» »

Определения термина «игра» в истории педагогики и психологии. Понятие игры Что такое игра понятие игры

16.04.2024

Понятие «игра» включает в себя огромный спектр представ­лений, и разные авторы по-своему подходят к трактовке этого определения.

Так, например, согласно Д. Г. Миду игра - это процесс, в ко­тором ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки и учится исполнять определенные роли.

Н.Д. Ушинский отмечает, что «игра - развитие души», а Л.С. Выготский охарактеризовал игру как первую школу воспи­тания ребенка, как арифметику социальных отношений. Есть оригинальные формулировки термина «игра». X. Хогленд считает, что «понимание атома - это детская игра по сравнению с пони­манием детской игры». Нельзя не согласиться и с мнением Ж. Колларитса о том, что: «точное определение игры невозмож­но, всякие поиски таких определений должны быть квалифици­рованы как «научные игры» самих авторов .

Исследования теории игры начались еще во второй половине XIX века, и самыми значительными, на наш взгляд, являются работы К. Гросса, Г. Спенсера, Ф. Бойтендака, Е.Л. Покровского, Ф. Шиллера, Ф. Фребеля, К. Бюлера и многих других.

К. Гросс в работах создает теорию возникновения игры как упражнения, тренинга навыков, необходимых человеку для жиз­необеспечения.

Теория Г. Спенсера основывается на том, что появление иг­ры связано с «избытком сил», которые человек не растрачивает в процессе своей жизнедеятельности. Это противоречие опровер­гается мнением немецкого психолога М. Лацорса, который при­шел к выводу о том, что для того, чтобы восстановить свои силы, затраченные в процессе трудовой деятельности, человек играет.

Многие советские ученые в 20-30-е годы также занимались разработкой теории игры, как важнейшего средства всесторонне-


го развития и воспитания человека. Но научные исследования в основном ориентировались на изучение игры как метода само­образования.

Если обратиться к расшифровке понятия «игра», то русский энциклопедический словарь 1877 года относит к играм хорово­ды, спортивные состязания, бои гладиаторов, конские ристалища и даже демонстрации зверей в цирке.

В Большой энциклопедии под редакцией С. Южакова (1902 г.) понятие игра определяется как занятие, не имеющее практиче­ской цели и служащее для развлечения или забавы, а также при­менения на практике некоторых искусств.

Наиболее подробное определение понятию «игра» дает В.И. Даль в своем Толковом словаре живого великорусского языка. «Игра... то, чем играют и во что играют: забава, установ­ленная по направлениям, и вещи, для того служащие» .

Современные подходы к понятию «игра» рассматриваются в работах Э. Берна, И. Хейзинга, А. Леонтьева, Д. Эльконина, И. Кона, С. Шмакова, П. Ершова.

Создатели теории психоанализа определяют три основных мотива, которые приводят человека к игре. Первым является влечение к повторению, тем самым опосредованно солидаризи­руясь с теорией упражнений К. Гросса. Вторым - влечение к ос­вобождению, снятию препятствий, сковывающих свободу, ука­зывая на психологически-индивидуальный характер потребности в игре. И третьим определяется влечение к слиянию с общно­стью и окружающим миром.

В опубликованном издании «Потребности человека» П.М. Ершова, вышедшем в 1990 году, автор предлагает рассмат­ривать игру как одну из трансформаций потребности, присущей всем высшим животным и человеку - потребности в вооружен­ности (вспомогательные потребности в накоплении и совершен­ствовании средств удовлетворения своих потребностей.

А.Н. Леонтьев считает, что игра - свобода личности в вооб­ражении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов». Но как бы различные авторы ни трактовали термин «игра», она всегда являлась одной из ведущих форм развития психических функций человека и способом реального познания мира. Игра -


это вид деятельности, возникающий на определенном этапе он­тогенеза и направленный на воссоздание и усвоение обществен­ного опыта, в котором складывается и совершенствуется само­управление поведением.

Попытка вывести свое определение в большом разнообразии понятий «игра», сделанная учеными XIX-XX века, считается на­ми нецелесообразной, так как может просто пополнить термино­логический ряд. Однако мы остановимся на ряде положений, очерчивающих границы этого явления (по Т.С. Бибарцевой):

Игра есть определенное действие: физическое, эмоцио­нальное, интеллектуальное, социальное или какое-либо другое;

Игра инициируется внутренней потребностью в чем-либо: отдыхе, обучении и так далее, но без энергетической заря-женности мотивационной сферы игра не может состояться;

Игра является не только «школой» общения, но и школой взаимодействия между конкретными игроками;

Игра - необязательное и своего рода безответственное занятие, поскольку оно осуществляется всегда не в реальной, а в условной нарочито-вымышленной ситуации .

С термином «игра» тесно взаимосвязан термин «игровая деятельность». В человеческой практике игровая деятельность занимает ведущее место, особенно в детском возрасте, и ей при­сущи такие функции, как: развлекательная, социокультурная, ди­агностическая, коррекционная, коммуникативная, социализирую­щая, воспитательная, познавательная, самореализации, игроте-рапевтическая. Последняя из вышеназванных играет немаловаж­ное значение, так как способствует преодолению различных труд­ностей, возникающих в других видах жизнедеятельности человека.

Учитывая то, что игровая деятельность всегда является доб­ровольной и включает элементы соревнования и возможности самореализации, к структуре игры как деятельности относят по­становку и реализацию цели, планирование, анализ результатов. Игровая деятельность является важным средством овладения различными жизненными ситуациями. В процессе игры не толь­ко реализуются и стимулируются способности человека, но и активизируется сознание, раскрепощается подсознание. Именно игровая деятельность способствует быстрому усвоению и закре-


плению информации, используемой в игре. Не случайно в по­следнее время популярными стали ролевые и деловые игры, ис­пользуемые в учебном процессе.

Таким образом, к основным характеристикам игровой дея­тельности можно отнести: доступность, активность, прогрес­сивность, состязательность, эмоциональную приподнятость, адаптивность, импровизационность. добровольность, креатив­ность, удовольствие.

1. ЭлъконшД.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

2. Даль В.И. Толковый словарь: В 4 т. Т.2. М: Русский язык, 1989. 779 с.

3. Бибарцева Т.С. Учебно-игровой тренинг специалистов социо-культур-ной сферы: Учеб. пособие. СПб., 1999. 64 с.

Энциклопедия игр

Ольга Викторовна Белякова

Предисловие

Игра – это, пожалуй, самое интересное в мире занятие. Принято считать, что это понятие относится к детскому периоду жизни человека. Но это не так. Достаточно вспомнить несколько распространенных выражений «взрослого» языка. Например, «играть на бирже», «поднимать тяжести играючи», «игривый характер», «играть чувствами» и т. д. Кроме того, существует множество «взрослых» игр. К ним можно отнести различные викторины и интеллектуальные игры, которые в изобилии присутствуют на телеэкранах. Существуют компьютерные игры, рассчитанные не только на детей, но и на взрослых игроков. Некоторые люди объединяются в команды, чтобы принять участие в ролевых играх в стиле фэнтези или повторяющих какое‑либо историческое событие. И, конечно, не стоит забывать о разнообразных спортивных играх и состязаниях.

Игра – это разновидность физической и интеллектуальной деятельности, которая лишена прямой практической цели, но предоставляет человеку возможность самореализации.

Игра не только развлекает человека, дарит ему радость и веселье, но и развивает его. С раннего детства родители покупают своему ребенку разные игрушки. Это могут быть и погремушки, и маленькие мячики, которые ребенок пытается схватить, разные разноцветные вертушки, которые заставляют ребенка смотреть на них и радоваться красоте блестящих цветочков.

Посредством игры человек уже с малых лет начинает воспринимать этот мир: слышать его, осязать, смотреть. Наверное, сам ребенок еще не представляет, что с игры начинается его развитие, его становление в этом мире, для него игра – это радость, приятное и беспечное времяпрепровождение. Те же чувства, что и ребенок, испытывает взрослый человек. Но только играет он значительно реже, за исключением таких случаев, когда игра становится профессией (спортсмены, букмекеры, шоумены и т. д.) (рис. 1).

Рис. 1. Играющий ребенок

Существует множество видов игр. Среди них можно выделить спортивные, настольные, командные, индивидуальные, уличные, логические, азартные, интеллектуальные, деловые, компьютерные, ролевые и т. д.

С точки зрения психологии развития игра – это деятельность человека в условных ситуациях, которые моделируют реальные. В игре нередко воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, овладение которыми обеспечивает приобщение к культуре и жизни в обществе. Психологи отмечают важность игры для познания предметной и социальной действительности, интеллектуального, профессионального, эмоционально‑волевого и нравственного становления и развития личности. Таким образом, можно сказать, что игра направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта.



Изучением игры занимаются такие науки, как психология, философия, этнография, культурология, педагогика, теория спорта, военного дела, управления и др.

Основной момент игры – это мнимая ситуация. В игре, руководствуясь этой мнимой ситуацией, человек начинает действовать по заранее определенным правилам. Часто оговаривается даже план игровых действий (рис. 2).

Рис. 2. Создание мнимой ситуации

    «Игра всегда является как будто формой того или иного серьезного поведения; она является "разыгрыванием" серьезной жизни человека, ее, так сказать, представлением» (Д. Н. Узнадзе);

    «Под игрой понимаются действия, лишенные практической цели, а только воспроизводящие, имитирующие определенные практические действия» (Л. Б. Ительсон);

    «Игра, термин, обозначающий широкий круг деятельности животных и человека, противопоставляемой обычно утилитарно практической деятельности и характеризующийся переживанием удовольствия от деятельности» (Философский энциклопедический словарь);

    «Игра - один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. И. служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей» (Г. М. Коджаспирова).

    «Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, зафиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах культуры и науки» (Психологический словарь \ Под ред. А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского, 1990).

    «Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» (Г.К. Селевко).

    «Игра - это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его игровую деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности» (В.С. Селиванов).

2.3. Признаки игровой деятельности

(по материалам книги О.С. Газмана «Неклассическое воспитание:

…В фундаментальном исследовании игры француз­ского философа Роже Кайуа дается достаточно целостная картина этого феномена, включающая как объективные, так и субъек­тивные ее характеристики. В книге «Игры и люди» Кайуа дает следующие признаки, объединяющие все виды деятельности, обозначаемые словом «игра». Это деятельность:

    Свободная: игрок не может быть к ней принужден, иначе игра тут же потеряет свою привлекательность;

    Обособленная: она ограничена точными временными и пространственными, заранее определенными границами;

    Неопределенная: ее развитие и результат нельзя заранее предвидеть; у игрока всегда есть инициатива и определенная свобода проявить находчивость;

    Непродуктивная: не создает ни продукта общественно ценного, ни материальных благ, ни каких-либо новых элементов, кроме перераспределения собственности (имеется в виду игровой - О. Г.) внутри группы игроков; в конце игры ситуация идентична начальной;

    Регламентированная: подчиняется условиям, отменяющим обычные законы и временно вводящая новую, един­ственно имеющую силу закономерность. (В этой связи Кайюа делает любопытный комментарий: «В этом ограниченном игрой пространстве и отведенном времени путаные и сложные законы обычной жизни заменяют на точные, понятные придуманные правила, которые надо воспринимать такими, какие они есть, и которые обеспе­чивают правильное течение игры. Обманщик, если и нарушает правила, все равно делает вид, что их соблюдает. Поэтому надо отдать справедливость авторам, подчерки­вающим, что нарушение правил не губит игру. Обманщик не ставит под сомнение правило, он лишь злоупотребляет лояльностью других игроков. Настоящим же разрушителем игры становится тот, кто ее отрицает, видит абсурдность в условности правил...»);

    Иллюзорная: сопровождается специфическим ощуще­нием какой-то второстепенной реальности или полной нереальности по отношению к повседневной жизни.

Все авторы, пытавшиеся обозначить признаки игры, а тем более дать ее дефиницию, сталкиваются с одной и той же трудностью. Любой признак, взятый отдельно, сам по себе может быть отнесен не только к игровым явлениям. Скажем, мальчик свободно и добровольно берет у мамы тяжелую сум­ку, чтобы ей помочь. Свобода и добровольность есть. А игры может не быть.

…Разорвать этот круг противоречий не представляется возможным, если смотреть на игру одновременно с нескольких позиций: историка, философа, психолога, самого ребенка. Надо выбрать какую-то одну точку отсчета. Таковой, на наш взгляд, является психологическая доминанта игры: взгляд на нее с позиций самого играющего (субъекта деятельности).

Возьмем пример: мы видим двух мальчиков, бегущих друг за другом. Можно предположить, что они спешат на электричку или в кино, но один сильнее и поэтому бежит быстрее. Можно допустить, что один догоняет другого, чтобы его ударить, подраться. Но можно предположить, что дети играют в «догонялки» или устроили игру «кто быстрее добежит». Выявить, что же на самом деле происходит, можно лишь одним способом: определить психическое состояние человека, которое, конечно, связано с его намерением. В каком состоянии мальчик бежит? В состоянии агрессивного аффекта, характерного для драки, деловой озабоченности («чтобы не опоздать») или веселого напряжения, которое побуждается игрой?

Таким образом, доминантной характеристикой игры мы считаем психическое состояние субъекта игры, которое мы обозначаем как игровое состояние. Игровое состояние представляет собой сложный комплекс переживаний, которые испытывает всякий играющий. Различные типы игры и различ­ные стадии дают этому состоянию свои особые эмоциональ­ные оттенки, выдвигают свои составляющие его доминанты.

С той или иной мерой приближения к истине игровое состояние в различных играх и на различных стадиях игры можно было бы описать в таких выражениях, как «радость условности», «увлеченность отвлеченностью», «предвкушение неожиданности», «веселая озабоченность», «наслаждение импровизацией», «напряженная активность», «приятная сосредоточенность», «легальная симуляция», «азарт испытания», «коммуникативный энтузиазм». Иначе говоря, игровое состояние есть ожидание или сам процесс удовольствия от физической, умственной или соци­альной активности, проявляемой в свободной творческой атмосфере условности, игровой дисциплины, юмора или со­ревнования.

Суммируя признаки игры, называемые ведущими специалистами в этой области, можно сказать, что детские игры - это, во-первых, занятия субъективно значимые, приятные, самостоятельные, активные и добровольные (необязатель­ные). Во-вторых, имеющие аналог в реальной действитель­ности, но отличающиеся своей неутилитарностью и небуквальностью воспроизведения. В-третьих, возникающие спонтанно или создаваемые искусственно для развития каких-либо функций организма или качеств личности, за­крепления достижений или снятия напряжения.

Игра – сложный социокультурный феномен, неотъемлемая жизнь человека, сопровождающая его от рождения до последних дней, отмечают многие исследователи в области разных наук о человеке (Н.П. Аникеева, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).

Что такое игра? Определений содержания понятия “игра”, “игровая деятельность” очень много.

Словарь русского языка слово игра определяет как “деятельность, занятие детей, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечения”.

Что такое “игра” с психолого-педагогической точки зрения? Откроем Российскую педагогическую энциклопедию: “Игра – это один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними... одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания”.

Игра рассматривается как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

С давних пор игра является важнейшей частью жизни человека. Вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных.

Зигмунд Фрейд в своей психоаналитической теории сформулировал взгляды на игру как на деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения), а следовательно, имеющую постоянный, вне исторический характер. В той или иной степени его теория оказала влияние на многих психологов (Коффка К., Левин К., Пиаже Ж. и др.). Она и в настоящее время достаточно широко распространена. По мнению Т.А. Куликовой, несостоятельность таких взглядов подтверждают детские игры, которые различаются по своему содержанию не только в зависимости от исторической эпохи, но и у живущих в одно время, но в разных культурных, экономических, географических условиях.

В начале XX века у исследователей не было единодушия в решении вопроса о том, что является первичным в истории человечества – труд или игра. Высказывались предположения, что игра возникла раньше труда. Впервые с противоположным утверждением, что “игра – это дитя труда”, выступил немецкий психолог и философ В. Вундт, а в дальнейшем эту точку зрения развил русский философ Г.В. Плеханов в работе “Письма без адреса”. Он обратился к детским играм, рассматривая происхождение искусства. Анализ содержания игр детей разных народов (в основном первобытных) дал ему возможность утверждать, что в истории человечества игра, как и искусство, возникла после труда и на его основе. В игре находит свое отражение трудовая деятельность людей. Желание вновь пережить чувства, испытанные в той или иной деятельности от проявленной в труде ловкости, смекалки, силы, побуждали первобытного человека к обрядовым играм, танцам, песням. Таким образом, Г.В. Плеханов пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе на основе труда.

В жизни отдельного человека игра, по мнению Г.В. Плеханова, предшествовала труду. В этом заключается социальное назначение игры: она служит средством передачи “культурных приобретений из рода в род”, готовит детей к труду.

Мысли Г.В. Плеханова получили развитие в трудах новых поколений ученых, которых волновал вопрос: всегда ли существовала игровая деятельность, предваряя в жизни ребенка последующую трудовую деятельность?

Д.Б. Эльконин выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры. Он считал, что на заре существования человечества детской игры не было. В силу примитивности самого труда и необходимых для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых (сбор плодов, кореньев, ловля рыбы и т.д.).

Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, земледелию привели к изменению положения ребенка в обществе: он уже не мог принимать непосредственного участия в работе взрослых, поскольку она требовала знаний, умений, сноровки и т.д. Взрослые стали изготавливать игрушки для упражнения детей в трудовых действиях (лук, копье, аркан и т.д.). Возникли игры-упражнения, в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками в использовании орудий труда, так как игрушки были их моделями.

Затем, как отмечает Д.Б. Эльконин, с возникновением различных ремесел, развитием техники и сложных орудий труда игрушки перестали быть моделями последних. Они напоминали орудия труда внешним видом, а не функциями. Другими словами, игрушки стали образами орудий труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях было нельзя, но можно было их изображать. Возникает ролевая игра, в которой находит удовлетворение, свойственное маленькому ребенку, стремление к активному участию в жизни взрослых. Поскольку такое участие в реальной жизни невозможно, ребенок в воображаемой ситуации воспроизводит действия, поведение, взаимоотношения взрослых. Следовательно, ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врожденных инстинктов, а в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые в свою очередь способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровых техник, которые передаются из поколения в поколение, превращая игру в часть культуры общества.

Таким образом, современные отечественные психолого-педагогические научные представления об игре базируются на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

Исследования психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.); педагогов (М.Я. Басова, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского и др.), показали, что игра социальна по своим мотивам, происхождению, содержанию, структуре, функциям.

К.Д. Ушинский в своей работе “Человек как предмет воспитания” определил игру как “посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира”. Детские игры, по его мнению, отражают окружающую социальную среду.

Как показывают исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. Таким образом, игра становится средством выделения и моделирования, воссоздания в специально созданных условиях отношений между людьми, следовательно, начинает служить усвоению социального опыта.

Игра, как отмечают исследователи, социальна также и по средствам отображения окружающей действительности, и по способам осуществления. Игровая деятельность, как показано В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко, Д.В. Менджерицкой, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Осваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Так, игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Таким образом, игра как ведущая деятельность дошкольника имеет чрезвычайно большое значение в психическом развитии ребенка. Игра всегда выступала предметом пристального внимания педагогов и психологов. Ведущими психологами, теоретиками в области детской игры являются Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. В педагогике теория игры активно рассматривалась К.Д. Ушинским, Р.И. Жуковской, Т.Е. Конниковой, Д.В. Менджерицкой, Т.А. Марковой, Н. Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, С.А. Шмакова и др. Значение и пути развития разных видов игр рассматривались В.Н. Аванесовой, Н. В. Артемовой, З.М.Богуславской, Н.Я. Михайленко, Е.Н. Радиной, И.Сорокиной и др. Значение игры в художественном воспитании описаны Н. А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной и др. В зарубежной психологии и педагогике особенности игры раскрывали Э. Берн, Д. Дьюи, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Фромм, И. Хейнзорге. В их трудах обоснованы различные концепции понимания сущности игры как деятельности, ее роль в онтогенезе личности, в процессах социализации – усвоении и использовании человеком общественного опыта.

Определение 1

Игра в педагогике – это важная составляющая в организации обучения и досуга людей разных возрастов.

Игровая педагогика – это раздел педагогики, в котором центральное место при педагогического процесса отводится играм.

Функции и понятие игры в педагогике

Педагогическая игра выполняет следующие функции:

  • Развлекательную – игра создает благоприятную атмосферу в ходе обучения, при этом изучаемый материал воспринимается с большим увлечением;
  • Обучающую – игра помогает в развитии общих учебных умений и навыков;
  • Коммуникативную – в игре дети и взрослые объединяются друг с другом, что позволяет наладить эмоциональный контакт и сформировать навыки общения;
  • Компенсаторную – в процессе игры создаются условия, удовлетворяющие личностные установки, которые трудно выполнить в реальности;
  • Релаксационную – игра снимает эмоциональное и физическое напряжение, вызванное нагрузками учебной или трудовой деятельности;
  • Самовыражение – позволяет в игровом процессе реализовать творческие способности, наилучшим образом раскрыть собственный потенциал.
Замечание 1

Игрой называется основной вид деятельности детей, в частности, это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по их инициативе.

Мотив игры – это сам процесс, а не результат. Ребенок воспринимает игру как средство самореализации и самовыражения.

Какие существуют виды игр

В современной литературе определено несколько классификаций игр. По содержанию и особенностям, игры бывают:

  • Театрализованные – такие игры предполагают наличие зрителей (это могут быть сверстники, младшие дети, родители). В процессе театральной игровой постановки формируются умения с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жестов), точного воспроизведения идей художественного произведения и авторских текстов. Это сложный вид игры, поэтому участие взрослых здесь необходимо.
  • Сюжетно-ролевые игры в педагогике – это развлечения, которые организуются самими детьми под присмотром взрослых. Сюжетно-ролевые игры основываются на детской самодеятельности. Иногда их еще называют творческими, поскольку в самом разгаре развлечения происходит не копирка действий, а творческое осмысление, воспроизведение в воплощенном образе, игровых мотивах.
  • Строительные – это разновидность сюжетно-ролевых игр. Главная суть строительной игры – соорудить всевозможные постройки, взятые из жизни, и поиграть с ними.
  • Дидактические (подвижные) – игры с правилами, основывающимися на четком программном содержании, дидактической задаче, цели обучения. Такие развлечения направлены на обучение детей способам сравнения и группировки предметов по внешнему признаку, назначению. Подвижные игры выступают средством воспитания сосредоточенности, внимания, координации действий, настойчивости, а также развивают познавательные способности.

Требования к организации игры

Игры организуются в соответствии со следующими требованиями:

  • Соблюдение нравственных норм, основанные на гуманности и общечеловеческих ценностях;
  • Свобода и добровольное участие детей в игре;
  • Соотвествие смысла игровых действий с поведением в реальной ситуации;
  • Понимание правил и сути игры.
Замечание 2

Игры организуют и координируют взрослые. Где необходимо игра приостанавливается, но не подавляется. Важно обеспечить для каждого участника возможность проявления инициативы.

В конце игры проводится ее анализ, после чего можно пересмотреть содержание и правила развлечения.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter