б. ЭЛЬКОНИН.

СТРУКТУРА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Следует различать сюжет и содержание игры.

СЮЖЕТ-это сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре.

Сюжеты детских игр

Бытовые,

Производственные,

Общественно – политические.

Игры с бытовым сюжетом (семья, детский сад, прогулка, День рождения, приготовление обеда) .

Игры с производственным сюжетом (стройка, больница, магазин, школа, поезд) .

Игры с общественно-политическим сюжетом (война, индейцы, партизаны, митинг) .

Вначале дошкольного возраста содержание игры ребёнка, это воспроизведение простых операций с предметами и последовательность предметных действий. Затем воспроизведение социальных ролей. На позднем этапе - воспроизведение социальных и межличностных отношений.

Пример игра «Дочки-матери»

1) Выполнение отдельных действий (приготовить обед, разлить чай в чашки) .

2) Целостное ролевое поведение (обращение к партнёру) .

3) Воспроизведение межличностных и социальных отношений (мать любит ребёнка, заботится о нём) .

МОТИВ ДЕТСКОЙ ИГРЫ

Игровые мотивы реализуют потребность ребёнка жить совместной с взрослыми жизнью, участвовать в социальной деятельности , занимать определённое место в обществе.

Структурные компоненты игры :

Игровое действие .

Игровое употребление предметов (замещение) .

Реальные (партнёрские) отношения между играющими детьми.

Центральным и определяющим компонентом является – роль.

Роль реализуется в игровых действиях .

Основу игры, по словам Л. С. Выгодского составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций и смыслового поля.

Еще, один компонент, структуры сюжетно-ролевых игр это - реальные отношения (между играющими детьми, как партнёрами по совместной игровой деятельности ).

Функции реальных отношений включают

1. Планирование сюжета игры.

2. Распределение ролей, игровых предметов .

3. Контроль, над развитием сюжета и выполнением ролей, сверстниками партнёрами.

4. Коррекция игры.

В качестве приёмов организации игровых отношений выступают

Смена ролевых позиций ребёнка в игре.

Создание игрового сотрудничества (переход то игры «рядом» , к игре «вместе» ).

Ориентация детей на чувства и переживания за игровых персонажей

Создание средствами игры повышенной напряжённости (в сюжет вносится драматизм, требующий оказания помощи персонажам) .

Для организации партнёрских отношений используются следующие приёмы

Совместное обсуждение сюжета игры (планирование) .

Обсуждение начального замысла игры (каждый из детей , может побывать, как на основных, так и на второстепенных ролях).

Знакомство с игровым материалом (оформление игрового пространства ) .

Дефицит групповой совместной игровой деятельности является фактором риска развития личности ребёнка .

Уровень развития детской игры

1-предметные действия

2- предметные действия в цепочке

3-выполнение ребёнком роли и связанных с нею действий

4-выполнение действий отражающих социальные и межличностные отношения.

На протяжении дошкольного детства можно наблюдать динамику развития игры от первого уровня (в младшем дошкольном возрасте ) к четвёртому (в старшем дошкольном возрасте ) .

Значение сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте , является ведущим типом деятельности , определяет развитие всех существенных сторон личности ребёнка, подготавливает переход на новую возрастную стадию развития

-развитие мотивационно-потребностной сферы (формирование у ребёнка стремления к социально-значимой деятельности и мотива занять новую социальную позицию)

Преодоление познавательного «эгоцентризма» (в игре учитывать позиции друг друга)

Формирование идеального плана сознания (действия в уме)

-развитие произвольности действий (принятие роли и контроль со стороны участников игры)

Принципы отбора игровых методов обучения

Одна из задач, стоящих перед педагогами, которые работают по программе «Радуга» - предоставить детям возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства . Взаимоотношение воспитателя с детьми должно исключить принуждение.

Способы построения сюжетно-ролевых игр

предметно-действенный способ, на этапе раннего и младшего дошкольного возраста (покатать машинку, загрузить её, покормить куклу) .

ролевой способ, в среднем дошкольном возрасте (принятие роли и ролевое поведение, в роли зайчика ребёнок «строит» для себя дом, готовит обед).

сюжетосложение, в старшем дошкольном возрасте (придумать, комбинировать сюжет на основе опыта) .

Игровая мотивация

Детям 3-4 лет необходимо :

Одушевлять игровые персонажи .

Использовать различные сюжеты

Осуществлять превращения одних предметов в другие.

Детям 4-5 лет необходимо :

Принимать нужную роль и действовать в этой роли.

Заинтересовывать детей ролями .

Детям 5-6 лет необходимо :

Отбирать яркие и выразительные образы.

Представлять сюжет, используя ролевое поведение.

Динамика использования игровых приёмов .

Возрастная группа

Ведущий тип Игровые приёмы

Первая младшая Предметно-манипулятивная Внесение дидактических игрушек

Вторая младшая Сюжетно-ролевая на стадии игрового действия Использование дидактических игрушек. Игровая мотивация при закреплении навыка

Средняя Сюжетно-ролевая на стадии игровой ситуации и роли Одушевление чисел и превращение их в персонажи сюжетной истории

Старшая Сюжетно-ролевая на стадии сюжетосложения Составление и решение задач

Подготовительная Игра с правилами Использование дидактических игр с правилами : настольных, подвижных

Педагогические принципы организации сюжетной игры

В игре дети должны отражать знания и представления, полученные ими при ознакомлении с окружающим.

Игра - средство проработки знаний.

Свободная сюжетная игра - самая привлекательная деятельность для детей .

Свои функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребёнка она всё более усложняется.

Поэтому основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения - преобладающий способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умения ребёнка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметами, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события).

Целью педагогических воздействий по отношению к игре должны быть не «коллективная проработка знаний» (или «тем» - «Стройка» , «Космос» , «Магазин» и т. п., а формирование игровых умений , обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют разнообразное содержание, свободно вступая во взаимоотношение со сверстниками игровых объединениях .

Из этого следует

Первый принцип организации сюжетной игры в детском саду : для того чтобы дети овладели игровыми умениями , воспитатель должен играть вместе с детьми.

Второй принцип организации сюжетной игры : воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства , но на каждом возрастном этапе развёртывать игру особым образом , так, чтобы детьми сразу открылся и усвоился новый, более сложный способ её построения.

Третий принцип организации сюжетной игры : начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо формирование игровых умений . Ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия , так и на пояснения его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные ситуации;

1) формирование игровых умений в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где взрослый является играющим партнёром;

2) формирование самостоятельной детской игры, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использования детьми уже имеющихся в арсенале игровых умений .

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника .

  • 8. Идеальные и реальные цели воспитания.
  • 11. Социально-педагогические основы становления системы общественного дошкольного воспитания.
  • 12. Взаимосвязь теории и практики как условие развития системы общественного дошкольного образования
  • 13. Система дошкольного образования в рб.
  • 14. Профессиональные функции и личностные качества педагога дошкольного учреждения.
  • 3.Пед. Оптимизм
  • 15.История создания «Программы воспитания и обучения в детском саду».
  • 17. Современные образовательные программы для ду
  • 18. Естественнонаучные основы физического воспитания. Воспитание основ здорового образа жизни в дошкольном детстве.
  • 19.Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста. Условия и средства физ. Воспитания в ду и семье.
  • 20. Современные исследования вопросов физического воспитания дошкольников в рб и странах снг
  • 22. Задачи и содержание умственного воспитания детей дошк. Возраста
  • 23.Средства умственного воспитания детей дошкольного возраста.
  • 24 Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания детей дошк-го возраста
  • 25.Зарубежные и отечественные системы сенсорного воспитания детей.
  • 26.Задачи и содержание сенсорного воспитания современной дошкольной педагогике.
  • 28. Современные исследования сенсорного воспитания дошкольников
  • 32. Новые исследования в области социально-нравственного воспитания
  • 33. Задачи и содержание эстетического воспитания
  • 36. Формы организации эстетического восп-ия детей в ду
  • 37. Из истории вопроса трудового воспитания дошкольников
  • 40. Формы организации элементарной трудовой деятельности дошкольников.
  • 2.Дежурства:
  • 3.Коллективные формы организации труда:
  • 39. Виды элементарной трудовой деят-ти дошк-ов и её содержание
  • 41. Условия и средства трудового воспитания дошкольников
  • 40. Формы организации элементарной трудовой деятельности дошкольников.
  • 42. Происхождение игры и ее социальный характер.
  • 45.Основные структурные элементы игры. Своеобразие игры как деятельности.
  • 47.Характеристика творческих игр и игр с правилами. Сходство и различие творческих игр и игр с правилами.
  • 53. Предметно-развивающая среда. Особенности организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах детского сада.
  • 56.Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошк. Возраста.
  • 57.Основные дидактические принципы и специфика их применения в ду.
  • 4.Принцип доступности.
  • 60. Особенности воспитания и развития детей раннего возраста
  • 62. Воспитание детей в условиях разновозрастной группы
  • 61. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста
  • 64. Виды и формы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста
  • 5.Каммуникативная
  • 70. Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы.
  • 32. Новые исследования в области социально-нравственного воспитания
  • 65. Структура и содержание перспективного и перспективно-календарного плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста
  • 32. Новые исследования в области социально-нравственного воспитания
  • 65. Структура и содержание перспективного и перспективно-календарного плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста
  • 45.Основные структурные элементы игры. Своеобразие игры как деятельности.

    В качестве структурных элементов игры выступают:

    1.Мотив – то, что побуждает ребенка к игре.

    2.Сюжет – это та сторона действительности, те действия, которые ребенок воспроизводит в игре.

    4.Игровые действия – основное средство реализации сюжета.

    5.Роль – игровая позиция ребенка, которую он реализует в соответскии с взятой на себя ролью.

    6 .Игровые правила – дают ответ во что играть и как играть.

    К особенностям детской игры относятся:

    1 .Свобода и самостоятельность ребенка в игре (сами выбирают игру, распределяют роли, определяют правила, содержание, подбирают партнера, свободно включаются и выходят из игры)

    2 .Творческий характер игры.

    3 .Эмоциональная насыщенность игры.

    47.Характеристика творческих игр и игр с правилами. Сходство и различие творческих игр и игр с правилами.

    К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных ли­тературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом .

    Основное отличие режиссерских игр состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников.

    Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания.

    Взависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы:

    1.Дидакти­ческие подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настолъно-печатные, словесные)

    2.Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебеж­ками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

    Виграх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результа­та, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой-то задачей. А это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде пра­вил. В играх с правилами ребенок учится управлять сво­им поведением, это и определяет их воспитательное значение.

    Игры с правилами дают возможность каждому участни­ку сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Ценно и то, что ребенок пытается са­мостоятельно оценить свои действия и действия других иг­рающих. Таким образом, игры с правилами бла­гоприятны для развития у дошкольников способности к вза­имооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной си­туации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требовани­ям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т. е. рождает стремление к самосовершенство­ванию.

    48.Сюжетно-ролевая игра как разновидность творческих игр. Современные подходы к организации и руководству сюжетно–ролевыми играми .

    Основой сюжетно-ролевой игры явля­ется мнимая или воображаемая ситуация, которая заклю­чается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

    Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскры­вать роли, где развернут игру, и т. п.

    Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

    Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяет­ся наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка спо­собности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка прини­мает характер перевоплощения.

    Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:

    1.Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бы­товые (игры в семью, детский сад), производствен­ные , отражающие профессиональный труд людей, обще­ственные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу).

    3.Роль - средство реализа­ции сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данномигре персонаже.

    Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляет­ся в двух направлениях:

    Формирование игры как деятельности: предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением. Приемы руководства условно можно разделить на традиционные и новые, исследованные в последние годы

    Использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива.

    49.Сущность режиссерских игр .

    Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников.

    Особенностью режиссерской игры является то, что парт­ неры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предме­ты и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Есте­ственно, что такое игровое общение для маленького ребен­ка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, ис­кать с ними общий язык. Малыш исподволь готовится к этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замыс­ла, который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия. Ребенок учится распоряжаться своими силами.

    Для развития сюжетно-ролевой игры немаловажное зна­чение имеет умение посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций. Именно таким образом глазами разных персонажей ребенок видит событие, отображаемое в режиссерской игре, потому что исполняет не одну роль, а несколько. Овладев ре­жиссерской игрой, он сумеет взаимодействовать и с реальным партнером в сюжетно-ролевой игре.

    Режиссерские игры возникают как индивидуальная дея­тельность и остаются такими в раннем и младшем дошколь­ном возрасте. Режиссерские игры в одиночку наблюдают­ся и у старших дошкольников, особенно когда ребенок мало контактирует со сверстниками.

    В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте воз­никают совместные режиссерские игры. Объединяются дети обычно по 2-3 человека. Дети вместе при­думывают сюжет, подбирают необходимые иг­рушки, предметы, исполняют роли. В совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер. Таким образом, ре­жиссерские игры создают предпосылки для возник­новения сюжетно-ролевой игры.

    Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредованному ру­ководству деятельностью ребенка. Умелым подбором игро­вого материала, внесением новой игрушки, которая отве­чает интересам малыша, стимулируется возникновение игры. Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесо­образно вовлекать их в сотворчество с педагогом. Подбор игрового материла для режиссерских игр - необхо­димое условие для их развития.

    Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, заме­чаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к поста­новке проблемного задания, наводящего вопроса .Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.

    50.Характеристика театрализованных игр .

    Театрализованные игры представляют собой разыгры­вание в лицах литературных произведений (сказки, расска­зы, специально написанные инсценировки). Герои литера­турных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фан­тазией, - сюжетом игры . Особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

    Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности , которая проявляется в способности к эс­тетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, осо­бенности речевых оборотов.

    От детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями.

    Передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики), инициативы, са­мостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями.

    В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

    Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа

    1. освоение литературного текста, который будет драматизировать­ся;

    2.этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о пер­сонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).

    3. сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

    "