» »

Карта – второй язык географии. Карта – второй язык географии Н

05.02.2024



Развитие картографии За тысячелетия карты изменили свой облик: наскальные рисунки сменились рукописными бумажными, затем печатными гравюрами, а теперь, электронными видеоизображениями. За тысячелетия карты изменили свой облик: наскальные рисунки сменились рукописными бумажными, затем печатными гравюрами, а теперь, электронными видеоизображениями. Но суть картографии остается прежней - она остается средством познания и объяснения мира. Но суть картографии остается прежней - она остается средством познания и объяснения мира.








«Карта есть главное орудие для географа. При её помощи он подготавливает свои исследования, на неё же наносит свои результаты, которые будут служить ему для дальнейшего продвижения вперед. Карта есть удивительное орудие изучения земного шара, которое одно только и сможет дать человеку дар провидения». Ю. Шокальский




Баранский Н. Н. о роли карт в географии: «Карта – альфа и омега географии, начальный и конечный момент географического исследования». «Карта – альфа и омега географии, начальный и конечный момент географического исследования». «Карта – один из критериев географичности». «Карта – один из критериев географичности». «Карта – стимул к заполнению пустых мест». «Карта – стимул к заполнению пустых мест». «Карта – второй язык географии». «Карта – второй язык географии».





Термин «карта» происходит от греческого слова «chartes», которое означало лист папируса для письма. Термин «карта» происходит от греческого слова «chartes», которое означало лист папируса для письма. Картой называется построенное в картографической проекции, уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, показывающее расположенные на ней объекты в определенной системе условных знаков (под объектами подразумеваются любые предметы и явления окружающей действительности). Картой называется построенное в картографической проекции, уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, показывающее расположенные на ней объекты в определенной системе условных знаков (под объектами подразумеваются любые предметы и явления окружающей действительности).


Картографические произведения Произведения, главной частью которого является картографическое изображение (т. е. картографическими произведениями являются глобусы, карты, атласы, рельефные карты и т. п.); Произведения, главной частью которого является картографическое изображение (т. е. картографическими произведениями являются глобусы, карты, атласы, рельефные карты и т. п.);


Виды карт Географическая карта карта поверхности Земли (более полно географическую карту можно определить как построенное в картографической проекции, уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли и ее части, показывающее разме­щение, состояние и связи природных и общественных объектов и явлений в определенной системе условных знаков) общегеографическая карта географическая кар­та, отображающая совокупность основных элементов местности; Географическая карта карта поверхности Земли (более полно географическую карту можно определить как построенное в картографической проекции, уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли и ее части, показывающее разме­щение, состояние и связи природных и общественных объектов и явлений в определенной системе условных знаков) общегеографическая карта географическая кар­та, отображающая совокупность основных элементов местности; Топографическая карта подробная карта местности, позволяющая определять как плановое, так и высотное положе­ние точек. Топографическая карта подробная карта местности, позволяющая определять как плановое, так и высотное положе­ние точек. топографический план картографическое изображе­ние на плоскости в ортогональной проекции в крупном масштабе ограниченного участка местности, в пределах которого кривизна поверхности не учитывается. топографический план картографическое изображе­ние на плоскости в ортогональной проекции в крупном масштабе ограниченного участка местности, в пределах которого кривизна поверхности не учитывается. Тематическая карта карта, основное содержание ко­торой определяется отображаемой конкретной темой; Тематическая карта карта, основное содержание ко­торой определяется отображаемой конкретной темой;


Атлас картографическое произведение, состоящее из многих карт, объединенных общей идеей. Впервые название «атлас» применительно к собранию карт было предложено выдающимся голландским картографом Меркатором (1595) в честь Атласа - мифического короля Ливии. картографическое произведение, состоящее из многих карт, объединенных общей идеей. Впервые название «атлас» применительно к собранию карт было предложено выдающимся голландским картографом Меркатором (1595) в честь Атласа - мифического короля Ливии.


Интересно Самая древняя из дошедших до наших дней карта датировалась 2250 г. до н. э. Она представляла собой глиняную табличку, на которой изображены р. Евфрат, север Месопотамии. Рельефная карта Американского штата «Калифорния, изготовленная в 1924 г., имела размеры 13, 7 м на 5,5 м и имела вес 39 т. Первой русской картой является «Старый чертеж», составленный в 1497 г. итальянцами, жившими в Москве.

Cлайд 1

Карта «язык» географии урок № 6 РЕСУРСЫ Учебник с.18-19 Атлас с.8-13 Тетрадь –тренажер с.5 (№12) Практическая работа: формирование приема описания географического положения объекта по заданному плану Электронное приложение к учебнику

Cлайд 2

Методы изучения Земли Картографический метод исследования Картография Основные термины и понятия

Cлайд 3

Учащиеся должны: знать/понимать определение картографии как науки, значение картографических методов исследования; Уметь читать различные виды географических карт; Составлять описание развития основных методов изучения Земли; Определять географическое положение объекта Планируемый результат

Cлайд 4

История развития методов изучения Земли. Примеры методов описания, наблюдения, статистического, моделирования и др. Картографический метод исследования, его уникальность. Примеры картографических источников различных исторических периодов. Значение географических карт в жизни человека, примеры. Наука картография. Создание современных картографических изображений Основное содержание

Cлайд 5

Цель: сформировать представление о картографическом методе как особом методе географической науки. Задачи: Сформировать представление о развитии методов изучения Земли, о науке картографии; Сформировать преставление о значении географических карт в жизни человека, способах их создания; Начать формирование умения описывать географическое положение объекта Цель и задачи

Cлайд 6

1. Какие методы изучения Земли существуют 2. Как используют карты ученые географы 3. Как составляются карты Вы узнаете:

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

Методы изучения Земли Люди научились описывать и запоминать окружающую местность. Это сохранилось в наскальных изображениях, мифах и легендах. Возникло 2 древнейших метода: наблюдение и описание. 1. Показывали охотничьи угодья, тропы, опасные места. 2. Позднее научились показывать с помощью карт расстояния и площади. Картографический метод По мере освоения новых территорий …

Cлайд 10

Cлайд 11

Метод коллекционирования. Привозились коллекции камней, гербарии, чучела животных. Полевой метод Сбор материала на местности Камеральный метод. Обработка собранного материала Появились новые компьютерные технологии, программы, приборы по сбору и поиску информации. Возник новый метод. МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ

Cлайд 12

Cлайд 13

Глобус - это объёмная модель планеты, уменьшенная во много раз. Карта- обобщенное уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. План – это чертёж, на котором условными знаками изображён в уменьшенном виде небольшой участок земной поверхности. Условные знаки плана отличаются от условных знаков карты.

Cлайд 14

Виды карт По содержанию По охвату территории По масштабу Общегеографические (физические)- показывают рельеф, реки, озёра, моря Тематические- посвящены определенным темам: размещению населения, положением стран Содержание, охват территории и масштаб карты определяется её назначением Назначение карт Учебные Научно-справочные Туристические

Cлайд 15

Методы исследования- это способ, путь познания. Логический, исторический, математический методы, методы наблюдения, моделирования и др и называются – общенаучными. Методы географической науки Сравнительно-описательный метод.(Самый древний). Человек описывает какую-то новую для него местность и сравнивает с той, которая ему уже известна. Экспедиционный метод- исследования непосредственно на местности. Картографический метод. Ученые сначала наносят на карту объекты, а затем изучают уже готовые карты. Карта даёт много информации, и нужно научиться её правильно читать. Это труд, созданный Человеком.

Cлайд 16

Наука о картах как особом способом отражения действительности, об их создании и использовании называется картография. «Карта – альфа и омега географии, начальный и конечный момент любого географического исследования» Н.Н. Баранский-географ ХХ в.

Карты представляют собой тексты, «написанные» на особом языке. Картографическая знаковая система является языковым образованием. Рассмотренная в контексте семиотики, она обна­руживает весь спектр семиотических отношений – синтаксических, семантических и прагматических.

Известны замечательные слова Н. Н. Баранского, что «карта – вто­рой язык географии» и притом язык и более экономный и более доходчи­вый. Он писал: «1) карта – аль­фа и омега географии, начальным и конечный момент географичес­кого исследования; 2) карта – стимул к заполнению пустых мест; 3) карта – средство к выявлению географических закономерностей; 4) карта – необходимый посредник между крайне ограниченным в охвате своего непосредственного наблюдения человеком и громад­ным по своим размерам объектом географического исследования; 5) карта – «второй язык» географии; 6) карта – один из крите­риев географичности» . Можно сказать, что язык карты принципи­ально необходим географии.

Добываемые этой наукой знания в своей абстрагированной конкретности, в единстве общего и единичного выражаются пре­имущественно в картографической форме. Язык карты – это едва ли не основное средство выделения и «описания» объектов гео­графического изучения, географического моделирования, фикса­ции географических теорий. Наконец, язык карты может рассмат­риваться как системообразующая основа всего цикла географи­ческих наук, ключ к пониманию их целостности. Он играет важ­нейшую роль в осуществлении познавательной и практической функции географии.

Достаточно в этой связи напомнить, что с помощью карт установлены многие географические законы, введены в «обращение» модельные теоретические конструкции пространственной структуры различных явлений, стали доступными наблюдению и изу­чению ненаглядные аспекты действительности. От картографичес­ких образов-представлений берут начало многие научные геогра­фические понятия, вместе с новыми картами рождаются новые от­расли географии и направления научных поисков. С помощью карт регламентируются и планируются географические эксперименты, через их посредство идет внедрение новых методов исследования, внедрение результатов в практику.

Развитие интеграционных процессов в картографии, прогресс геоинформационного картографирования привели к развитию ново­го научного направления – геоиконики как науки о геоизображениях (Берлянт, 1996).

В последние десятилетия видное место в картографии заня­ла языковая концепция в разных ее модификациях. Истоки ее про­слеживаются в трудах видных отечественных и западных картографов: М. К. Бочарова, М. Бертэна, А. Ф. Асланикашвили, Л. Ратайского. Сегодня эта концепция составляет как бы «третью силу» в теории картографии и развивается в нескольких направлениях: как «чисто» семиотический подход, как языковые подход и как соединение обоих этих подходов.

Анализ теоретической мысли за последние полвека показы­вает, что в картографии долгое время (с 40-х до начала 60-х годов) господствовала модельно-познавательная концепция , в зна­чительной мере опиравшаяся на теорию картоведения, разработан­ную Н. Н. Баранским, К. А. Салищевым и их многочисленными после­дователями. Ее основные положения сводятся к следующему: карто­графия – наука о познании действительности посредством картографического моделирования; карта – образно-знаковая модель действительности; картографическая генерализация – процесс целенаправленного отбора и обобщения показываемых объектов, способствующим более отчетливому проявлению основных элементов и связей, получению качественно новой информации; основные нап­равления теоретических исследований – системный подход в кар­тографии, картографическое моделирование, использование карт, развитие теории географической картографии; основные контакты – с географией, и другими науками о Земле и обществе, с техничес­кими науками, теорией и методологией, познания.

В начале 60-х годов возникает коммуникативная концепция , как отклик на внедрение в картографию информационных идей и компьютерных технологий и при этом некоторого удаления ее от материнской науки – географии. Коммуникативная концепция трак­тует картографию как науку о передаче пространственном инфор­мации, как особую отрасль информатики, а карту рассматривает, как канал информации, средство коммуникации между создателем карты и ее потребителем.

Главные положения теории языковой концепции сводятся к тому, что картография – это наука о языке карты, одна из отраслей семиотики, а следовательно карта – особый текст, составленный с помощью картографическом языковой системы. Основные направ­ления исследований – развитие и совершенствование языка карты, его грамматики, методов автоматизированного конструирования картографических знаковых систем и текстов, а главные внешние контакты картографии видятся во взаимодействии с семиотикой, лингвистикой, теорией информации, компьютерной графикой, с географическими науками.

Геоиконика изучает общее свойство всех геоизображений: карт, электронных карт, аэро- и космических снимков, стереоизображений и компьютерных анимаций, трехмерных моделей и др.

Язык карты, как систему, образуют совокупности исходных элементов – знаков (словарь) и правила их комбинации в тексте (грамматика).

Основные функции языка карты – коммуникация, моделиро­вание и познание. Карта представляет собой незаменимое средство хра­нения и передачи пространственной информации, обладает определенной информационной емкостью (объемом информации на единицу площади), ко­торая в десятки и сотни раз превосходит информационную емкость печатного текста.

Будучи образно-знаковой моделью, карта является важным элементом эвристического мышления, создания картографического образа, который представляет собой пространственную комбинацию картографических знаков, воспринимаемая читателем карты или распознающим устройством. Под термином «пространственная комбинация» понимается совокупность картографических знаков с их сочетаниями, связями, таксономической соподчиненностью и группировками.

А. М. Берлянт ввел в научный оборот термин «геоизображение», под ко­торым подразумевается «любая пространственно-временная, масштабная, ге­нерализованная модель земных (планетных) объектов или процессов, представленная в графической образной форме .

Так происходит обогащение понятийно-терминологического словаря картографии (и развитие этой науки), что не может не сказываться на системе географических наук в целом, на профессиональном географиче­ском языке и методах исследования.

Из вышеизложенного вытекает, что все содержание карты можно рассмотреть как единство отображения двух сторон действительности: 1) пространства и 2) содержания. Первая сторона отражается прост­ранственным «поведением» знака, вторая – закодированным в нем зна­чением. Закодированное в знаках значение можно изложить гораздо шире и в любой степени детальности языком слов. Но конкретность, которую отображают знаки своим пространственным «поведением», никаким иным языком нельзя отобразить.


Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. М., 1960. С. 275-276, 290.

  • Учебник с.18-19
  • Атлас с.8-13
  • Тетрадь –тренажер с.5 (№12)
  • Практическая работа: формирование приема описания географического положения объекта по заданному плану
  • Электронное приложение к учебнику

Слайд 2

Основные термины и понятия

  • Методы изучения Земли
  • Картографический метод исследования
  • Картография
  • Слайд 3

    Планируемый результат

    • Учащиеся должны: знать/понимать определение картографии как науки, значение картографических методов исследования;
    • Уметь читать различные виды географических карт;
    • Составлять описание развития основных методов изучения Земли;
    • Определять географическое положение объекта
  • Слайд 4

    Основное содержание

    • История развития методов изучения Земли. Примеры методов описания, наблюдения, статистического, моделирования и др.
    • Картографический метод исследования, его уникальность. Примеры картографических источников различных исторических периодов.
    • Значение географических карт в жизни человека, примеры.
    • Наука картография.
    • Создание современных картографических изображений
  • Слайд 5

    Цель и задачи

    Цель:сформировать представление о картографическом методе как особом методе географической науки.

    • Сформировать представление о развитии методов изучения Земли, о науке картографии;
    • Сформировать преставление о значении географических карт в жизни человека, способах их создания;
    • Начать формирование умения описывать географическое положение объекта
  • Слайд 6

    Вы узнаете:

    1. Какие методы изучения Земли существуют

    2. Как используют карты ученые географы

    3. Как составляются карты

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Методы изучения Земли

    Люди научились описывать и запоминать окружающую местность. Это сохранилось в наскальных изображениях, мифах и легендах.

    Возникло 2 древнейших метода: наблюдение и описание.

    1. Показывали охотничьи угодья, тропы, опасные места.

    2. Позднее научились показывать с помощью карт расстояния и площади.

    Картографический метод

    По мере освоения новых территорий …

    Слайд 10

    Фрагмент наскального рисунка

  • Слайд 11

    • Метод коллекционирования.
    • Привозились коллекции камней, гербарии, чучела животных.
    • Полевой метод
    • Сбор материала на местности
    • Камеральный метод.
    • Обработка собранного материала
    • Появились новые компьютерные технологии, программы, приборы по сбору и поиску информации. Возник новый метод.

    МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ

    Слайд 12

    Вспомните:

    • Что такое карта?
    • Как вы использовали карты на предыдуших уроках?
    • Какие виды карт вам известны?
  • Слайд 13

    Виды изображения земной поверхности

    • Глобус- это объёмная модель планеты, уменьшенная во много раз.
    • Карта-обобщенное уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
    • План – это чертёж, на котором условными знаками изображён в уменьшенном виде небольшой участок земной поверхности. Условные знаки плана отличаются от условных знаков карты.
  • Слайд 14

    Виды карт

    • По содержанию
    • По охвату территории
    • По масштабу
    • Общегеографические (физические)- показывают рельеф, реки, озёра, моря
    • Тематические- посвящены определенным темам: размещению населения, положением стран
    • Содержание, охват территории и масштаб карты определяется её назначением
    • Назначение карт
    • Учебные
    • Научно-справочные
    • Туристические
  • Слайд 16

    Наука о картах как особом способом отражения действительности, об их создании и использовании называетсякартография.

    «Карта – альфа и омега географии, начальный и конечный момент любого географического исследования»

    Н.Н. Баранский-географ ХХ в.

    География – одна из древнейших наук, возникших в помощь человеку. В современной интерпретации именно применение географических знаний и умений используется:

    • для сохранения окружающей среды и социально ответственного проведения в ней
    • для адаптации к условиям проживания на определенной территории
    • для самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, как сферы жизнедеятельности

    Обучение играло огромную роль уже в самой начальной стадии развития человечества. Но понадобились тысячелетия, чтобы непрерывно развивающееся общество породило такую современную форму обучения, как урок.

    Четко сформулировал основные принципы обучения Ян Амос Коменский в «великой дидактике» почти 400 лет назад (в основе – принцип сенсуализма – чувство восприятия, познание, в противоположность – рационализму)

    Как известно, урок является формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников, направленное на активизацию познавательных возможностей школьников.

    «Урок – «клеточка» педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется на уроке» (М.Н. Скаткин)

    Даже, если учитель будет знать, на что у данного ученика он может опираться и что у него надо развивать, то это еще не будет ответом на вопрос – с помощью каких именно приемов учебной работы можно это делать?

    «Что требуется для успешного выполнения данного задания, то этим заданием и развивается» - этот принцип является универсальным и концептуальным для развивающего обучения.

    В современном мире нет обособленных уголков. Расширяются международные экономические и культурные связи. Авиатранспорт поразительно сблизил между собой континенты. Но даже космонавту необходимо около полутора часов для облета Земли. Между тем, человек давно владеет замечательным средством, открывающим взору всю нашу планету или дающим детальную картин у ее отдельных частей, их природы, населения, хозяйства и культуры. Это средство – географическая карта. Поэтому совершенно логично, что среди целей изучения географии в современной школе на базовом уровне есть эта:

    • овладение умениями ориентироваться на местности;

    Использовать один из «языков» международного общения – географическую карту и современные геоинформационные технологии и ресурсы Интернета для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития.

    А среди общеучебных умений, навыков и способов деятельности на базовом уровне выделяется умение работать с картами различной тематики.

    В старшей школе планируется преподавание географии и на профильном уровне. Особое внимание в процессе профильного изучения географии должно быть обращено на методы географических исследований и в первую очередь – картографический.

    Из всего вышесказанного очевидно, что работа с картой в современной школе занимает особое место для географа-профессионала это очевидно.

    Но как убедить современного воспитанника в том, что карта – источник информации и объект исследований?

    Современный ученик должен быть с картой на «ты». В помощь предлагаю эффективный курс, рассчитанный на 8 часов.

    Итак,

    «Карта – второй язык географии».

    Занятие №1 «Краткий очерк истории картографии»

    • зарождение и развитие картографии
    • современное состояние картографии
    • перспективы развития

    Занятие №2 «Картография и географические карты»

    • определение картографии

    (картография – наука о географических картах, как особом способе отображения действительности, включающая в свои задачи всестороннее изучение географических карт, а также разработку методов и процессов их создания и использования.)

    Определение, принятое международной картографической ассоциацией: «картография – совокупность исследований и работ – научных, художественных и технических (начиная с обработки полученных источников), выполняемых при проектировании и создании карт и других форм изображения, а также при их использовании».

    • основеые свойства карты (издавна принято считать географическую карту, как уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

    Однако три черты определяют специфику картографических изображений:

    • математическое определенное построение
    • использование картографических знаков
    • отбор и обобщение изображаемых явлений
    • значение карт в науке и практике
    • элементы карты

    Занятие №3 «Математическая основа карт»

    • понятие о картографических проекциях
    • классификация проекций
    • искажения в картографических проекциях
    • координатные сетки
    • масштабы

    Занятие №4 «Картографические знаки и способы картографического изображения. Надписи на картах.»

    • картографические знаки
    • способы картографического изображения
    • картограммы, картодиаграммы, рельефные модели, блок-диаграммы
    • надписи

    Занятие №5 «Картографическая генерализация»

    Занятие №6 «Классификация, виды и типы географических карт. Атласы.»

    • классификация карт
    • типы карт
    • атласы

    Занятие №7 «Обзор основных карт и атласов. Анализ карт»

    • карты и атласы общегеографические, топографические, тематические и комплексные
    • морские карты
    • анализ и оценка карт. Методы анализа

    Занятие №8 «Использование географических карт как средства исследования

    • способы анализа
    • использование карт в целях прогноза

    Вновь возникающие потребности общества порождают необходимость создания методики работы с картой с учетом проблем, выдвигаемых реальной жизнью. А удачная, прогрессивная разработка этих проблем создает необходимые условия для решения задачи формирования базовых компетентностей современного воспитанника.