» »

Занимательные игры и задания по обществознанию. Деятельность человека (обществознание): виды, описание и особенности

22.01.2024

Ресурс состоит из презентации, созданной в программе Microsoft PowerPoint 2010, интерактивного кроссворда (Excel) и приложений - раздаточного материала. Интерактивность презентации обеспечивается системой гиперссылок и триггеров.

Игра «В мире финансов» может быть проведена среди старшеклассников (3 команды по 6-8 человек) в рамках Недели финансовой грамотности.

Целевая аудитория: для 9 класса

Внеклассное мероприятие по обществознанию "Я - законопослушный гражданин" проходит в виде игры. Ученики разбиваются на команды. Мероприятие по обществознанию расширяет знания о правах и обязанностях подростков. В игре 4 тура;Гражданское право, уголовное, трудовое, семейное. На каждой туре ребята выполняют различные задания, зарабатывая баллы.

Целевая аудитория: для 8 класса

Цель мероприятия: формирование у учащихся понимания важности участия граждан в избирательном процессе; способствовать преодолению у будущих избирателей апатии, сложившейся в последнее время в обществе, повышению их гражданской ответственности.

Внеклассное мероприятие проводилось в виде игры "Брейн-ринг" среди сборных команд 8 и 9 классов. Задачами игры являются: формирование правовой культуры; практическое использование правовых знаний; коррекция коммуникативных качеств учащихся. Учащимся были предложены вопросы по темам, изучающимся на уроках обществознания. К игре была разработана презентация. Она позволила разнообразить задания, помогла заинтересовать учащихся в ходе игры. В ходе игры были предложены задания на слайдах для зрителей, что позволило охватить участием большее количество учащихся.

Закрепляются знания учащихся по правовым вопросам, полученные на уроках правоведения или обществознания, через решение практических задач; повторений основных определений и терминов. Представлены как серьезные, так и шуточные заданияю.

Данная разработка затрагивает актуальный вопрос – правовое воспитание детей. Позволит познакомить учащихся с международными документами, статьями Конституции РФ и Семейного Кодекса, защищающие права ребенка. Материал будет полезен как учителям-обществоведам, так и классным руководителям.

Интересная и увлекательная игра для учащихся 7-8 классов. Игра включает учебный дидактический материал для повторения и обобщения знаний по обществознанию в форме интеллектуальной игры «Звездный час». Эту разработку можно использовать для проведения внеклассного мероприятия в рамках, например, предметной недели в школе.
Цель данной игры: в игровой форме проверить уровень знаний и владение терминологией у ребят по темам: "Общество. Исторические ступени развития общества”, "Право на службе государства”, «Подросток и его права», «Юридическая ответственность», «Государственные символы», а также повысить интерес к предмету.
В игре участвуют 6 человек, все остальные - зрители. Игра состоит из 5-ти туров, каждый из которых может содержать от 7 до 9 вопросов. В конкурсе выигрывает тот, который наберет максимальное количество баллов и звездочек.
Игра снабжена красочной презентацией, выполняющей роль видеотабло.


Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Философия и этические проблемы медицины» и презентация к нему составлены преподавателем общественных дисциплин «Аркадакского филиала ГАОУСПО «Балашовское медицинское училище» Фоломкиной Натальей Борисовной. Тип внеаудиторного мероприятия - круглый стол. Проводится методом беседы. Разработка содержит вступительное и заключительное слово преподавателя и материал для сообщений студентов. Предлагаются вопросы для обсуждения. Обсуждение может проводиться поэтапно или в конце мероприятия. На мероприятии должна присутствовать группа экспертов: юристы, врачи, представители церкви. Они должны принять участие в обсуждении и дать оценку мероприятию. Текстовая разработка мероприятия сопровождается презентацией. Можно использовать и фильмы (отрывок фильма Б. Натансона

Деятельность способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.




Мотив совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности . В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельности это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека . Деятельность состоит из цепи действий. Действие это процесс, направленный на реализацию поставленной цели .



Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Игра это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых .

Характерные черты игры : происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями . Часто его расширяют, включая обмен иматериальными предметами . Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].


Существует несколько классификаций общения.



В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:

– общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

– общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

– общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Учение это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).

Учение может приобрести характерсамообразования .

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

– труд – это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде;

– труд – один из видов деятельности, но далеко не единственный.

Труд это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.


Основные классификации деятельности

По объектам и результатам (продуктам) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.



Творчество это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Творчество – это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.


Важнейшие механизмы творческой деятельности

Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний .

Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.

Фантазия (гр. phantasia – психический образ, плод воображения) – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

Интуиция (лат. intueri – пристально смотреть) – знание, условия получения которого не осознаются.

Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:

сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;

продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);

– преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;

общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.


Образец задания

B3. Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.



Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).



Ответ: 22121.

Деятельность - это определенные действия, которые совершаются человеком с целью произвести нечто значимое для него самого, или же для окружающих людей. Это осмысленное, многосоставное и достаточно серьезное занятие, которое в корне отличается от отдыха и развлечений.

Определение

Основная дисциплина, которая в рамках учебного курса исследует деятельность человека, - обществознание. Первое, что необходимо знать для правильного ответа на вопрос по данной тематике - это основное определение изучаемого понятия. Однако таких определений может быть несколько. Еще одно гласит, что деятельностью называется такая форма активности человека, которая направлена не только на приспособление организма к окружающей среде, но и на ее качественное преобразование.

C окружающим миром взаимодействуют все живые существа. Однако животным свойственно только лишь приспособление к миру и к его условиям, они никаким образом не могут поменять его. Но человек и отличается от животных тем, что обладает особой формой взаимодействия с окружающей средой, которая называется деятельностью.

Главные компоненты

Также для хорошего ответа на вопрос по обществознанию о деятельности человека нужно знать о понятиях объекта и субъекта. Субъектом является непосредственно тот, кто осуществляет действия. Не обязательно это отдельно взятый человек. Субъектом может выступать также группа людей, организация или же страна. Объектом деятельности в обществознании называется то, на что конкретно оказывается направленной активность. Это может быть и другой человек, и природные ресурсы, и какие-либо сферы общественной жизни. Наличие цели является одним из основных условий, при которых возможна деятельность человека. Обществознание, помимо цели, также выделяет и компонент действия. Оно осуществляется в соответствии с поставленной целью.

Типы действий

Целесообразность деятельности - это показатель того, двигается ли человек к тому результату, который для него важен. Целью называется образ этого результата, к которому стремится субъект активности, а действие является непосредственным шагом, направленным на реализацию стоящей перед человеком цели. Немецкий ученый М. Вебер выделял несколько типов действий:

  1. Целенаправленное (другими словами - рациональное). Это действие осуществляется человеком в соответствии с поставленной целью. Средства для достижения нужного результата выбираются осознанно, учитываются возможные побочные результаты активности.
  2. Ценностно-рациональное. Действия такого рода происходит в соответствии с теми убеждениями, которые имеются у человека.
  3. Аффективное - это действие, которое вызвано эмоциональными переживаниями.
  4. Традиционное - основывается на привычке, или же традиции.

Другие компоненты деятельности

Описывая деятельность человека, обществознание также выделяет понятия результата, а также средств достижения цели. Под результатом понимается конечный продукт всего процесса, осуществляемого субъектом. При этом он может быть двух типов: положительным и отрицательным. Принадлежность к первой или второй категории определяется соответствием результата поставленной цели.

Причины, по которым человек может получить отрицательный результат, могут быть и внешними, и внутренними. Ко внешним относят изменение условий окружающей среды в худшую сторону. К внутренним относятся такие факторы, как постановка изначально недостижимой цели, неверный выбор средств, неполноценность действий или же отсутствие нужных умений либо знаний.

Общение

Одним из основных видов деятельности человека в обществознании является общение. Целью любого вида общения является получение какого-либо результата. Здесь главной целью нередко является обмен нужной информацией, эмоциями или же идеями. Общение является одним из основных качеств человека, а также непременным условием социализации. Без общения человек становится асоциальным.

Игра

Еще один вид деятельности человека в обществознании - это игра. Она свойственна как людям, так и животным. В детской игре моделируются ситуации взрослой жизни. Основной единицей детской игры является роль - одно из главных условий для развития сознания и поведения детей. Игра является таким типом активности, при котором происходит воссоздание и усвоение общественного опыта. Она позволяет обучиться методам осуществления общественных действий, а также овладеть предметами человеческой культуры. Игровая терапия нашла широкое распространение в качестве одной из форм коррекционной работы.

Труд

Также является важным видом активности человека. Без труда не происходит социализации, однако он важен не только для развития личности. Труд является необходимым условием выживания и дальнейшего прогресса человеческой цивилизации. На уровне отдельно взятого индивида труд - это возможность обеспечить собственное существование, прокормить себя и своих близких, а также возможность реализовать природные задатки, способности.

Обучение

Это еще один важный вид активности человека. Тема по обществознанию, посвященная деятельности, тем и интересна, что рассматривает различные ее виды, позволяет рассмотреть все многообразие видов активности человека. Несмотря на то что процесс обучения человека берет свое начало еще в утробе матери, в определенный период времени этот тип деятельности становится целенаправленным.

Например, в 50-х годах прошлого столетия детей начинали учить в возрасте 7-8 лет, в 90-х в школах было введено массовое обучение с шестилетнего возраста. Однако даже до начала целенаправленного обучения ребенок впитывает огромное количество информации из окружающего мира. Великий русский писатель Л. Н. Толстой подчеркивал, что в возрасте до 5 лет маленький человек усваивает гораздо больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Конечно, с этим утверждением можно поспорить, однако изрядная доля истины в нем есть.

Основное отличие от других видов активности

Нередко школьники получают в качестве домашнего задания вопрос по обществознанию: «Деятельность - способ существования людей». В процессе подготовки к такому уроку самое важное, что нужно отметить - это характерное отличие активности человека от обычного приспособления к окружающей среде, которой свойственно животным. Одним из таких типов деятельности, который направлен непосредственно на преобразование окружающего мира, является творчество. Данный тип занятий позволяет человеку создать нечто совершенно новое, качественно преобразовав окружающую действительность.

Типы деятельности

Время, когда учащиеся проходят тему по обществознанию «Человек и деятельность», по ФГОС - 6 класс. В этом возрасте учащиеся, как правило, уже являются достаточно взрослыми, чтобы различать виды активности, а также понимать их важность для всестороннего развития человека. В науке различают следующие ее типы:

  • Практическая - направлена непосредственно на преобразование внешней среды. Этот тип, в свою очередь, подразделяется на дополнительные подкатегории - материально-производственную деятельность, а также социально-преобразовательную.
  • Духовная - деятельность, которая направлена на изменение сознания человека. Данный тип также подразделяется на дополнительные категории: познавательную (наука и искусство); ценностно-ориентировочную (определение негативного или же позитивного отношения людей к разнообразным явлениям окружающего мира); а также прогностическую (планирование возможных изменений) деятельность.

Все эти типы тесно между собой соприкасаются. К примеру, перед тем как провести реформы (относятся к нужно проанализировать их возможные последствия для страны (прогностическая деятельность.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26»

Урок – игра по теме:

«Социальная сфера»

11 класс

Учитель истории и обществознания

Артемьева Светлана Николаевна

Урок обобщающего повторения по теме «Социальная сфера».

11 класс

В игре принимают участие три команды произвольной численности, которые, пользуясь приведённой ниже схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость.

Право ответа принадлежит команде первой поднявшей табличку со своим названием. В случае верного ответа на счёт команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если команда дала неправильный ответ, то с её счёта снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другим командам.

В игре встречаются следующие подраунды:

- «Кот в мешке». Вопросы этого подраунда должны быть переданы любой другой команде.

- «Своя игра». Стоимость вопроса этого подраунда может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент располагает команда. Соперники могут выкупить право ответа на этот вопрос, поставив на кон большее количество баллов. Право ответа на этот вопрос принадлежит только выигравшей торги команде. Если одна из команд идёт ва-банк, то есть ставит на кон всю имеющуюся на счету сумму баллов, другие участники могут перекупить вопрос только своим ва-банком, если сумма баллов у них на счету больше. В случае игры ва-банк при неправильном ответе на счету команды остаётся ноль баллов, при правильном ответе – сумма баллов на счету команды удваивается.

Мобильность

Семья

Стратификация

Социальные нормы, социальный контроль

Всякая всячина

Мобильность.

5 Что такое социальная мобильность? (Переход людей из одних соц. групп в другие)

10 «Кот в мешке» Назовите понятие: освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества. (Социализация)

15 Горизонтальная мобильность – это… (Переход из группы в группу без изменения социального положения)

20 После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией, какого социального процесса может служить данный сюжет? (Восходящая вертикальная мобильность)

25 Приведите примеры социальных лифтов. (Получение образования, служба в армии, вступление в брак, приобретение собственности)

30 Чем закрытое общество отличается от открытого общества? (В закрытом обществе молодёжь наследовала принадлежность к определённому социальному слою, соответствующие права и привилегии, занятия родителей; запрещался переход из одной социальной группы в другую)

Семья.

5 Семья – это социальный институт или социальная группа? (И социальный институт, и малая социальная группа)

10 Продолжите ряд: репродуктивная, воспитательная, рекреационная (досуговая)… (…хозяйственная, экономическая, первичного социального контроля, социально - статусная, эмоциональная – функции семьи)

15 «Своя игра» Какую семью называют нуклеарной? (Муж и жена или родители и дети)

20 Что такое полигиния? (Семья, в которой мужчина состоит в браке с несколькими женщинами)

25 Дайте характеристику семье. «Мама бросила нас, когда мне было 8 лет, а младшей сестрёнке всего годик. Мы остались с папой, бабушкой и дедушкой. Живём дружно. Брат с сестрой ходят в садик, а я – в школу. Главный в нашей семье – отец, его все слушаются, даже дед» (Неполная, многопоколенная, многодетная, патриархальная)

30 «Своя игра» Объясните понятия: деверь, шурин, золовка, свояченица, сваха. (Деверь – брат мужа. Шурин – брат жены. Золовка – сестра мужа. Свояченица – сестра жены. Сваха – мать жены для матери мужа)

Стратификация.

5 Что такое социальный статус? (Место, которое занимает индивид в социальной структуре общества)

10 «Кот в мешке» О каком статусе человека идёт речь: мальчик, принц, француз. (Предписанный статус – статус, получаемый на основе принадлежности к социальной группе и определяющийся общественным положением, унаследованным от родителей)

15 Как называют статус, приобретаемый индивидом благодаря его собственным усилиям и требующий от него определённых индивидуальных способностей, знаний, труда. (Достигаемый статус: мать, жена врач, депутат, президент)

20 Переведите на русский «маргинал». (Находящийся на краю)

25 Продолжите ряд: доходы, образование, возраст, место жительства… (Критерии социальной стратификации: власть, престиж, пол, национальность, религия, занятия)

30 Суть социального равенства в современном обществе. (Равенство перед законом, равенство прав и возможностей)

Социальные нормы, социальный контроль.

5 Назовите понятие: средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. (Санкции)

10 Перечислите виды социальных норм. (Обычаи и традиции, правовые нормы, моральные нормы, эстетические нормы, политические нормы, религиозные нормы, правила этикета)

15 К какому виду санкций относятся: награждение орденом, вручение грамоты, наказание по приговору суда, общественные работы. (Формальные санкции)

20 Дайте определение понятия социальный контроль. (Совокупность средств, направленных на предотвращение отклоняющегося поведения)

25 «Кот в мешке» К чему может привести человека комплекс симптомов, которые выделяет в своей классификации Ф. Патаки:

    аффективный тип поведения;

    семейные конфликты;

    агрессивный тип поведения;

    ранние антисоциальные формы поведения;

    отрицательное отношение к учёбе;

    низкий уровень интеллекта.

(К девиантному поведению)

30 Петр Первый, заседая однажды в Сенате и выслушав много дел о недавно учиненных кражах и мздоимстве, распалился гневом и повелел Павлу Ивановичу Ягужинскому немедленно составить указ, что если на украденные деньги можно купить веревку, то вора без малейшего следствия должно будет тотчас повесить. Ягужинский взялся было за перо, а потом отложил его в сторону. - Пиши, что я тебе приказал, - повторил царь. Тогда Ягужинский сказал Петру. Что Ягужинский сказал императору? (Всемилостивейший государь! Неужели ты хочешь остаться императором без подданных? Все мы воруем, с тем только различием, что один более приметнее, нежели другой. Царь, погруженный в свои мысли, рассмеялся и замолчал)

Всякая всячина.

5 Найдите в перечне обобщающее понятие: род, племя, этнос, народность, нация. (Этнос)

10 Геноцид и холокост – слова синонимы или нет? (Геноцид - действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу как таковую. Холокост - преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны)

15 Назовите понятие: навязчивый, искусственный страх перед людьми другой национальности, измышления об их испорченности, неполноценности. (Ксенофобия)

20 В чём суть политики мультикультурализма? (Признание прав прибывающих мигрантов на сохранение своих национальных отличий)

25 «Кот в мешке» Зависит ли депопуляция от миграции? (Нет. Депопуляция – убыль населения, при которой уровень рождаемости недостаточен для компенсации даже очень низкого уровня смертности. Миграция – перемещение населения)

30 «Своя игра» Женщины, пытающиеся сделать карьеру, иногда сталкиваются с таким явлением, как «стеклянный потолок». Что означает данная метафора? (Эта метафора отражает тот факт, что в некоторых организациях существует как бы невидимый потолок, выше которого женщины не могут продвинуться)

По окончании игры подводятся результаты. Участники получают оценки, при выставлении которых учитываются мнения команды о вкладе каждого участника в игру.

Интеллектуальная игра "Слабое звено"

Внеклассное мероприятие по обществознанию для учащихся 8-11 классов

Программа:

2. Игра "Слабое звено".

3. Подведение итогов недели истории и обществознания.

4. Награждение победителей.

1. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Давайте начнём увлекательное путешествие в мир обществознания. Предмет обществознания изучает общество и её элементы (личности и большие и малые группы) и взаимоотношения, возникающие между различными элементами. Для того, чтобы было проще освоить общественные знания мы изучаем различные сферы общественной жизни. Назовите их.

2. Игра "Слабое звено".

Правила игры: В игре участвуют 7 человек. Я задаю каждому игроку вопросы одинаковой трудности. Тот, кто ответит на меньшее количество вопросов, выбывает из игры. Итак в каждом раунде на одного игрока остаётся меньше. В последнем раунде останутся двое. Они будут играть друг против друга и ответят на четыре пары вопросов. Победит тот, кто ответит правильно на большее количество вопросов.

Каждому раунду соответствует определённая тема.

1 раунд. Экономическая сфера общества. (7 участников)

Назовите одним словом или словосочетанием.

1. Особый товар, выполняющий роль всеобщего измерителя, всеобщего эквивалента, в котором выражается стоимость других товаров. (Деньги)

2. Обесценивание денег, выражающееся в росте цен. (Инфляция)

3. Продукт труда, предназначенный на продажу . (Товар)

4. Количество товаров определённого вида, которое покупатели готовы купить при определённом уровне цен на эти товары. (Спрос)

5. Разница между выручкой и затратами. (Прибыль)

6. Выпуск в обращение банковских и казначейских билетов, бумажных денег и ценных бумаг. (Эмиссия)

7.Финансовый план, суммирующий доходы и расходы за определённый период времени. (Бюджет)

8. Желание, намерение производителя (продавца) предложить к продаже свои товары. (Предложение)

9. Законная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли. (Бизнес)

10. Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. (Налоги)

2 раунд. Социальная сфера общества. (6 участников)

В этом раунде вам даётся термин, надо дать определение.

1. Семья - (основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.)

2. Мораль - (признанные нормы (ценности), реализуемые в жизни.)

3. Социальная мобильность - (переход людей из одних социальных групп в другие).

4. Статус - (социальное положение человека в социальной структуре общества

5. Социальная роль - (ожидаемое поведение, связанное с определённым статусом).

6.Отклоняющееся (девиантное) поведение - (поступки, противоречащие писанным или неписанным нормам, принятым в обществе).

7. Этнос - (собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию)

8. Альтруизм – (бескорыстная забота о благе других людей, противоположность эгоизму)

3 раунд. Политическая сфера общества. (5 участников)

Вставьте пропущенное слово в схему.

1. Разделение властей. (исполнительная власть. Правительство РФ. Министерства)

2. Участники политических отношений.

3. Признаки государства.

4. Формы государства. (Формы правления)

5. Политический режим.

4 раунд. Право. (4 участника)

В этом раунде вы должны дать ответ в виде числа (возраста).

1. С какого возраста наступает ответственность за дисциплинарный проступок (прогул, опоздание, неисполнение приказа руководителя)? (с 16 лет)

2. С какого возраста наступает уголовная ответственность? (с 16, а за особо опасные преступления с 14 лет)

3. С какого возраста наступает юридическая ответственность за невыполнение обязательств по договору или причинение имущественного вреда другому лицу? (с 14 - частичная, с 18 - полная)

4. С какого возраста наступает ответственность за административный проступок(мелкое хулиганство, нарушение ПДД, правил строительства, правил содержания домашних животных, безбилетный проезд)? (с 16 лет)

5. С какого возраста наступает правоспособность? (с рождения)

6. С какого возраста наступает полная дееспособность? (с 18 лет)

7. С какого возраста наступает полное право трудоустройства? (с 16 лет)

8. С какого возраста можно быть выбранным в президенты РФ? ( 35 лет)

5 раунд. Духовная сфера общества. (3 участника)

В этом раунде будет по 3 вопроса (по одному по искусству, науке и образованию, религии).

1. Назовите жанры искусства, представленные в презентации. (живопись, театр, декоративно-прикладное искусство)

2. Назовите жанры искусства, представленные в презентации. (архитектура, балет, литература)

3. Назовите жанры искусства, представленные в презентации . (скульптура, фотоискусство, цирк)

4. Назовите известные вам науки, не менее трёх. (Точные, технические, естественные, общественные, гуманитарные)

5. Назовите ступени образования, не менее трёх. (Дошкольное, начальное, общее основное, полное среднее, среднее профессиональное, высшее профессиональное)

6. Назовите известные вам религии, не менее трёх. (христианство, буддизм, ислам, православие, католичество, протестанство и т.д.)

7. Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства это ...(образование).

8. Форма общественного сознания - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа. которые являются предметом поклонения это (религия).

9. Система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления это... (наука)

6 раунд. Заключительный. (2 участника)

Этот раунд поможет определить победителя игры. Вам будут даны начало известных высказываний, которые вам нужно закончить (по 4 высказывания).

1. Н.А. Добролюбов. "Человек, ненавидящий другой народ, не любит (и свой собственный")

2. Ш. Монталамбер . "Вы не можете не заниматься политикой, всё равно (политика занимается вами")

3. И.В. Гёте. "Скажи мне, с кем ты знаком, и (я скажу, кто ты")

4. И. Бехер. "Человек становится человеком (только среди людей")

5. Эзоп. "Жизнь всё-таки (лучше смерти )"

6 . Сенека. "Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а то, насколько (она хорошо сыграна")

7. Т. Плавт. "Хороший товар легко (находит покупателя")

8. Х. Маккей. "На рынке не дают медали за отвагу. Рынок может предложить только (одну награду: деньги")

3. Подведение итогов. Награждение победителей.