» »

Элементы сюжетно ролевых игр на уроках истории. Ролевая игра по истории древней Руси "Мы - Славяне

24.02.2024

(Кузьмичева Ольга Геннадьевна,

учитель истории МОУ Покров-Рогульской СОШ)
В школе особенное место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активную роль в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно решить через технологию игровых форм обучения. Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием: ролевые, деловые, игры – путешествия, игра – соревнование, игра – викторина, урок – аукцион, мини-олимпиада, урок – игра «Клуб знатоков».

Для игровых форм урока характерно:

Моделирование определенных видов практической деятельности;

Моделирование условий, в которых протекает деятельность;

Наличие ролей, их распределение между участниками игры;

Различие ролевых целей между участниками игры;

Взаимодействие участников, выполняющие те или иные роли;

Наличие общей цели у всего игрового коллектива.

Групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников


Игровая деятельность детей, возникая в дошкольном возрасте, проходит в собственном развитии путь от элементарной подражательности к сложной ролевой игре. Она в начале отражает предметную деятельность людей, а потом - человеческие взаимоотношения, нормы и правила публичного поведения. Уже в школьном возрасте дети отдают предпочтение коллективным играм, которые приучают их к коллективным формам жизни и деятельности. Игровые ситуации обогащают эмоциональную восприимчивость детей, обостряют их энтузиазм, воображение и мышление, упражняют в руководстве желаний и настроений. Уроки с игровой основой способствуют повышению интереса учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать даты и понятия, учиться находить и принимать решения, развивать способности, учиться состязательности, умению общаться, установлению контактов, создавать положительную эмоциональную среду, использовать учебные знания на практике.

Игра лишь снаружи кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно просит, чтоб играющий отдал ей максимум собственной энергии, разума, выдержки, самостоятельности. Увлекательная игра увеличивает умственную активность. Но это не означает, что занятия обязаны проводиться лишь в форме игры. Игра - это лишь один из способов, и она дает отличные результаты лишь в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими. Играя, дети обучаются использовать свои знания и умения на практике, воспользоваться ими в различных условиях. Ребенок в игре, выполняет как бы две функции: с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой - контролирует свое поведение. Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду и еще для многого другого.

Игровая разработка строиться, как целостное образование, обхватывающее определенную часть учебного процесса, объединенное общим содержанием, сюжетом персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию. Такое обучение помогает активизировать познавательный процесс, усваивать ряд учебных частей. В сюжетно- ролевых играх моделируется ситуация отдаленного прошедшего, и участники играют роли исторических деятелей и представителей социальных групп, причастных к тем либо другим принципиальным событиям. Во время игры моделируется определенная ситуация прошедшего либо реального, «оживают» и «действуют» люди - участники исторической драмы. Принципиально сделать во время такого занятия у школьников игровое состояние - специфическое эмоциональное отношение к исторической реальности. Ученики как бы наполняют «безлюдную» историю персонажами, которые они сами и изображают, в играх различного типа. Через понимание мыслей, чувств и поступков собственных героев школьники моделируют историческую действительность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно важными, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую эру. Эта тяжелая задача требует от ученика мобилизации всех умений, побуждает осваивать и углублять новые знания, расширяет его кругозор и, самое основное, заставляет овладевать целым комплексом принципиальных умений, в первую очередь, коммуникативных. Развиваются способности школьника к восприятию, сопереживанию.

Игры классифицируют по разным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности. Выделены, в частности, имитационные, символические и исследовательские игры. Выделяют несколько видов игр: - интерактивные игры с опосредованным действием на ученика - ребусы, кроссворды; - интерактивные игры с непосредственным действием на ученика сюжетно ролевые игры.

Рассмот рим подробную классификацию игр:
1. Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эры по сравнению с изучаемой исторической обстановкой, ученик получает в ней роль нашего современника либо потомка, исследующего исторические действия (археолога, писателя, журналиста). При этом очевидно прослеживается два подвида таковой игры. Один из них - игра-дискуссия, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией. Таковая игра строится на учебном диалоге, но даже при определенной программе деятельности проводится с большой долей импровизации ребят.
2.Игра-исследование , она строится на воображаемой ситуации современности, изучающей прошедшее, но, в различие от предшествующей формы, строится на личных действиях «героя», который пишет очерк, письмо, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том либо ином историческом событии.
3.Ретроспективная игра моделирует ситуацию, ставящую учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошедшем, каждый ученик получает роль представителя определенной публичной группы либо даже исторической личности. Основным признаком игры такового типа является «эффект присутствия» и принцип исторической беллетристики. Школьник для таковой игры, как правило, выдумывает имя, факты биографии, профессию, социальное положение собственного «героя», и даже в ряде случаев готовит костюм, продумывает внешний вид. При этом он обязан иметь представление о характере, чувствах, мыслях и взорах персонажа. Ретроспективные игры помогают ученику «войти» в историческое время, ощутить спектр эры, познать конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации определенного времени. Ретроспективные игры можно поделить на роле-вые и неролевые. Ролевые игры ретроспективного характера основаны на разыгрывании ролей - участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошедшего. Они делятся на следующие подвиды: театрализованное представление, театрализованная игра и проблемно-дискуссионная игра. Театрализованное представление имеет верно обозначенный и прописанный сценарий, по которому и разыгрывается, как на сцене театра, действие. Оно воссоздает разные виды и картины прошедшего. Все атрибуты театральной постановки, включая декорации, костюмы актеров, обязаны иметь место. Смысл таковой игры для школьников заключается не лишь в воспроизведении прошедших эпох, но и в последующем обсуждении этих сцен всем классом. Дети распознают время и место исторического явления и его участников - представителей определенных социальных слоев по действиям героев представления. В театрализованной игре тексты персонажей составляют сами дети. Основным её различием является крупная доля импровизации участников игры. Но в данной игре театрализованное действие все же приближено к той эре, которая изучается. Модернизация прошедшего тут не допускается.
Игра на уроке - дело серьезное . Методически правильно организованная игра просит много времени для подготовки, наибольшей активности учеников в деятельности не лишь на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения. Учитель истории может выступать в игре в следующих игровых ролях:

Инструктора, который сводит свою роль к минимуму - объяснению правил игры и последствий игровых действий;

Судьи-рефери, который поддерживает ход игры, контролирует соблюдение игровых правил, оценивает деятельность ребят;

Тренера, который дает задания, делает подсказки, оказывает помощь по ходу игры, подбадривает детей и поддерживает игровую ситуацию;

Председателя-ведущего, который дает импульс к игре и регулирует весь её ход, держит в собственных руках все игровые действия участников, подводит итоги и сопоставляет моделируемую ситуацию с настоящей обстановкой.

По мере того, как исторические игры становятся более либо менее неизменным занятием ребят, учитель постпенно как бы отходит на второй план. Но в начале он и как высший арбитр и судья во время возникающих споров и непременно активный рядовой участник игр.

Учащиеся в игре выступают в следующих ролях: актеры, зрители, специалисты. Актеры принимают роль в сценах, проговаривают тексты ролей. Зрители изучают дополнительную литературу, выполняют задания и принимают роль в обсуждении. Специалисты анализируют игру и каждого участника в отдельности, сравнивают моделируемую ситуацию с настоящей. Актеры воссоздают в процессе игры образ созданного в их сознании персонажа, осуществляют осознанные и целенаправленные игровые деяния в согласовании с целью игры, её сюжетной линией и содержанием роли. Актеры взаимодействуют со зрителями, отвечают на вопросы и защищают свою позицию. Основная их задача - достоверно и эмоционально передать содержание изображаемого ими вида. Часто они сопереживают своему герою. Зрители осмысливают игровую задачу и сюжетную линию игры, выражают свое отношение к происходящему с помощью мимики и жестов, репликами, вопросами, хохотом. В процессе разыгрывания ситуации зрители определяют свою позицию по отношению к героям игры, соотносят увиденные виды со своей системой ценностей, «вживаются» в игровой кон-текст и мысленно создают свой собственный план игры, ставят себя на место актеров. Специалисты оценивают создаваемые в игре виды - содержание роли, её уверительность, достоверность, артистические способности исполнителей. В задачу экспертов входит совсем сложная задача - проанализировать и сам процесс игры, её результативность, поэтому по ходу они делают записи, создают карточки анализа. В конце игры они выступают с плодами, отмечают более и наименее удачные моменты, выступления, высказывания, выставляют оценки участникам. При анализе игры специалисты обращают внимание на игровое поведение персонажей, адекватность реакции зрителей, анализ деятельности ведущего, увлекательность и занимательность всего хода игры.
Существует несколько этапов исторической игры.
Первый этап - подготовительный, он проходит до проведения самого урока. В этот период дискуссируются общий план и стратегия игры, пишется план, сценарий, проводится инструктаж участников, подготавливаются нужные для проведения занятия материалы. Учитель объясняет ребятам игровую задачу, распределяет роли, учитывая игровые интересы и способности, дает нужную дополнительную литературу, составляет опережающие задания и знакомит с ними детей. При необходимости учитель проводит и личные консультации по подготовке к игре, обсуждает с участниками фрагменты сценария и корректирует его, руководит внешним оформлением занятия.
Второй этап уже происходит на самом уроке. Он именуется вводным, конкретно на этом этапе учитель еще раз объясняет уже всему классу задачи и способности игры, роль отдельных участников и дает общее направление игре, формулируя познавательные задания на весь урок. Конкретно на этом этапе учитель представляет участников. Школьники вводятся в игровое состояние, создается определенный настрой. Игровой этап характеризуется эмоциональным вовлечением всех учеников класса в игровое действие. Ребята в этот период как бы «проживают» ситуацию в её игровом воплощении, действуют по определенным игровым правилам. Происходит развертывание игрового сюжета. Учитель координирует игровые деяния, осуществляет опосредствованное управление действиями участников, то есть регулирует ход занятия. При необходимости корректирует и выступления актеров, вовлекает большее число школьников в игру, коротко резюмирует по ходу их деятельность, поощряет словом активных игроков, обращает внимание на работу экспертов, не навязывая им собственного представления. Наибольшее внимание учитель на этом этапе обязан обращать не на деятельность актеров и экспертов, а на зрителей, то есть на весь класс.
На последнем, оценочном этапе после того, как игра закончена, проводится анализ занятия, выслушиваются оценки и самооценки участников, дискуссируются сам ход и результативность игровых действий учеников. Степень соответствия игровой ситуации исторической действительности разбирается особо. Учитель предоставляет заключительное слово, раздает карточки для анализа игры, слушает экспертную группу. Не считая того, можно провести блиц-интервью и маленькое анкетирование для выяснения результатов игры.
Для пятиклассников история является новым учебным предметом, поэтому главная задача учителя – заинтересовать учащихся этой наукой, поддерживать стремление к ее изучению. Эффективно решать эту задачу поможет организация игровых ситуаций, театрализации, ситуации интриги и сюрприза, ситуации выбора. В методическом арсенале каждого учителя есть разнообразные исторические игры: ролевые и деловые, индивидуальные и групповые. То же можно сказать и о театрализации: в дидактических сборниках содержится множество сценариев и фрагментов уроков, драматизирующих события истории древнего мира.

Вот некоторые из примеров таких ситуаций, используемые в моей практике:

Демонстрация учащимся «загадочного свертка», «таинственной шкатулки», «посылки из прошлого» и т.п. с прилагающейся запиской «Открыть после изучения темы…»; содержимым свертка может быть вещь, репродукция картины, исторический документ по изученной теме.

Демонстрация учащимся предмета (изделия, репродукции картины, исторического документа, ребуса), имеющего непосредственное отношение к теме урока, и выяснение причины появления на уроке этого предмета.

Демонстрация учащимся видеоролика из документального или художественного фильма, прослушивание музыкального фрагмента с историческим содержанием.

Примеры использования учителем ситуации выбора.

Выбор учащимися плана изучения и способа изучения новой темы.

Учитель предлагает несколько вопросов по теме урока и совместно с учащимися определяет порядок (нумерацию) изучения этих вопросов – составляет план изучения новой темы. Учащиеся имеют право добавить в план свой вопрос. Приступая к изучению того или иного вопроса, учитель каждый раз советуется с учащимися, как именно они желают узнать об этом. Учащиеся могут выбрать рассказ учителя, могут прочитать самостоятельно, могут совместно вслух прочитать и обсудить, имеют право предложить другой способ выполнения.

Выбор учащимися способа актуализации субъектного опыта.

Учитель предлагает выбрать способ индивидуальной проверки знаний по ранее изученным темам:

Объяснить данные термины, даты, персоналии или заменить определения и описания нужными терминами, датами, персоналиями;

Ответить на вопрос «лаконично» или «красноречиво»;

Разгадать исторический кроссворд или составить его самостоятельно.

Выбор учащимися способа контроля знаний.

В конце изучения каждого раздела курса истории учитель предлагает учащимся выполнить либо контрольную работу, либо творческую.

Урок, где учитель вместе с учащимися осуществляет равноправную работу по поиску и отбору научного содержания знания, которое подлежит усвоению, с полным правом можно назвать личностно ориентированным.

Пример использования игровых ситуаций на уроке в пятом классе.

Тема урока: В древней Александрии Египетской

Цели урока: 1. Создать условия для эмоционального восприятия

достопримечательностей Александрии Египетской.

2. Способствовать развитию познавательной активности учащихся; психических процессов: воссоздающего воображения, памяти, речи; исторического мышления; умения работать с планом и картой.

3. Содействовать воспитанию интереса к эллинистическому периоду истории Греции, ценностного отношения к культуре древности.

Методический инструментарий: личностно ориентированные ситуации интриги, выбора, решения исторической задачи, сюрприза; деловая игра.

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор с демонстрационным экраном, компьютерная презентация урока, файлы с плакатами: «о. Фарос», «Фаросский маяк», «Музейон», «муза», «Клио».

Ход урока:

I. Организация. Интрига темы.



II. Актуализация субъектного опыта учащихся. Деловая игра «Покупаем путевки».

III. Изучение новой темы. Ситуация выбора плана изучения и способа изучения темы.

Решение исторических задач.



УЧИТЕЛЬ

УЧАЩИЕСЯ

Для изучения достопримечательностей А.Е. предлагает вопросы:

Местоположение - Фаросский маяк

На улицах города - Музейон

- ? (вопрос от учащихся)

1. Предлагает учащимся определить, с какого пункта они хотели бы начать путешествие и почему это так важно для них.

Располагает вопросы по порядку номеров.

2. Предлагает учащимся определить, как они хотят узнать о достопримечательностях:

Чтобы рассказал учитель

Чтобы вместе прочитали и обсудили

Кто-то из учащихся уже знает и может рассказать

Могут предложить другой вариант

3. Организует изучение новой темы по выбранному учащимися плану и способам, используя компьютерную презентацию.

1. В ходе обсуждения определяют порядок изучения темы, аргументируют свой выбор.


2. Выбирают способ перед началом изучения каждого вопроса.
3. В ходе изучения темы решают исторические задачи:

Почему автомобильные светильники называются «фары»?

В чем главное отличие плана А.Е. от плана Афин?

Почему Музейон в А.Е. и современные музеи имеют похожие названия?



IV. Итог изучения новой темы. Ситуация сюрприза.

V. Рефлексия.

При изучении истории Древнего мира в 5 классе на уроке по теме «Афинский полис», учащиеся отвечали на вопросы «купцов», прибывших в Афинский порт Пирей из стран Востока. Учащиеся с удовольствием играли свои роли, инсценировали условия воображаемой ситуации, что эмоционально украсило урок, погрузило пятиклассников в эпоху Древней Греции. В 5 классе на уроках так же использую игры – соревнования. Педагогическая ценность и преимущество этой игровой формы перед другими видами дидактических игр очевидно, т.к.

для такой игры характерны соревновательная борьба и сотрудничество;

игра – соревнование позволяет учителю вводить в игру не просто занимательный материал, но и сложные вопросы учебной программы.

Обобщающий урок «Древняя Греция» провожу в форме урока – олимпиады. К уроку была проведена предварительная подготовка: класс разбивается на команды, примерно равные по способностям, учитываются психологические особенности учащихся, их совместимость, команды выбирают капитанов, готовят эмблемы и приветствия соперникам. В подготовке заданий принимают участие консультанты, выбираются члены жюри (желающие). После окончания игры подводятся итоги.

В 8 классе при обобщении темы « Культура России в первой половине XIX века» провожу урок – аукцион. «Аукцион» - слово латинского происхождения, означающее продажу с публичного торга, при котором товар предварительно выставляют для осмотра. Аукцион конструируется по образцу и подобию настоящего, взрослого аукциона. Сохранятся необходимые атрибуты аукциона: ведущий – спикер,

«банкир» и деньги – « знайчики», участники аукциона: «бизнесмены» - учащиеся, разделенные на команды. Обязательны – гонг и молоток, ударом которого подтверждается продажа товара. В качества «товара» выступают вопросы, которые введены в лоты. Все вопросы разделены на три лота: открытый лот (спикер выставляет на продажу вопрос: « Назовите имя архитектора, автора Казанского собора»), полуоткрытый лот (указывается только тема), закрытый лот (продается вопрос без указания темы). Во время игры команды могут воспользоваться услугами банкира (взять деньги в кредит). После закрытия аукциона, спикер подводит итоги. Сводная таблица результатов позволяет учителю провести анализ усвоения темы.

Урок - аукцион способствует освоению учащимися некоторых экономических связей, вводит участников в систему товарно – денежных отношений, поддерживает и развивает интерес к процессу обучения и учебному предмету, формируются имения и навыки работы в группе, развивают коммуникативные способности, процесс обучения максимально приближен к практической деятельности, во время игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.

При объяснении нового материала в 6 классе по теме «Раздробленность Руси» просматриваем фрагмент видеофильма «Владимиро – Суздальское княжество XII – XIII веках». Перед просмотром сюжета учащиеся получают задание ответить на вопросы, которые записаны на доске:

Назовите город, который стал столицей Владимиро – Суздальского княжества?

Что такое ополье?

Что привлекало переселенцев с юга в северо – восточных землях?

Назовите имена владимиро - суздальских князей XII – XIII веков?

При объяснении нового материала можно включить в учебный процесс видеофильм в качестве закрепления материала изученной темы.


В 6 классе после объяснения темы «Нашествие монголо – татар на Русь», учащиеся просматривают фрагмент видеофильма «Нашествие» и в качестве закрепления пройденного на уроке материала выполняют задание по контурной карте.

В 7 классе при завершении изучения темы «Смута» можно провести игру «Выборы царя». Учащиеся должны представить себя участниками Земского собора, которому после смуты предстоит выбрать нового российского царя.

Учащиеся делятся на группы поддержки кандидатов. Учитель готовит карточки с необходимой информацией для каждой группы. Разъясняются условия игры.

На уроках повторения изученного материала использую видео- вопросы. В 8 классе на уроке повторения темы «Россия в первой половине XIX века: даты и портреты» учащиеся после просмотра небольшого сюжета из фильма «А.С.Пушкин и декабристы» отвечают на вопрос: « Какое стихотворение А.С.Пушкина посвящено декабристам? Назовите имена декабристов, с которыми поэт был знаком?».

На уроках систематизации и контроля знаний в 5 классе по изученной теме использую такую форму работы как озвучивание фрагмента видеофильма. Просмотрев без звука двухминутный сюжет «Афинский порт Пирей» из видеофильма «Прогулка по Афинам», учащиеся составляют рассказ об увиденном.

Учитывая психофизические особенности учащихся, после просмотра видеофильма, можно давать для выполнения альтернативные задания: - заполнить таблицу, схему, графическая основа которой дана на доске;

Сделать иллюстрацию к просмотренному сюжету;

Написать отзыв, рецензию на просмотренный сюжет;

Составить план.

Поскольку проведение уроков – игр требует много времени на подготовку, проводить их часто нет возможности, но провести такой урок хотя бы раз в четверть (в каждом классе) реально. В небольших классах возможно использование отдельных игровых моментов.

РОЛЕВЫЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ ИГРЫ

В ролевых играх участники творчески воспроизводят социальные отношения или материальные объекты — на основе своих жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью организаторов. Игры носят творческий характер.

Именно новая позиция, в которую становится ребенок (занять ее он может благодаря тому, что воображает себя кем-то иным), создает привлекательность ролевой игры для детей и обеспечивает огромную побудительную силу деятельности ребенка. На этой основе происходит изменение эмоционального состояния, приобретение новых знаний, развитие навыков и умений игровой деятельности. Реализуя в воображаемых условиях игры какие-то действия, школьники берут на себя роли взрослых людей и действуют от их лица.

Очень интересные и важные результаты были получены в исследовании Е.С. Махлах, посвященном ролевым играм у детей младшего и среднего школьного возраста. Вот некоторые выводы этого автора:

«1. Ролевая игра занимает в школьном возрасте еще большое место. Подавляющее число детей (80%) считает эти игры самыми интересными, уделяет им значительную часть своего свободного времени.

Только немногие из старших детей говорят о том, что они играют «редко», «изредка», что им «некогда играть». Младшие дети, по их высказываниям, отдают ролевым играм почти все свободное время.

2. Рассматривая сюжеты игр школьников, мы обнаружили, что наиболее распространенными являются игры, связанные с героической тематикой (в пограничников, летчиков, полярников и т.п.), где сюжет игры разворачивается вокруг подвигов, преодоления необыкновенных трудностей, борьбы с природой и лишениями. В среднем они составляют 45% всех описанных школьниками игр; количество их значительно увеличивается с возрастом (от 29% в 7 — 8 лет до 60% в 12 лет). Особенно часто указанные сюжеты встречаются у мальчиков. Девочки в основном предпочитают игры, отражающие деятельность людей, популярных среди детей профессий, — врачей, строителей, учителей и др. (40% их игр). У мальчиков игры, связанные с профессиональной деятельностью людей, также имеют распространение (10% их игр). Однако больше привлекает героическая тематика (71% их игр)…».

История — как раз тот самый предмет, где изучается героическая тематика, подвиги, преодоление людьми необыкновенных трудностей, борьба с природой и лишениями. А вспомогательные исторические дисциплины (археология, нумизматика, сфрагистика, геральдика, палеография) дают тот набор профессий, которые включают и преодоление трудностей, и романтику интересных находок и открытий. Разве нельзя предположить, что именно после интереснейшего урока истории наши дети станут играть в декабристов, Кутузова, Суворова, Петра I, в Дмитрия Донского, наконец?

Вот уж действительно, есть над чем задуматься учителям истории.

Конечно, приведенное выше исследование проводилось до того, как свободным временем школьников завладели компьютерные игры, а также телевизионная продукция дальнего зарубежья. И, возможно, сейчас результаты подобного исследования, особенно в больших городах, были бы иными. Важно другое: сам факт очевидной потребности детей школьного возраста в ролевых играх.

То, что школьники сейчас заменяют подлинные ценности свободного времени «симпатичными» суррогатами - тема отдельного исследования.

Но учитель может помочь возродить интерес и инициативу школьников в организации ролевых игр во внеурочное время, и для этого учителю совсем необязательно выделять время для общения с детьми после уроков. Важно так провести урок, чтобы он дал необходимый толчок для возникновения детской игры. И этот новый акцент в работе учителя окупится сторицей. Ведь тогда закрепление и обобщение материала уже не будет ограничиваться 45 минутами урока, не говоря уже о том, что мотивация обучения повысится не в сотые и десятые проценты, а во много раз больше.

Что же для этого необходимо? Вернемся к вышеприведенному исследованию: «… для ролевой игры необходимо, чтобы дети не только хорошо знали ту область действительности, которая составляет сюжет игры, но чтобы у них было также и определенное отношение к этой области и к характерам тех людей, которых они должны изображать в игре. К этому выводу нас привели следующие наблюдения. Подбирая сюжеты для экспериментальных игр, мы предлагали детям игры по некоторым кинофильмам. Так как многие дети не видели того кинофильма, по которому намечалась игра, то мы подробно рассказывали его содержание. После этого все дети охотно соглашались играть. Однако оказалось, что, несмотря на стремление детей изобразить взятые на себя роли и представить в игре рассказанные им события, игра не получилась. Дети, которые не видели фильма, были обескуражены, они не знали, что им делать. На наш вопрос, почему же они не играют, дети отвечали: «Мы не знаем, как играть». То же самое произошло и при попытке построить игру на рассказе, которого дети не читали.

Эти факты говорят о том, что для развертывания ролевой игры нужно не только знание (даже самое детальное) событий и поступков героев, но и эмоциональное отношение к ним, сопереживание с героями и проникновение в их характер. Передача содержания фильмов и рассказов экспериментатором (или другими детьми) не обладала той выразительной силой и художественностью, которая позволила бы этого достигнуть».

Резюмируя, автор делает вывод: «В силу подлинно творческого характера ролевой игры детям нужен материал для творчества, то есть глубокое эмоциональное понимание, знание тех людей, роли которых они на себя берут. Поэтому дети не могут играть, если они не представляют ясно, не понимают эмоционально тех людей, роли которых они хотели бы на себя взять».

Итак, ничего сверхестественного не требуется. Нужно лишь провести эмоционально насыщенный, методически грамотный урок с привлечением наглядных и технических средств обучения.

Но и в стенах школы ролевая игра может быть интересной и увлекательной, более того, целенаправленно организованная игра, конечно, имеет больше дидактических возможностей, а также имеет более высокий уровень в художественном плане, чем самостоятельно организованные подростками игры.

Однако ролевые игры на уроках имеют некоторые количественные ограничения. Педагогу не следует планировать более 2-3 сюжетно-ролевых игр в течение учебного года, поскольку они требуют серьезной подготовки, глубокого изучения документальных источников эпохи.

У учебных ролевых игр есть особенность: чем лучше они подготовлены, тем они интересней и эффективней в дидактическом плане. Плохо подготовленная ролевая игра, когда ученики слабо знают свои роли и мало ориентируются в предлагаемой им игровой ситуации, не может быть эффективна в дидактическом плане. Ролевая игра, построенная на экспромте, удастся только тогда, когда ученики настолько хорошо владеют историческим материалом, знакомы с реалиями прошлого, что предлагаемый игровой сюжет не требует для них ни подробных объяснений, ни долгой подготовительной работы. Если класс не отвечает этим условиям, то ролевая игра требует серьезной подготовки (этим ролевая игра отличается от игры с правилами — последняя, после того, как ее несложные правила усвоены учащимися, не требует подготовки и с успехом проходит тогда, когда учащиеся заранее не предупреждены о предстоящей игре).

Комплексные игры включают в себя элементы как ролевых игр, так и игр с правилами.

Я работаю бухгалтером в небольшой фирме. Не могу согласиться с распространенным мнением, что цифры - это скучно. Цифры - это порядок. Определенный код, если хотите. И, в некотором роде, орудие воздействия на людей. Ведь кто, как не бухгалтер, начисляет зарплаты и знает все обо всех - от мелкого клерка до гендиректора?

Я частенько представляю себя повелительницей единичек, королевой двоек, властительницей троек, семерок и так далее. Я ими управляю: складываю, вычитаю, переношу, вычеркиваю…

Увы, в личной жизни моя профессия - только помеха. По моему внешнему виду сложно сказать, чем я занимаюсь, но, едва узнав о роде моей деятельности, мужчины резко теряют интерес. Для них я автоматически становлюсь тихой и скучной барышней в серой юбке, простенькой кофточке и в нарукавниках.

Мужчины живут фантазиями о слабом поле. Любят грезить не меньше нас, предаваться иллюзиям. Я поняла это и приняла. Теперь, уходя с работы, я с себя снимаю «шкуру» бухгалтера и на свиданиях придумываю себе чужую профессиональную судьбу.

Началось все года два назад. На предновогодней вечеринке в клубе я повстречала Олега. Он был высокий, интересный, улыбчивый. Мы разговорились, он угостил меня коктейлем.

Вы очаровательны. Я сражен и готов есть с ваших рук.

Я звонко рассмеялась, убрала прядь волос с груди, положила ногу на ногу, откровенно с ним флиртуя. На вопрос, кем я работаю, неожиданно выпалила:

Стюардессой на международных рейсах.

Супер! А ты в кабине пилотов была? Правда, что на борту самолета люди часто занимаются интимом, и за это их штрафуют?

Придумывая небылицы на ходу, кое-как отбилась от шквала вопросов нового знакомого. В его глазах я читала неподдельный интерес к себе. Он загорелся провести со мной весь вечер.

Вот бы тебя в форме увидеть! Никогда так близко не общался со стюардессой.

Спустя неделю мы в его холостяцкой берлоге играли в «Пристегните ремни». Эротично покачивая бедрами в строгой форменной юбке, я приносила Олегу кофе в постель и требовала отключить электронные приборы. Он был в восторге. И мне безумно нравилось это перевоплощение, хотя к нему пришлось основательно подготовиться - купить форму, изучить сайты авиакомпаний, чтобы не проколоться в чем-то простом.

Вскоре я поняла, что Олег не совсем мой человек - мы с ним были совсем разными. Для него я «улетела» и не обещала вернуться. Еще один плюс моей выдуманной профессии. Долгие проводы - лишние слезы.

В следующий раз я представилась психологом. Миша сам того не желая, все про себя выложил. Решил, что профессионалу довериться можно. Я не подвела: была понимающей и деликатной.

С женой развелся совсем недавно. Все соки из меня выжала. Злюсь на нее до сих пор. Хочу избавиться от негативных мыслей и не знаю как…

Я к новой роли подготовилась на пятерку, поэтому смогла дать Мише несколько дельных советов. Он мне потом звонил и горячо благодарил:

Впервые так хорошо поговорил с бывшей! Она мне разрешила с сыном увидеться!

Я продолжала играть роль психолога, и Миша во всем меня слушался. Лгунья? Нет, спасительница разбитых сердец. Я же не хирургом представилась. А хороший психолог может и без диплома людям помогать. Мы с Мишей встречались недолго, но дружим до сих пор.

У каждого свои увлечения. Мое хобби - перевоплощение. С тех пор, как я открыла для себя «ролевые игры», я стала интереснее жить. На бухгалтера мужчины не обращали внимания, а вот кинолога и воздушную гимнастку слушают с удовольствием, наперебой на свидания приглашают.

Кстати, круг общения у меня растет, поэтому приходится стараться, чтобы не попасть впросак. Вечерами изучаю выбранные специальности, погружаюсь в тонкости необычного ремесла, запоминаю профессиональный сленг.

В своем увлечении нахожу сплошные плюсы и ни одного минуса. Иногда даже подумываю сменить род деятельности. Хочется сесть за парту, ходить на лекции. Хочу все знать! Главное теперь - определиться с будущим делом жизни. С досугом у меня никаких проблем - могу легко заговорить и познакомиться с любым. А для тех, кто пришелся мне не по душе, есть своя заготовка: для них я патологоанатом! Пугаются на раз! В глазах отчетливо читается: видит он, голубчик, как лежит у меня на столе, а я шовчик красивый делаю от груди до пупка. Фильм ужасов просто! Лишь один от меня не отпрыгнул, потому что моим «коллегой» оказался. От него я со смехом сбежала - не была еще подкована в этом деле.

Сейчас я готовлюсь к роли искусствоведа. Приглянулся мне Николай, с которым на выставке познакомилась. Он без ума от импрессионистов. Я теперь тоже. Погрузилась с головой в их творчество. На следующем свидании обязательно блесну перед ним своими знаниями. Если отношения будут развиваться, схожу на курсы. Стану профессионалом в области искусства.

Я давно поняла: хочешь понимания, любви - отвечай интересам своего мужчины. В любое время года вам будет, что обсудить, о чем поспорить. К примеру, Коля мне альбом подарил, а я ему картину, написанную своими руками. Может, во мне талант художника дремлет? Мой кавалер был ошеломлен:

Никогда такую замечательную женщину не встречал!

Я сама о себе такого не знала, пока от цифр не оторвалась. Начиналось все в шутку, а получилось так, как и предположить не могла. Да, я фантазерка. Только вот все свои фантазии воплощаю в жизнь, чтобы быть счастливой и жить всегда интересно.

Виолетта, 33 года

Через игры вообще и ролевые игры в частности проходят практически все люди.

Трудно найти девочку, которая хотя бы раз в жизни не играла в «дочки - матери», школу или больницу, мальчика, ни бывшего ни отважным воином, ни доблестным индейцем.

«Игра для детей - это способ познания мира и своего места в нём, а потому, она необходима для развития личности ребёнка. Однако распространённоё мнение, что потребность в игре с взрослением отпадает - ошибочно. Это заблуждение становится особенно ярко выраженным в том случае, когда мы определяем игру как любую деятельность, цель которой - сама эта деятельность. При таком подходе к играм, в которые играют большинство взрослых, относится и театр, и кино, и политика, и многое, многое другое».

Ролевые игры, в их современном понимании, появились относительно недавно, но можно отметить целый ряд их предшественников. Прежде всего, это популярные в 20-30-е годы суды над литературными героями, которые давали возможность хоть немного «побыть в шкуре» того или иного литературного героя и выяснить, а можно ли было иначе действовать в том мире, где они жили. Вторым предшественником ролевых игр следует назвать военизированные игры на местности «Зарница» и «Орлёнок». Хотя собственно ролевой момент в них резко ограничивался, подобные игры стали прообразом полигонных ролевых игр. Третий предшественник ролевых игр - внешкольные подростковые объединения, которые позволяли не только осознанно выбирать себе роль, но и жить внутри её, а не просто изображать её внешне. Кроме этого, в подростковых клубах, от отдельно взятой личности действительно зависело очень многое. И, наконец, в качестве ещё одного предшественника, можно назвать ежегодно повторяемое (с начала 80-х годов) на Бородинском поле сражение русской и французской армий.

Термин «ролевая игра» весьма многозначен. В данной работе мы рассматриваем ролевую игру как: «процесс создания игрового мира с погружением в него игрока как самостоятельной личности». Рассмотрим данное определение подробнее.

Игровой мир может отражать реальный мир, а может и не отражать его, будучи миром условно историческим или вымышленным организаторами игры.

Однако в любом случае он должен быть целостным. Многие наивно полагают, что достаточно задать начальную игровую ситуацию, но на практике этого очень мало. В этом случае, игра прекратится, как только возможности заданной ситуации будут исчерпаны. Игровой же мир представляет собой множество органически связанных между собой действительных и возможных ситуаций.

Создать его, разумеется, труднее, чем отдельную ситуацию, но это окупается богатством игровых возможностей. Чем продуманней замысел игрового мира, тем больше у игроков возможностей самореализоваться в нём. Естественно, мир, пусть даже самый фантастичный, должен быть достоверным для игроков, иначе игра просто не получится.

Мир создаётся в процессе игры, а не до её начала, и в его создании принимают участие все игроки, независимо от взятой на себя роли. Именно поэтому «неигровое поведение», т.е. отступление от правил жизни в игровом мире, в большинстве игр карается очень строго, вплоть до снятия с игры.

Существенное условие для создания игрового мира - погружение игрока в игру. Тот, кто не соблюдает это условие, может играть только строго заданные лично ему формальные ситуации, оставаясь внешним наблюдателем событий, и потому не способен вести игру.

Посторонние, внешние зрители на игру не допускаются или игнорируются игроками, что связано с достоверностью игрового мира. Каждый игрок выбирает роль из числа задуманных и предложенных миром (организаторами игры). При этом игрок имеет право на самостоятельный выбор, который может быть ограничен организатором игры и возможностями самого игрока (лишённый голоса и слуха не может играть роль менестреля, не знающий историю церкви роль епископа и т.п.). Если желаемая игроком роль в списке задуманных организатором не значится, он может заявить её и она будет принята, если соответствует заданному игровому миру. Игра считается индивидуальной, потому что любой игрок имеет право объединиться с другими в команду или действовать независимо от них.

В процессе создания игрового мира значима каждая роль, так как чем разнообразнее роли, чем лучше они сыграны, тем полнее и интереснее создаваемый мир. Двух одинаковых ролей не бывает, как не бывает двух одинаковых людей в реальной жизни. Сравните, например, роль «кузнец - оружейник-придворный мастер» и роль «кузнец-оружейник-шутник». И вообще, чем полнее социально и психологически воплощается роль, тем выше оценивается игрок. Таким образом выбранная роль становится мощным стимулом к самовоспитанию. «Для хорошего исполнения роли книжника нужно уметь хорошо читать и писать. Паладин должен демонстрировать высокие моральные качества и показывать пример служения Богу, а владелица замка должна быть женственна и прекрасна, дабы дать повод воспеть её в поэтических творениях, но при этом хозяйственна, иначе вся её семья (команда игроков) останется голодной и не сможет принять полноценного участия в игре». К слову сказать, многие игроки, которым нравятся выбранные роли, продолжают придерживаться их в повседневной жизни: архивариус собирает книги. Дивные эльфы очищают от мусора ближайшую лесопарковую полосу. Новым такой воспитательный приём назвать трудно, что впрочем нисколько не умаляет его эффективности, - уже буддийские монахи требовали от желающих принять посвящение брать имена древних героев, дабы подражать им в повседневной жизни.