» »

Игральные карты русское пиво. На привычной колоде карт изображена царская семья! История создания «Русского стиля»

19.03.2024

В феврале 1903 г. состоялся костюмированный бал. Основным требованием к приглашенным было явиться в костюмах эпохи XVII в.

Трефовая дама и ее прототип - княгиня Елизавета Федоровна.

Проверьте, какая колода карт лежит у вас дома в ящике. Вполне возможно, что именно эта! Наверное, каждый из нас видел такую колоду карт («Русский стиль») - во времена СССР эти карты были одними из самых распространенных. Ничего необычного на первый взгляд в них нет; мы настолько привыкли к этим рисункам, что наверняка даже не обращали внимания на одежду карточных героев. Вот в этом-то и странность: прототипами для королей и дам в этой колоде стали не пролетарии и колхозницы, а участники последнего костюмированного бала при императорском дворе Романовых в 1903 г.

Червовая дама и ее прототип - княгиня Ксения Александровна.

В феврале 1903 г. состоялся костюмированный бал. Основным требованием к приглашенным было явиться в костюмах эпохи XVII в. Роскошный праздник в Зимнем дворце Санкт-Петербурга вошел в историю как самый известный и грандиозный бал времен царствования Николая II и как последний придворный бал императорской России. Фотографы запечатлели всех именитых участников этого мероприятия, благодаря чему и появилась возможность воссоздать эти образы в игральных картах.


Все 390 гостей императорского бала были наряжены в стиле придворных всех мастей, бояр и боярынь, стрельцов и горожанок, воевод и крестьянок допетровской эпохи. Эскизы костюмов разработал художник Сергей Соломко, а шили их лучшие портные Российской империи.



Карты создавали, ориентируясь на фотографии, собранные в «Альбоме костюмированного бала в Зимнем дворце». Одежды королей, валетов и дам на игральных картах полностью повторяли костюмы участников бала-маскарада. На тузах изображены щиты, окруженные древнерусским оружием и доспехами.

В 1911 г. немецкие мастера фабрики «Дондорф» разработали эскизы для карт, а в 1913 г. их отпечатали в Петербурге на Александровской мануфактуре. Выпуск колоды под названием «Русский стиль» был приурочен к 300-летию дома Романовых.

После революции мануфактура была закрыта, в 1923 г. она возобновила работу и снова начала выпускать карты по дореволюционным эскизам. Позже советский художник-иллюстратор Юрий Иванов срисовал карты «Русский стиль» с оригинальной колоды для офсетной печати.


Интересная история карточной колоды "Русский стиль". October 10th, 2016

Здравствуйте уважаемые.
Некоторое время назад мой хороший друг samiznaetekto блестяще начал рассказ о картах и карточных колодах (крайний пост у него на эту тему можно глянуть вот тут вот: http://samiznaetekto.livejournal.com/126596.html). Очень интересно было. И это событие явилось одним из двух важнейших факторов, дабы сподвигнуть меня продолжить тему еще одним постом. А что стало вторым фактором, резонно спросите Вы? Нууу...одно мероприятие, к которому я давно хочу, но не знаю под каким соусом подступится. И мероприятие это Костюмированный бал, прошедший во время Масленницы 1903 года в Кремле. ИМХО очень крутое и красивое событие.

Как объединяются карты и костюмированный бал? Да легко....
Думаю, многие из Вас хоть раз в жизни держали в руках вот такую вот колоду:

Это, конечно, современная переработка одной довольно старой колоды. Эту колоду в 1911 году разработали на фабрике карточных игр фирмы Дондорф (Франкфурт-на -Майне, Германия) по заказу Императорской карточной фабрики, которая являлась монополистом в сем деле у нас в стране. После нескольких забракованных эскизов, стороны пришли к согласию, и в 1913 году в России появилось колода, которая сходу стала бестселлером. Назвали эту колоду "Русский стиль". И соль в том, что именно Костюмированный бал 1903 года стал вдохновителем для авторов. Ибо некоторые из людей бывших там, можно видеть и в колоде.
Давайте перейдем к конкретике.
Естественно нас ныне не очень интересует ни рубашка (оборотная сторона карт), ни сами карты с цифровыми знчениями и Тузы. Рассмотрим лишь Короля, Даму и Валета каждой масти. Итак...
Начнем с червового короля .

Прототипом для него выступил..... Николай II. На балу он был в царском одеянии царя Алексея Михайловича - малинового и белого цвета с золотой вышивкой.

А то, что внешне не похож - пусть Вас никак не смущает. Ибо и не должен быть похож, ибо действующая самодержавная фигура на тот момент. Хотя, как мне кажется, автор эскиза чуть-чуть схитрил и изобразил человека отдаленно напоминающего императора, только другого - Александра III. Но вот хотя бы с этого портрета кисти Н. Шильдера:

А вот червовая дама читается легко. И даже похожа:-))

Дама списана с родной сестры Николая II Великой княгини Ксении Александровны (о которой мельком мы говорили вот тут вот:) Вот ее фото на балу:

Ну а валет червей это сборный образ. В колоде он выглядит так:

Прежде всего, это адъютант великого князя генерал-адмирала Алексея Алекандровича, лейтенант Николай Волков в одеянии боярина 17 столетия:

А кроме него подпоручик лейб-гвардии Преображенского полка Николай Штер в наряде начального человека из жильцов

и корнет лейб-гвардии Конного полка Алексей Тизель в наряде сокольничего.

Пойдем дальше.
Король треф вот такой вот:

Как прообраз, использовался костюм 1647 года в который был облачен адъютант Великого князя, главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа Владимира Александровича есаул граф Михаил Граббе

Дама треф :

Тут почти без вопросов изображена Великая княгиня Елизавета Федоровна, старшая сестра императрицы и супруга великого князя Сергея Александровича, облачившаяся в княжеский наряд XVII века. О ней более подробно мы с Вами говорили вот тут вот:

Валет треф

Тут за основу взят великий князь Михаил Александрович, младший брат царя, в полевом наряде царевича XVII века:

Пойдем дальше...
Бубновый король

Скорее всего за основу взяли образ действительного статского советника, в должности шталмейстера высочайшего Двора Николая Гартунга (фон Гартонга) и его костюма боярина XVII века

Дама бубей

Тут опять сборная солянка. Основа взята из образа графини Александры Толстой, фрейлины Их Императорских Величеств Государынь Императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, в костюме боярышни.

Но также еще и княгиня Вера Кудашева, урожденная графиня Нирод:

и еще Александра Дурново:

Бубовый валет:

Это Великий князь Андрей Владимирович в праздничном одеянии сокольничего.

Ну и наконец пики.
Пиковый король

Это скорее всего.... Иван IV Васильевич, прозванный Грозным. Списан образ с картины А. Литовченко "Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею". Странно, но видимо все именно так.

Дама пик

Зинаида Николаевна Юсупова графиня Сумарокова-Эльстон, представшая на балу в костюме боярыни.


Ну и, наконец, пиковый валет

Это, скорее всего, штабс-ротмистр, командир эскадрона Кавалергардского полка, адъютант великого князя Николая Михайловича Александр Николаевич Безак в костюме боярина XVII века.

Вот такая вот любопытная колода.
Надеюсь, Вам было интересно:-))


Окунемся немного в историю российских игральных карт. А поможет нам в этом, как ни странно один интернет-магазин, который продает в числе прочего репринты старинных карт. Это абсолютно новые карты, но выпущенные по эскизам когда-то выпускавшихся. Ссылка на сайт в конце поста.

Первые игральные карты в России появились во времена правления Федора Иоанновича. Но до Петра I все карты были исключительно привозными. И вообще считались большим грехом. При царе реформаторе отношение к карточным играм (как и к алкоголю, табакокурению, кофе и т.д.) меняется. Даже начинается их производство в Москве. Но больших масштабов оно достигло гораздо позже, при Александре I, который монополизировал производство игральных карт. Это приносило немалый доход, который направлялся на содержание ведомства императрицы, опекавшего детей-сирот.

РУССКИЙ ТАРОК

С последней четверти XVIII века в России среди карточных игр впервые упоминается тарок. Для игры в тарок используется весьма специфическая колода из 78 листов, включающая 22 особые номерованные карты, именуемые Старшими Арканами. Колода для тарока стала одной из первых, изготовлявшихся в карточных цехах Александровской мануфактуры. О необходимости выпускать тарокковые карты было особо упомянуто в специальном положении 1819 года при заведении Карточной фабрики. Тарокковая колода в 30-е - 40-е годы XIX века была самой дорогой в сортаменте Карточной фабрики и стоила 70 копеек (8 рублей 40 копеек за дюжину колод). Производство русских тарокковых карт продолжалось по крайней мере до 1855 года, когда они в последний раз упоминаются в «Таблице цен различных сортов карт» Карточной фабрики.


РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ 1798 ГОДА

Производились на русских откупных карточных мануфактурах.

РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ 1815 ГОДА

ДЛЯ ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО

Карты выпускались Императорской Карточной фабрикой специально для присоединённых к России в начале XIX века польских губерний и именовались «Карты, выделываемые для царства Польского». Важнейшими отличиями этих карт являются рисунки карточных мастей немецкого типа, а также иной состав карточных фигур, в котором отсутствуют дамы, но имеются, помимо короля, ещё две «мужские» персоны - вышник и нижник (применительно к русским картам это были как бы валет старший и валет младший).

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ РОССИИ

Географические карты придуманы и составлены К. М. Грибановым в 1830 году. Это - первый самостоятельный образец карт, изданных на Карточной фабрике при Александровской мануфактуре в Санкт-Петербурге. Колода Константина Грибанова состоит из 60 карт, хотя стандартная полная колода имеет 52 карты. Это объясняется тем, что автор преследовал цель создать тематическую географическую колоду с изображением всех административно-территориальных единиц Российской империи. В 1830 году таких единиц было 60. На лицевой стороне каждой карты, разбитой на четыре части, показана карта игральная, губернский герб, местный костюм и список городов губернии. Еще одной особенностью этих карт является ее «рубашка» (обратная сторона) — на каждой карте она своя и представляет из себя географическую карту административной единицы с указанием расстояния до Санкт-Петербурга и Москвы

РУССКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ 1850 ГОДА

Очень редкая русская колода, выпускавшаяся на Императорской Карточной фабрике.

ЭСКИЗЫ А.Е.БЕЙДЕМАНА

В начале 1860-х годов академик исторической живописи Бейдеман был привлечён к созданию проектов новых игральных карт. Талантливый рисовальщик и иллюстратор, Бейдеман в рисунках этой колоды показал классические литературные типы. Колода никогда не издавалась.

Бейдеман также был мастером юмористических композиций, что заметно и в рисунках этой колоды. По рисункам был сделан пробный оттиск, но колода никогда не издавалась.

ОХОТНИЧЬИ КАРТЫ

Колода карт была создана в 1860 году придворным живописцем русского императора Александра II Михаем Зичи. На всех картах изображены сцены императорской охоты и миниатюрные изображения стандартных игральных карт. Колода предназначалась для Карточной фабрики, но издана не была.

ДОРОЖНЫЕ

Колода, выпускавшаяся на Императорской карточной фабрике в 1860-х годах. Художник А.И.Шарлемань.

НОВЫЕ ФИГУРЫ

Одна из колод карт, подготовленная в 1862 году академиком А.И.Шарлеманем по заказу Карточной фабрики.

ГЛАЗЕТНЫЕ

Колода, выпущенная Императорской Карточной фабрикой в 1870 году.

2 СОРТ

Колода, также выпущенная в 1870 году.

1 СОРТ

Колода, выпущенная Императорской Карточной фабрикой в 1875 году. Качество прорисовки действительно выше, чем у 2 сорта.

ПОЛЬСКИЕ

Колода изготавливалась Императорской Карточной фабрикой с 1881 года. Эти карты представляли собой собрание изображений настолько разнородных и необычных, что в последующие годы это стало поводом к появлению у неё различных названий. В России эта колода называлась «Фигурная», в Германии Zirkuskarte (Цирковые карты), в Италии «Trappola» - по старинной карточной игре, для которой нужна специальная колода в 36 листов.

ВЫСШИЙ СОРТ

Колода, выпущенная на Императорской Карточной фабрике в 1897 году. Художник Каразин.

М.О.МИКЕШИН. ЭСКИЗ ИГРАЛЬНЫХ КАРТ

Проект игральных карт для Императорской Карточной фабрики известного русского скульптора и художника М.О. Микешина срздан в 1890 году. Проект сделан «в русском вкусе», весьма модном в то время, и включает эскизы половинок 12 фигурных карт, то есть все фигуры обычной карточной колоды, выполненные в виде персонажей русских сказок. Проект колоды демонстрировался на Всероссийской выставке печатного дела, проходившей в 1895 году в Санкт-Петербурге, и получил там весьма лестные отклики. Но в тираж карты так и не пошли по причине «тяжеловесности и отсутствия свободы стиля», как написано в «Истории русского искусства» под редакцией И. Грабаря.

РУССКИЙ СТИЛЬ

Колода "Русский стиль" относится к числу самых удачных карточных проектов в России. Неоднократные попытки создать колоды в русском национальном духе до этого были неудачны. В основу рисунков этой колоды были взяты костюмы участников знаменитого "Исторического" бала, прошедшего в Кремле в январе 1903 года. Присутствующие были одеты в русские костюмы 17 века, а император Николай II был в костюме царя Алексея Михайловича.

НОВЫЙ СТИЛЬ

Впервые колода с этими рисунками была выпущена в 1911 году по названием "Новый стиль". При переиздании в 1935 году в прейскурантах Государственной карточной монополии это название сохранилось. В послевоенное время с 1964 года колода выпускалась под названием "Преферансные" и состояла из 32 листов.

ФАНСИ

Колода была выпущена в 1910 году. Рисунки были созданы художником известной немецкой карточной фабрики Дондорф и были весьма похожи на рисунки колоды "Mittelalter".

РОКОКО

Оригинал колоды выпущен в 1911 году. В 1930-х годах был разработан и выпускался экспортный вариант колоды - с латинскими индексами, посеребрённым срезом. В послевоенный период рисунок карт долгое время использовался для пасьянсных колод уменьшенного размера.

ИСТОРИЧЕСКИЕ

Колода игральных карт, впервые изданной Императорской карточной фабрикой в 1911 году под названием "Исторические". Повторно колода начала выпускаться в 1930 году, в том числе и в экспортном варианте - с латинскими индексами. Фигурные карты показывают представителей древних цивилизаций - египетской, ассирийской, греческой и норманнской.

Продам Карты игральные cувенирные "РУССКИЙ СТИЛЬ", А-1-36, 1 колода, 36 карт, французская система мастей, 1993 г.
Арт. 3С4-02424448. Карты детства.
Комбинат Цветной Печати, Санкт-Петербург (10 лет как упразднен). Уже история, раритет. И, наверное, уже антиквариат. ОСОБАЯ ЦЕННОСТЬ ЭТОГО Выпуска (для коллекционеров): изображение на коробке дамы♣ из Славянского стиля, а не из родного.
Абсолютно новые, в идеале, не распакованные!
ЦЕНА: 1.59 т.р. за новую, упакованную колоду.
При покупке атласных карт цена колоды: 1250 р. (2 т.р. сувен.+атласн.)
С ГОДАМИ ЦЕНА ВЫРАСТЕТ В РАЗЫ!
Подарок коллекционеру старины; филокартисту, художнику, искусствоведу, букинисту, иностранцу, фокуснику, дизайнеру, себе:); человеку, интересующемуся историей, в том числе историей стилей, историей костюма, историей моды, а также любому, чье детство или юность прошли в СССР.
В продаже есть еще Карты игральные атласные, 1993 - 900 р.
ГДЕ: м. Нахим. просп., м. Каховка, м. Текстильщики, Новая Трехгорка, Сколково.
ЗВОНИТЕ, ПИШИТЕ!
Прототипами королей и дам колоды "РУССКИЙ СТИЛЬ" стали участники последнего костюмированного бала при дворе Романовых в 1903. Так, прототип красавицы трефовой дамы – княгиня Елизавета Федоровна (а Вы не были в нее влюблены в детстве? ;-), а прототип Червовой дамы – княгиня Ксения Александровна.
Все 390 гостей императорского бала были наряжены в придворных всех мастей, бояр и боярынь, стрельцов и горожанок, воевод и крестьянок допетровской эпохи XVII в. Роскошный праздник в Зимнем дворце СПб вошел в историю как самый известный и грандиозный бал времен Николая II и как ПОСЛЕДНИЙ придворный БАЛ императорской России. Эскизы костюмов разработал художник С. Соломко, известный тогда автор открыток на темы русской старины. А сшили их лучшие портные. Фотографы запечатлели всех участников, благодаря чему и появилась возможность воссоздать образы в этих картах.
Эскизы для карт были разработаны на Фабрике карточных игр фирмы Дондорф (Франкфурт-на-Майне) в 1911. Одежда выполнена в стиле XVII в.; тузы - изображения щитов, окружённых древнерусским оружием и доспехами. Карты были отпечатаны в СПб на Александровской мануфактуре, выход приурочен к празднованию 300-летия дома Романовых. Сборы от продажи карт уходили в пользу Императорского воспитательного дома, где могли воспитываться и незаконнорожденные дети великих князей.
После революции Мануфактура была закрыта на несколько лет. В 1923 фабрика снова стала выпускать карты по дореволюционным эскизам. Перерисовал колоду Русский стиль для офсетной печати художник Ю. Иванов. В 70-е весь СССР играл в эти карты, не задумываясь, что перед ним великие князья и княгини из рода Романовых! В СССР карты часто использовали в целях пропаганды – печатали «Антирелигиозные карты», «Карты народностей СССР», «Антифашистские карты» и т.д. Но ни одни не смогли конкурировать с «Русским стилем».
Такая увлекательная история сопровождает продаваемую колоду карт, ею можно блеснуть за партией-другой с друзьями:-).
В ИЗБРАННОЕ!

Эту колоду карт можно по праву назвать классической не только потому, что ее видел и держал в руках практически каждый русский человек.

Игральные карты или даже карты для пасьянсов с изображением фигур гораздо ближе русскому человеку, чем вы могли бы подумать. Швейцарская, французская или немецкая колода, например, довольно сильно отличается внешне, и сейчас вы скорее встретите обычные рисованные карты. Но эта колода была практически в каждом доме.

Привычные глазу короли, дамы и валеты - это люди, которые существовали на самом деле! Мало того, они действительно были королями и дамами.

На самом деле на картах запечатлены члены царской семьи, которые однажды собрались на костюмированный бал-маскарад. Это был один из последних роскошных балов - вскоре империя пала под натиском революции, однако память о торжестве сохранилась вот таким чудесным образом!

Императорский бал состоялся в 1903 году в Петербурге, а дресс-кодом стала эпоха XVII века. Знатные особы нарядились в роскошные стилизованные костюмы, а фотографы всё это запечатлели. Карточные изображения точно повторяют образы гостей.

Следует отметить, что гостей собралось 390 человек и все они были наряжены в стиле придворных всех мастей, бояр и боярынь, стрельцов и горожанок, воевод и крестьянок допетровской Руси. Эскизы костюмов разработал художник Сергей Соломко, а сшили их лучшие портные Российской империи.

Самое интересное, что колоду карт «Русский стиль» отпечатали и выпустили к 300-летию дома Романовых на Александровской мануфактуре. После революции ее закрыли, а чуть позже фабрика снова возобновила работу и продолжила выпускать карты по дореволюционным эскизам. Позже колоду для офсетной печати адаптировал советский художник Юрий Иванов.

Удивительно, что именно эта колода стала в бывшем СССР самой популярной - никакие другие не смогли с ней конкурировать, хотя были и антирелигиозные, антифашистские и многие другие. Кроме прочего, оказывается, все мы знаем, что собою являет «Русский стиль».

Карточные масти. Версии происхождения

Как таковой, «официальной» версии происхождения карточных мастей не существует. Есть несколько гипотез.

Согласно одной из них, карты изобрели китайцы. Согласно другой, египетские жрецы нарисовали 78 табличек, - карт Таро. На 56 табличках (так называемые «Младшие Арканы») были нарисованы современные карты (где ещё четыре достоинства?! прим.вред.) и ещё 22 таблички («Старшие Арканы») составляли карты Таро. Гипотезу озвучил в 1785 г. оккультист из Франции Эттейла, а продолжили её продвигать англиканцы Кроули и Мэзерс, француцы Леви и доктор магии Папюс.

Согласно ещё одной, у Карла 6-го (больного шизофренией) был шут Жак Грингонер, который в 1392-м году развлекал короля колодой из 32-х карт: без дам.

Ещё одна гипотеза гласит, что в индии на картах многорукий Шива, в своих руках держал жезл, кубок, монету и меч. Точно также рисовались масти и в итальянских карточных колодах.

У германцев до сих пор масти называются копья, цветы, квадраты и сердца. Ещё встречаются листья, жёлуди, колокола и сердца.

Черва, бубна, креста и пика. По-английски черви - hearts, сердца. Бубны diamonds, диаманты. Трефы (кресты) - clubs, клубни. Пики так и будут - spades.

Карточные масти и кресты на храмах

Обратим внимание на кресты православных церквей:

На старых крестах, не новоделах, сделанных до революции 1917-го года, в оформлении орнамента присутствуют и чётко выделяются карточные масти.

Один из вариантов смыслового прочтения - согласно принципу вложенности. «Окончание» луча на кресте выполнено в стиле червовой либо пиковой масти. На каждом луче одного креста, может располагаться более мелкий «крестик» из какой-нибудь из этих двух мастей. И этот мелкий «крестик» сливается в масть бубен (см. рисунок).

Издалека весь узор креста сливается собственно в крестовую масть.

Исходя из такого расположения элементов креста можно сделать вывод, что чёрный (пика) и/или червоный (черва) элементы являются составными частями более крупного червоного элемента (бубен), который, в свою очередь, является составным элементом более крупного чёрного ансамбля - треф, собственно креста.

Некоторые исследователи, например, утверждают, что, на самом деле, масти символизируют миры в древних ведических верованиях бытовавших на Руси и доживших в таком виде до наших времён. Это миры яви, нави, слави и прави. По мнению исследователя, явь - это пик, славь - бубен, навь - треф, правь - черви. Мир яви - это наш явный мир. Миры нави и слави - тёмный и светлый потусторонние миры. И, наконец, мир прави - высший божественный мир.