» »

Enslaved: Odyssey to the West — яркие краски катастрофы. Рецензия

14.12.2023

Дата публикации: 11.10.2010 19:44:20

После выхода динамичного экшена Heavenly Sword от Ninja Theory , многие геймеры ждали продолжения истории воинственной Нарико, однако разработчики решили направить свои усилия на создание абсолютно новой игры - . В отличие от предыдущего творения студии, в этом проекте нас уже не будут поджидать толпы противников на каждом шагу, но и победить отдельно взятого неприятеля теперь не так легко.

Умру я – умрешь и ты

Сюжет игры Enslaved: Odyssey to the West основан на древней китайской новелле «Путешествие на Запад», опубликованной в 1590-е годы без указания автора. В XX веке утвердилось мнение, что написал произведение книжник У Чэнъэнь. Только вот режиссеры игрового проекта перенесли события в футуристический послевоенный мир, заменив злобных демонов роботами.

В будущем, просторы которого раскрывают перед нами ребята из Ninja Theory, практически все население планеты Земля было уничтожено. Оставшимся людям приходится постоянно бороться за выживание, ведь после окончания войны по всей земле осталось множество боевых роботов. Главная их задача – убивать людей, что они и пытаются сделать при обнаружении таковых в непосредственной близости.


«Оседлав» стационарную турель можно с легкостью изрешетить неприятелей.

Главными героями игры выступают Манки и Трип – две абсолютно противоположные личности. Манки – огромный парень, выросший в дикости и научившийся выживать в агрессивном мире. Трип – хрупкая девушка из мирного поселения, которая очень хорошо разбирается в электронике и компьютерах. Они оба были захвачены «работорговцами», однако корабль, перевозивший их, терпит крушение. Чудом герои спасаются, но Трип приходится одеть на парня специально перепрограммированный ею «обруч раба». Он заставляет Манки выполнять все ее приказы, а если девушка умрет по какой-либо причине, смерть парня наступит в тот же момент.

Именно в роли порабощенного Манки и выступает главный герой, которому, кроме заботы о своей жизни, придется постоянно следить за безопасностью своей спутницы.

И кто сказал, что без человечества жизнь на планете погибнет?

Большинство игр, рассказывающих о послевоенном мире, где практически все население людей погибло, рисуют пустынные серые ландшафты с руинами. Только вот разработчики Enslaved: Odyssey to the West решили отойти от этой тенденции, и большую часть игры можно наслаждаться красочными пейзажами, наполненными цветами и другой зеленой растительностью. Понятное дело, руины бывшей цивилизации никуда не делись, просто природа начала медленно, но уверенно наводить везде свои порядки, поглощая серые дома мегаполисов.

Графически все это выполнено на высочайшем уровне. Пейзажи завораживают дыхание – разрушенный Нью-Йорк, останки огромного моста, свалка роботов, родное поселение Трип. Рассматривая все вблизи, можно увидеть мельчайшие детали, а в разрушенных домах даже остались фотографии их бывших обитателей.

Атака клонов, или нашествие конвейерных роботов

Одним из главных недостатков Enslaved: Odyssey to the West является маленький набор врагов. Хотя они тут и не появляются сотнями, как в некоторых проектах, выходящих в последнее время, однообразие просто убивает интерес сражаться уже через пару часов игры. Разработчикам хватило фантазии всего на несколько модификаций роботов – их всего четыре типа, если не считать то, что каждый из них может быть как со щитом, так и без него. Скудный «парк роботов» пополняют стационарные турели и четыре типа боссов.

Очень непривычными для современных игр кажутся моменты, когда игроку приходится сражаться несколько раз с одинаковыми боссами. Причем это не сделано в виде «били-били босса, не добили», а после уничтожения одной огромной собаки есть шанс встретить на следующем уровне еще одну точно такую же. И так может повторяться несколько раз, что вызывает еще больше негативных чувств, чем обычные однотипные враги.


Любому, ставшему на пути этой громадины придется несладко.

Такое же однообразие, как в случае с врагами, ожидает всех игроков и в боевой системе. Главный герой Enslaved напрочь отказывается учить разнообразные комбинации. К стандартным коротеньким сериям ударов из слабой и ссыльной атаки по мере прокачки добавляются только возможность контратаки, удара после успешного уклонения и специальная серия атак после того, как засветится «трость» Манки. Кстати, полученное в самом начале оружие сменить не дадут вовсе. Разве что получится на пару минут отобрать пулемет у несчастного робота – оставить его себе для дальнейшего превращения ходячих железок в решето просто нельзя.

Улучшениями оборудования Манки занимается Трип, правда для этого придется собирать разбросанные по всем уровням технологические сферы. Кроме этого они в достаточном количестве выпадают из поверженных роботов. Из улучшений доступны: повышения здоровья, скорость регенерации, развитие мощности щитов, открытие дополнительных ударов и модернизация дистанционного оружия. Полезнее всего – щит, который просто необходим при перебежках по обстреливаемым роботами зонам.

Имя Манки полностью подходит главному герою

Кроме быстро надоедающих боев с немногочисленными противниками, для прохождения каждого из уровней надо преодолеть расстояние из точки А в точку Б. Понятное дело, пробежать по ровной местности не получится – придется прыгать по руинам, решать головоломки с раздвижными мостами и даже кататься на лопастях огромного ветряка. Отличительной особенностью акробатической части в этой игре является то, что упасть и разбиться практически невозможно. Герой просто не захочет спрыгнуть с обрыва, если внизу не будет за что ухватиться. Это может немного огорчить некоторых геймеров, однако серьезно сэкономит нервы тем, что не приходится по несколько раз пытаться преодолеть пропасть в попытках долететь туда, куда добраться в принципе нереально.

Акробатические способности главного героя Enslaved: Odyssey to the West настолько хорошо развиты, что ему позавидует любой трейсер. Манки (или «обезьяна» в переводе с английского) легко перепрыгивает ущелья в добрый десяток метров и способен карабкаться по отвесным стенам с зацепками на расстоянии в несколько метров друг от друга. Трип такими способностями не наделена, так что ее придется в прямом смысле перебрасывать через особо большие пропасти и подкидывать на высокие уступы.


Обезоружив противника, герой нещадно отстреливает тому голову.

Что касается анимации героев во время выполнения всех этих акробатических трюков, то тут автора действительно постарались. Как во время прыжков, боев и простого передвижения по локации, так и во время сюжетных роликов, движения героев выглядят естественно, а эмоции на лицах проработаны до мельчайших деталей. Совместив это с хорошей актерской игрой при озвучке, создатели добились невероятного уровня погружения игрока в виртуальный мир, заставляя его переживать все происходящее по ту сторону экрана вместе с главными героями. Только вот при этом они умудрились испортить все полученные впечатления не совсем однозначной концовкой.

Enslaved: Odyssey to the West вызывает неоднозначные чувства. После запуска игры хочется поскорее дойти до следующего сюжетного ролика, чтобы знать дальнейшую историю. Во время уничтожения толпы конвейерных роботов постоянно задаешь себе вопрос: разве создатели не могли сделать еще несколько моделей или хотя бы перекрасить уже имеющиеся для разнообразия. Но, несмотря на все однотипности, продолжаешь идти дальше, переживая за судьбу главных героев и желая узнать, что же будет с ними. Игру вполне можно порекомендовать любителям прямолинейных экшенов с увлекательным сюжетом, но не более – хорошая история и красивая графика, к сожалению, единственные серьезные плюсы Enslaved.

Графика: 4.8
Геймплей: 3.0
Сюжет: 4.8
Звук и музыка: 4.5

Оценка игре: 4.3 /5

Вам также может быть интересно

Культовая серия видеоигр Halo хорошо известна пользователям игровых консолей семейства Xbox. Первая часть вышла еще в 2001 году для cамой первой «коробки», и с тех пор регулярно продолжает радовать фанатов эпичными историями о войне людей с инопланетными захватчиками... Сегодня состоялась ежегодная церемония награждения лучших проектов уходящего года – The Game Awards 2019. Игрой года стала Sekiro: Shadows Die Twice...

Разработчик : Ninja Theory
Издатель : Namco Bandai Games
Жанр : action-slasher
Мультиплеер : отсутствует
Платформы : PlayStation 3, XBOX 360
Обозреваемая версия : PlayStation 3

Многие из нас уже привыкли считать Unreal Engine 3 устаревшим, сгинувшим в лето движком. Но то, что удалось выдавить Ninja Theory, авторам одного из самых первых эксклюзивов для PlayStation 3, из этого чудесного творения EpicGames – просто не поддается описанию. Да, графика не из лучших на данный момент, но то, как «Анриал» показывает красочные просторы полуразрушенного мира стоит только похвал. Я заканчиваю очередной пролог к обзору и снял бы шляпу, если б она у меня была…

Непривычно для себя я начну свой обзор с сюжета игры. А объясняется это тем, что он здесь просто великолепен, ведь главным сценаристом Enslaved является Алекс Горланд, известный всему миру по своим культовым книгам «Пляж», «28 дней спустя» и киноадаптацией Halo. Наш главный герой – Манки (или обезьяна, как вам будет угодно, но я буду величать его манки). Действие игры происходит в будущем, после того как большая часть человечества была уничтожена. Разработчики не объясняют точной причины, почему это произошло, однако окружение на уровнях, и небольшие обрывки из диалогов персонажей говорят нам о том, что когда-то на Земле была ожесточенная война между людьми и роботами. Люди проиграли ту битву, и настала эра машин. Нашего протагониста ловят работорговцы и увозят в специальном инкубаторе, но по счастливому стечению обстоятельств Обезьяне удается сбежать из неволи во время побега другого узника. Чуть позже наш герой приходит в себя после падения огромного корабля работорговцев на землю и обнаруживает, что он подчинен воле юной девушки по имени Трип. Она сделала его своим рабом, просто надев специальный обруч на голову парня. Девушка требует, чтобы протагонист помог найти ей дорогу домой. Судьба Обезьяны отныне связана с судьбой Трип — если её сердце остановится, то он умрет.

Во многих обзорах мне приходится констатировать, что сюжет игры прост, но в случае с Enslaved это не так, в ходе игры ты начинаешь всерьез сочувствовать героям, их драме…

Особого упоминания требует геймплей. В последнее время мы наблюдали не так много игр с грамотным и сбалансированным взаимодействием персонажей, последняя на моей памяти – Lara Croft and the Guardian of Light. Но если в случае с неутомимой грудастой искательницей приключений мы наблюдали похождения героев в изомерии, то перед нами предстал более чем достойный слэшер от третьего лица, ощущения здесь другие, нежели в «ларе крофт». Герои «помогают» друг другу по-разному, можно сказать по мере своих возможностей: более мускулистый Манки, где надо подбросит, а иногда и пронесет на спине свою физически менее развитую напарницу; Трип в свою очередь не только красивая девушка, но и прекрасный хакер, она взламывает двери, камеры и еще много всякого, еще она умеет хорошо кричать и отвлекать соперников, впрочем, это они умеют делать оба… Моя любимая связка с взаимодействием, когда манки выскакивает и отвлекает робота, Трип в это время незаметно пробегает мимо смертоносного противника. Причем таковых связок большое количество и скучать вам врядли придется.

Enslaved – это одна из самых зрелищных игр современности, причем тут нет эпилептических смен кадров и событий, как в Bayonetta или Vanquish. Продолжительность игры колеблется от 11 до 14 часов, и на протяжении всего этого времени игра будет доставлять вам все новые и новые впечатления. Через заставки или случайные диалоги, или же просто прогулку от места к месту. Enslaved строит свою историю методично и органично, показывая, как герои борются за выживание и пытаются понять друг друга.

Мой эпичный пролог не говорит все о графике в игре. Все не так радужно, как я описал, просто работа Unreal впечатлила меня. Без проблем в графике и оптимизации в игре, к сожалению не обошлось. На протяжении всей игры вы встретите порой очень странные графические глюки и сбои в игре. Иногда кат-сцены откровенно глючат: персонажи начинают разговаривать, но вы слышите только их голос, сами же они не двигаются, а их губы не шевелятся. Проседание кадров на протяжении всей игры, особенно это заметно на PS3. Не всегда удачная камера. Но к счастью, вы редко встретитесь со всеми этими проблемами…

Звук и саундтрек к игре получился не то что отличным, но очень приятным и, как говорится, «в тему». Автором звуковой дорожки является прекрасный композитор Нитин Соуней (Nitin Sawhney).

А вот от чего вы не сможете убежать, так это от управления. Оно слишком несвязанно для экшен игры. Обезьяна действует слишком медленно по сравнению с тем, как нужно. Мы часто замечали задержки для большинства действий. У Heavenly Sword была похожая проблема, так что вам придется привыкнуть к этому.

К счастью, Enslaved отлично показал себя, как платформер. В пост-постапокалиптическом мире есть масса препятствий, которые будут всячески мешать парочке героев в их путешествии. И вот здесь за дело берется наш герой. Парень способен на ловкие прыжки и акробатические кульбиты, и другие номера. Но чаще всего у вас будет появляться в голове такая мысль, что перед вами не огромный пазл, а платформер. Уровни сделаны так, что бы их исследовать, только в некоторых местах нам придется быстро найти путь к Трип, прежде чем до нее доберутся роботы. Так же иногда Обезьяна будет носить девушку на своей спине, для того чтобы закинуть её на какое-нибудь препятствия и т.д., но это происходит только в самые опасные моменты игры. Все остальное время мы спокойно бегаем и убиваем ненавистных роботов.

Выводы:Enslaved Odyssey to the West как минимум очень хорошая игра – это великолепный представитель жанра экшн-слэшеров. У нее есть свои недостатки и достоинства, но зрелищность и геймплей перекрывают все. Путешествие через уникальный интересный красивый мир, с сильными персонажами, которым хочется верить… Эта игра, предоставляет нечто уникальное этой осенью. Если вы все же решитесь в нее сыграть и забыть о недостатках, описанных выше, то возможно игра удивит вас так же сильно, как и меня.

Оценки :
Графика : 7.5
Геймплей : 8
Сюжет : 9
Звук и озвучка : 8
Управление : 7.5

Общий балл : 8.0

Если вы видели Heavenly Sword , предыдущую работу Ninja Theory , то в Enslaved: Odyssey to the West узнаете их почерк без труда. У этих игр много общего. Энди Серкис (среди хоббитов также известный как Голлум) - на месте. Лицевая анимация - загляденье. История - снова с оглядкой на древнеазиатскую литературу: на этот раз вдохновлялись классическим китайским романом «Путешествие на Запад», переместив все события в XXII век. Много крупных планов в кат-сценах. Драться, опять же, приходится.

Но главное сходство в другом. Обе эти игры очень легко ругать - за недоделанную механику, сырость, скучных боссов... а оторваться все равно невозможно. Всем бы такие «проблемы».

Лепесток за лепестком

Если вы не особенно следили за разработкой Odyssey to the West (что не так уж трудно: по-человечески игру показывали только на последней Е3), то уж по крайней мере в курсе, в каких декорациях тут все происходит. После «зеленого апокалипсиса» природа взяла свое: небоскребы обвиты лианами, кусты пробили асфальт и вымахали до десятого этажа, каждая первая стена расцвела бутонами и маковыми ростками, могучие деревья можно повстречать в самых неожиданных местах. Люди тем временем пережили крупную войну и кучкуются на защищенных базах, а вокруг бродят механические роботы и постреливают по случайным движущимся целям.

История, однако, стартует без лишних пояснений: во время крушения воздушного корабля на капсуле спасаются девушка-хакер Трипитака и безымянный верзила, который просит называть себя Обезьяной. Трип, которой в одиночку ни за что не добраться до базы своего отца, пошла на хитрость - надела на своего нового знакомого специальный шлем, пока тот был без сознания. Правила простые: Обезьяна погибнет, если отойдет от хозяйки слишком далеко или если ее сердце перестанет биться. Слово «пожалуйста» в XXII веке вышло из моды.

От Enslaved, как и от Heavenly Sword, веет каким-то таинством, легендой, эпическим похождением, хотя в кадре только два человека. Из простой в общем-то истории (мужчина помогает женщине поневоле, но вскоре они проникаются симпатией друг к другу) у британцев снова получилась киношная авантюра пополам с уютным книжным приключением. Для разработчиков герои и декорации по-прежнему важнее всего остального, плюс - они точно знают, каких людей нужно приглашать со стороны. Так, Энди Серкис не только кривлялся для motion capture, но и выступил как режиссер, помогал в разработке сюжета, а музыку написал Нитин Соунэй - необычный композитор индийского происхождения (послушайте, пожалуйста, его мелодии к фильму «Тезки »), способный, к счастью, сочинять что-то отличное от привычного приключенческого «па-ра-ра».

Собственно сценарий - дело рук Алекса Гарленда («28 дней спустя», «Пекло»), и это, конечно, чувствуется: Enslaved проходится от диалога до диалога или хотя бы до немой сцены, в которой Трип хлопает глазками. Гарленду удалось весьма тонко избежать классической скрипт-конструкции «знакомство - приключение - трансформация героев - романтический хеппи-энд» (как именно - мы, ясно, не расскажем!), а во второй половине игры, когда старые герои чуточку наскучивают, появляется Пигси, толстопузый человек-свинтус, о некоторых особенностях характера которого мы также умолчим.

Много диких обезьян

Поглощенные футуристической одиссеей, вы, вероятно, не сразу заметите, что в Enslaved еще и нужно нажимать на кнопки. Если продолжать сравнения с Heavenly Sword, то новая механика, безусловно, проще. Обезьяна, за которого и приходится играть, обучен всего двум ударам и нескольким эффектным добиваниям, плюс стреляет плазмой и электромагнитными импульсами из своей дубинки. Учитывая, что на всю игру - один тип врагов (не считая боссов), применений такому скромному набору находится немного. «Голый» робот - мутузим руками. Стоит далеко - стреляем. Прикрывается щитом - обезвреживаем магнитным лучом и добиваем.

Но сражаться приходится не так уж и часто. По устройству и темпу уровней Enslaved - это скорее пространственная головоломка, чем экшен. Дело в том, что (помним про шлем) Обезьяна не может далеко убежать, ему постоянно приходится тянуть за собой Трип, а она девушка хрупкая. Поэтому штатная ситуация тут выглядит следующим образом. Вас оставляют на каком-то отрезке локации, где необходимо, скажем, добраться до люка на крыше. Трип сканирует местность при помощи напичканной электроникой стрекозы, вокруг обнаруживаются защитные турели, мины, ямы и те самые роботы, а дальше начинается мартышкин труд. Прыгая, словно орангутанг, по платформам, карабкаясь по трубам и уступам, опуская мосты и лестницы, ломая автоматические пушки и сваливая на непроходимые выбоины целые грузовики, Обезьяна в конце концов расчищает путь, подзывает подругу к себе (или тащит на горбу) - все, дальше следующий набор преград. Вмешательство Трип сведено к минимуму: можно попросить девушку голограммой отвлечь врагов и турели, пока вы пробегаете мимо.

Боссов всего двое, но обоих приходится убивать многократно.

Важно понимать, что ни головоломки, ни экшен, ни тем более акробатику Enslaved не назовешь безнадежными, но при этом цельной картины из них не складывается. Просто у Ninja Theory нет четкого понимания, как собрать из всего этого приключенческую игру, а не набор интерактивных сцен. Вспомните Uncharted 2 - там сценарий неотделим от геймплея. Ограбление музея, исследование храмов, погони в горах, танковая атака деревушки - во всем вы участвуете лично. В Odyssey to the West ровно два ярких момента: в одном Обезьяна ловит стрекозу, в другом Трип учится езде на броневике. В остальное время авторы просто расставляют роботов и ловушки, чтобы заставить вас бежать вперед, а под конец еще и загоняют на грязный вонючий завод. Но как только у вас забирают управление, а персонажи открывают, наконец, рот - о получасе монотонных прыжков ни капельки не жалеешь.

* * *

Если на секунду отвлечься от неизбежных аналогий с Heavenly Sword, то несложно сделать вывод, что, по ощущениям, Enslaved напоминает первую часть Uncharted. Такая же милая и такая же неровная. Но ведь ради эффектных драк можно купить Bayonetta . Скакать по крышам интересно в inFamous . Для любителей экшен-головоломок не за горами Portal 2 . А вот Enslaved - вся такая яркая и теплая - одна на миллион, как песня Эдиты Пьехи про оранжевое солнце.

Суровый мир после Третьей и Четвертой мировых войн - мир, погруженный в царство дикой природы, погребенный под слоями почвы и дикорастущими пальмами. Какие испытания готовит для нас мир Enslaved вы узнаете из нашего обзора!

Отправить

Ninja Theory , студию с шестилетним стажем и тремя крупными играми в послужном списке, благодаря статусу независимой британской конторы и великолепному , еще на старте текущего поколения консолей было не стыдно приравнивать к небезызвестным землякам - если не к Lionhead , то, как минимум, до Evolution Studios (авторы серии ) они доросли.

В 2010 году англичане окончательно переросли собственный статус талантливых «догоняющих», причем сделали это крайне оригинальным способом. Сейчас, когда вы читаете этот текст, в недрах студии с жутким шумом, под вой сотен тысяч фанатов инфантильного блондина Данте, проходит процесс творческого переосмысления легендарной японской серии (в частности смена внешнего облика героя по указанию Capcom ). В это же время все, кто сумел на минуту отвлечься от преждевременных гневных выпадов в адрес восточного издателя, наверняка уже добираются до титров . Эпатажем новой прически великого героя здесь и не пахнет, зато отчетливо виден творческий почерк самой Ninja Theory .


В отличие от , своеобразного чистого листа (если, конечно, не вспоминать неровный Kung Fu Chaos ), за стояли горы идей, которые так и просились в тираж. Но стоило также понимать, что засверкают старые наработки лишь при наличии мощного сценарного фундамента: три года назад разработчики буквально озолотились на теме восточной мифологии, и в этот раз требовалось что-то не менее оригинальное. Например, апокалипсис. Да не простой, а «зеленый» - с полным погребением цивилизации под гущей тропиков.

Явно чувствуя тонкий лед под ногами (в последнее время тему полного возврата к естественной природе раскрыть толком не могут даже в кино), ответственные за сюжет люди построили максимально фактурный бэкграунд. События происходят в далеком будущем, после Третьей и Четвертой мировых войн. Человечество угнетено разумными машинами-убийцами, в то время как окружающий их мир представляет собой гигантские труднопроходимые джунгли. Радикальный раскол общества - в комплекте: на разных территориях обитают типовые мускулистые дикари и ученая интеллигенция, особняком стоят работорговцы.


Впервые наши герои встречаются на борту величавого рабовладельческого судна. Покидают воздушную тюрьму, как и положено, побегом, после чего начинают самоотверженно строить планы по свержению «железного» гнета. Все обычно, за исключением одной детали: Трип - представительница той самой интеллигенции и по совместительству - компьютерный гений, в то время как ее новоиспеченный попутчик Манки - воспитанник дикой природы, по всем внешним признакам напоминающий неандертальца. Друг без друга им, понятное дело, никуда, поэтому девушка решает перестраховаться и инсталлирует «другу» жестокую систему рабоконтроля: стоит Манки сделать неверный шаг - как голова начинает раскалываться под действием железного обруча.

На всю игру тут только три полноценных персонажа, следовательно ничто не мешало сценаристам сосредоточиться на пикантных отношениях главных героев. Протагонист, сыгранный и озвученный давним партнером Ninja Theory Энди Серкисом , демонстративно злится и бесперебойно шутит, - настолько живых персонажей в играх встретишь нечасто и за одну лишь харизму остроумного дикаря с двухметровым копьем не самому оригинальному сюжету с радостью прощаещь многое. А главное - практически все диалоги строго функциональны: в репликах умело дозирован как юмор, так и драма, соответственно дискуссии ведутся строго по делу, в угоду общей фабуле.


Плюс, конечно, запал волшебного приключения, которого мы и ждали в первую очередь. Когда персонажи на старте новой миссии обсуждают план действий и разведывают местность, а где-то вдалеке виднеется накренившаяся ржавая башня с ветряной мельницей, путь к которой устлан бетонными плитами поверх зарослей диких кустарников с озером неподалеку, - испытываешь совсем уж неприличный восторг. Хочется забыть про все дела и отправиться туда, на Запад. Жаль что к финалу разработчики так и не преподносят нам ничего интересного - изумительных солнечных видов становится все меньше, а глупых многоэтажных конструкций из металла, нагло попирающих все представления о том, что такое настоящая сказка, - больше.

Впрочем, именно сложность и разветвленность декораций являются залогами успеха геймплея. На взаимодействии героев в построено куда больше ситуаций, чем может позволить себе современный консольный экшен без возможности кооперативного прохождения. Больше всего удручает то, что Манки куда как более универсальный персонаж, нежели его рыжеволосая подружка и пресловутая зависимость героя - не более чем простая условность. Для нас этот факт оборачивается сущей рутиной: во время прохождения особенно просторных уровней Трип необходимо едва ли не ежеминутно перебрасывать через пропасти и подсаживать на уступы. Неповиновения часто караются травмой черепной коробки.


Девица в свою очередь усердно изучает данные на любимом компьютере, изредка отвлекаясь от голографического экрана, чтобы взломать систему защиты прохода на очередную локацию или вежливо намекнуть напарнику, куда бежать/лезть/прыгать дальше.

С точки зрения геймплея на этом полезность технически-подкованной барышни, правда, не иссякает. Дело в оригинальной системе прокачки: покупка новых приемов и вложения в физические характеристики производятся вроде как с помощью того самого злосчастного компьютера, который помогает Трип контролировать «добровольца поневоле». Все апгрейды привязаны к специальному меню, что вполне, кстати, логично - за владелицу хитроумного устройства поиграть все равно не разрешат, а сам протагонист вряд ли умеет пользоваться чем-то сложнее тостера (да и то в виде метательного оружия - прим. редактора ).

Это же меню, к слову, хранит опции включения контекстно-зависимых указаний: пробегая под шквальным огнем турели, мы можем легким нажатием кнопки перенести вражий огонь на товарища в юбке (которая тем временем начинает активно отвлекать врага всевозможными криками-взмахами) и спокойно двигаться к цели. Схожим образом нетрудно «сказать» героине, что пора бежать дальше, одновременно с этим обратив внимание стрелка на себя. Исполняются подобные тактические маневры без единого сучка, и ругать топорность персонажей почти не приходится. Да и, чего греха таить, некогда - роботы существа беспристрастные и неустанные, бьют наповал, стоит только высунуть макушку.

Особенно если учесть, что вышеописанные трюки - главный и единственный отголосок «стратегических сражений», по поводу которых Ninja Theory столь любезно распылялись в каждом втором предрелизном интервью. Сами битвы с роботами - худшая часть . Ситуация очень напоминает нелепое несоответствие, возникнувшее два года назад между презентациями и непосредственно самой игрой: терминаторы, в теории сложные механизмы, с десятками слабых мест, уничтожались однообразно и без лишних раздумий с нашей стороны. Тут тоже самое, только со скидкой на жанр (слэшер) и фаталити (очень зрелищные отрывания конечностей; в некоторых случаях можно отодрать от полумертвой туши пулемет). Есть два однообразных вида удара, покупаемые приемы (из которых мы рекомендуем приобрести всего один, но самый дорогой), перекаты и блок. Заметно, что разработчики по традиции брали курс на европейские слэшеры (вроде ), а стоило на японские - высокие прыжки и ловкость для Манки качества определенно более родные, нежели картинная, неторопливая брутальность.


Схватки с рядовыми роботам, коими игра на удивление неизобретательно мучает вас поначалу, быстро перетекают в мини-sandbox с поиском оптимального пути прохождения минного поля. После - прикрытие напарницы станковым пулеметом, побег от гигантской механизированной псины, серфинг на глайдере по жизнеутверждающих развалинах моста и...методы обольщения игрока практически иссякают.

Здесь нужно пояснить кое-что не слишком приятное. В идеале - это никакая не одиссея, а двухчасовой набор предельно сочных экшен-зарисовок, увенчанных минутной сценой битвы исполинской металлической махины с не менее внушительным роботом-скорпионом, зашедшим сюда на огонек из « ». Но по вполне очевидной ошибке (как вы думаете, легко ли отбить бюджет, полагаясь на игру продолжительностью в два часа?) все это оказалось унизительно тонким слоем размазано по восьми часам геймплея. Таким образом, главное, чем нам предстоит заниматься в перерывах между созерцанием ослепительно красивого мира и просмотром гениальных cut-сцен с шикарными диалогами - зевать, дожидаясь очередного всплеска дизайнерской фантазии.

Зевать и прыгать. Акробатика больше всего напоминает соответствующую часть , избавленную от пресной режиссуры. С одной стороны, благодаря своевольной камере, цепляющей предельно адреналиновые ракурсы, даже во время скромных прыжков по балкам чувствуешь себя действующей звездой цирковых этюдов. С другой - мы сильно ограничены в действиях (сорваться, например, почти невозможно) и по факту лишь выбираем направление героя. Все это делает акробатику крайне зрелищным, но совершенно не обязательным развлечением, о существовании которого вне рамок задания можно и не вспоминать.


Получилась игрой скромной ровно настолько, чтобы с чистой совестью поставить ей чуть менее 70%. Но старание и талант разработчиков, вкупе с мощным актерским составом иногда творят чудеса. Перед нами лучшее средство для ухода от серой осенней действительности - с солнцем, юмором и Энди Серкисом .

Минимальные требования Процессор Intel Core 2 Duo E4400 2,2 ГГц/AMD Athlon 64 X2 2,0 ГГц, 2 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9.0c и 256 Мбайт памяти, например NVIDIA GeForce 9600/AMD Radeon HD 4850, 15 Гбайт на жестком диске Дата выхода 8 октября 2010 года (PS3, X360),
25 октября 2013 года (PC) Возрастной ценз от 12 лет Платформы PC, PS3, Xbox 360 Официальный сайт

Игра протестирована на PC

Известно, что порты не самых свежих консольных игр следует ругать уже за сам факт их существования. Обычно такими проектами занимаются какие-нибудь сторонние студии, не участвовавшие в своё время в разработке и настроенные выполнить задачу «на отцепись». Издатели не против: оригинальная версия для приставок вышла ещё несколько лет назад, а теперь можно выпустить и кое-как сделанную сборку для Windows с кривым управлением, ужасными текстурами и прочими мелочами, которые могут так сильно испортить впечатление; в общем, плевать — на ожидаемо скромные продажи это всё равно не повлияет.

Правда, под конец этого поколения запоздалые порты уже не отличаются настолько плачевным качеством. Brutal Legend, Deadly Premonition и Castlevania: Lords of Shadow перенесены неплохо, а теперь в Steam пожаловала и Enslaved: Odyssey to the West, вышедшая на консолях ровно три года назад. Остаётся ещё вопрос, связанный с актуальностью таких релизов, но, наверное, хороших игр много быть не может. Особенно на ПК.

⇡ Романтика пустоты

Действие происходит в XXII веке — планета пережила серьезный катаклизм, после чего большинство людей исчезло. История стартует без лишних предисловий и даже не собирается вводить в курс дела — нам толком не объясняют, что конкретно случилось с нашим миром, кто управляет вездесущими роботами и летающими рабовладельческими баржами, на которых везут остатки выживших к некой пирамиде. Enslaved следует воспринимать как сказку о фэнтезийном мире, где на первый взгляд много знакомых деталей, но в подробности и контекст углубляться нет никакой нужды.

Протагонист со странной кличкой Манки приходит в себя на одной из таких барж, которая, кажется, вот-вот рухнет. Вместе с рыжеволосой девушкой по имени Трип герою всё-таки удаётся спастись, а после жесткого приземления новая знакомая просит об услуге — сопроводить её за несколько сотен миль домой. Хотя, слово «просит» не совсем подходит к действиям дамы: Трип надевает на Манки шлем, подавляющий волю, — здоровенному мужику приходится принять все условия; тем более что, если девушка вдруг погибнет, то устройство на голове убьёт и самого героя.

Enslaved — это своеобразная адаптация китайской сказки «Путешествие на Запад», только в постапокалиптических декорациях, где на развалинах мира нет никого, кроме собранных из мусора металлических андроидов. Но здесь нет акцента на темной стороне катастрофы, как, например, в Fallout или The Last of Us; наоборот, мир выглядит так, словно и без человека ему вполне неплохо. Трава пробивается сквозь когда-то асфальтированные дороги, небоскребы постепенно ветшают и рушатся, а остовы автомобилей гниют на пустынных улицах. В игре, полной ярких красок, почти всегда светит солнце и хорошая погода — это очень необычный, интересный и в чём-то даже позитивный взгляд на разрушенную Землю. Мол, люди ушли, а жизнь всё равно продолжается.

Но основное внимание акцентируется на характерах главных героев. Между Трип и Манки по понятным причинам сначала чувствуется напряжение, однако в процессе длинного и, надо сказать, полного разочарований путешествия персонажи сближаются. Без романтического подтекста: мужчина скорее берёт на себя роль старшего брата для хрупкой девушки. В истории появляется и третий участник, уже комедийного плана: свиноподобный механик Пигси, который вроде как должен был помочь дуэту протагонистов.

Ninja Theory, создателям Heavenly Sword и DmC: Devil May Cry , всегда отлично удавались истории и по-настоящему живые персонажи. На экране вроде бы ничего особенного и не происходит, но всё равно не оторваться от, казалось бы, самых обычных сцен: скажем, Трип просто удивлённо хлопает глазами, а Манки нервно осматривает местность. Потрясающая актёрская игра и убедительная режиссура.

⇡ Драки, команды и прыжки

Куда хуже у английских разработчиков с непосредственно игровой стороной (так, во всяком случае, продолжалось до DmC) — Enslaved неровная и производит очень неоднозначное впечатление.

Во-первых, сражения. У Манки достаточно ограниченный список приёмов и способностей (хотя персонаж с течением времени прокачивается): рукопашная атака да несколько бесхитростных движений волшебной палкой, которая иногда стреляет. Врагов, по сути, здесь вообще всего одна разновидность, не считая боссов. Впрочем, с последними битвы проходят по строгому сценарию — в основном герои каким-то образом сбегают, прячутся или долго и нудно бьют по слабым местам. Не сказать, что от этого вообще не получаешь никакого удовольствия, но после нормальных слэшеров экшен в Enslaved кажется уж слишком простым и заурядным.

Во-вторых, платформинг. Манки чаще карабкается по стенам, прыгает через пропасти и решает примитивные пространственные головоломки, нежели собственно сражается. Это не «Принц Персии» и даже не Uncharted — в Enslaved практически невозможно разбиться, а путь, заботливо подсвеченный «правильными» кирпичиками, всегда один-единственный. Другое дело, что в рамках узких уровней иногда требуется время, чтобы понять, куда следовать дальше — для линейной игры это, в общем-то, тоже некоторая недоработка.

В-третьих, взаимодействие с Трип. Подобно тому, как это было в Prince of Persia (2008), спутница практически не отходит от главного героя (вернее, наоборот: шлем не даёт им разлучиться). Девушка, разумеется, не так сильна и ловка, как Манки, поэтому для неё необходимо обезопасить путь, заботливо взять на руки или швырнуть со всей силы через пропасть. Зато она, в свою очередь, может отвлекать врагов силовым щитом и открывать всякие замки. Всё это реализовано предельно просто и после BioShock Infinite и The Last of Us выглядит даже несколько наивно (но не забываем, что сама по себе Enslaved появилась ещё в 2010 году).

Ещё здесь есть полёты-покатушки на глайдере, зрелищные погони и чуть-чуть исследования мира. Каждый из элементов сложно хвалить, но всё вместе это складывается в сравнительно неплохую, пусть и не идеальную игру. Однако дизайн разрушенного мира, персонажи и сама история получились значительно лучше всего остального.

Портирование на компьютеры прошло сравнительно безболезненно. Да, здесь исключительно консольный интерфейс (ужасное главное меню), комфортно играть только с геймпада, а текстуры и детализация плохо смотрятся в Full HD-разрешении. Но при этом количество кадров в секунду не проседает, да и каких-то багов нами не было замечено. Кроме того, ПК-версия поставляется вместе с DLC: дополнительными костюмами для героев и дурацкой предысторией с Пигси в главной роли.

В любом случае Enslaved остаётся одной из самых красивых игр этого поколения. Недоработки самой игры не особо раздражают — она проходится просто очень легко, зато сюжет и атмосфера необычного постапокалипсиса точно стоят ваших 500 рублей.

Достоинства:

  • визуальное оформление;
  • работа с персонажами;
  • сценарная часть.

Недостатки:

  • если разобрать геймплей на детали, то ситуация так себе.
Графика Всё здорово с дизайном, но по меркам современных ПК-игр детали, конечно, местами грубоваты. 9
Звук Enslaved не радует классным саундтреком и звуковыми эффектами, зато здесь хорошее озвучение. 7
Одиночная игра Увлекательная история с живыми героями про путешествие в необычном мире. Наблюдать за происходящим чуть интереснее, чем играть, — но это, наверное, сложно назвать критическим недостатком. 8
Коллективная игра Не предусмотрена. -
Общее впечатление Всем неравнодушным к хорошим приключенческим боевикам с тонкой историей точно не стоит пропускать. 8

Enslaved: Odyssey to the West

Видео: