» »

Игровая деятельность детей дошкольного возраста материал (старшая группа) на тему. Методика организации и проведения дидактической игры Самоанализ проведения дидактической игры в средней группе

14.04.2024

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области

Владимирский педагогический колледж

Заочное дошкольное обучение

Контрольная работа

По МДК 02.01 «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста»

На тему: «Организация дидактических игр в средней группе детского сада»

Студентка

Ширинова Е.Н.

Проверил:

Репкика С.Г.

г Владимир 2016 г

План

1. Актуальность выбранной темы

2. Теоретические и методические основы организации дидактических игр с детьми дошкольного возраста

3. Особенности дидактических игр и условия их организации

4. Методика руководства дидактическими играми в средней возрастной группе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

1. Актуальность выбранной темы

Последние годы тесно связаны с социально-экономическими преобразованиями в обществе. На фоне этих событий меняется отношение к воспитанию и обучению. Сегодня, в эпоху компьютеризации, жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее, сложнее. Все чаще от человека требуются не шаблонные, привычные действия, освещенные многовековыми традициями, а подвижность мышления, быстрота ориентировки, творческий подход к решению больших и малых задач.

Организатором и руководителем процесса воспитания и обучения в детских садах является воспитатель. Потребности нынешнего времени требуют от него перестройки в содержании и формах работы с детьми, творческих усилий, поиска новых подходов к каждому ребенку с учетом его уровня развития, особенностей нервной системы и способности к усвоению знаний, активного использования научных достижений в области педагогики и психологии.

Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;

2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое "учиться");

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

Современные условия характеризуются гуманизацией познавательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, дидактические игры.

Эта тема меня заинтересовала, и целью данной контрольной является на основе изучения психолого-педагогической литературы и исходя из собственных наблюдений доказать и подтвердить, что именно дидактическая игра является необходимым и наиболее действенным методом обучения детей.

2. Теоретические и методические основы организации дидактических игр с детьми дошкольного возраста

Значение дидактических игр.

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра -явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Игровые действия составляют основу дидактической игры --без них невозможна сама игра. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через показ действия при раскрытии той или иной роли. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью содержания и воспитательной задачи. Игровые действия --это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, --умственные действия, выраженные в процессах мышления. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. В играх, в которых участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия одинаковы для всех. При разделении детей в игре на группы игровые действия различны. Например, в игре в магазин игровые действия покупателя иные, чем продавца; в играх с загадыванием и отгадыванием загадок игровые действия у детей, которые загадывают загадку и у детей, которые отгадывают, разные. Игровые действия не обязательно следуют одни за другими в какой-то системе, последовательности: они по-разному взаимодействуют, сочетаются, подкрепляются одни другими в процессе развития игры и усвоения познавательного содержания. Их объем также бывает различен: в младших группах это чаще всего повторяющиеся одно-два действия; в старших группах -уже 5--6.Воспитатель не всегда сам раскрывает игровые действия. После постановки игровой задачи он иногда предлагает детям подумать, как играть, что после чего делать и т. д. Педагог как бы привлекает детей к сотрудничеству, проектированию хода игры через игровые действия, при этом развивает и поощряет инициативу детей, поощряет умную догадку. Но... не допускает «докучливого» выспрашивания, разрушающего игру.Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные и эстетические требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий и эстетический характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, раскрывают способ действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи. Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми позициями. Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных отношений. В этом их воспитательное воздействие. Нужно помнить, что усвоение и выполнение детьми правил в игре не происходит быстро и легко. Воспитатель должен учить детей выполнению правил, не перегружая ими игру, не слишком регламентируя действия детей, не ожидая скорых результатов. Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоции и усвоения традиций. Нужно ставить детей в такие условия, при которых они получат радость от выполнения правил. Дети сами осознают свой рост, выраженный в оценке воспитателя, поощрении их усилий и достижений. Через правила, их усвоение воспитатель формирует у детей способность ориентировки в изменяющихся обстоятельствах, быстроту и точность реакций, способность сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений. Результат дидактической игры выражается в решении задачи и в том удовольствии, которое доставляет игра участникам. Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одного из них делает игру невозможной. Своеобразие дидактической игры как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношения воспитателя с детьми и детей между собой носят именно игровой характер. Воспитатель является участником игры или ее организатором. Игра выступает важным способом развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

3. Особенности дидактическ их игр и условия их организации

Дидактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме того, в часы, отведенные для игры; в распоряжение детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию. Если дидактическая игра проводится все занятия, то она должна быть связана по содержанию с предшествующим занятием.

Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства, такта. Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игру - деятельность интересную, близкую детям, радующих их, содействующую общению детей, возникновению и укреплению дружбы, симпатии, формированию коллектива, живущего по законам "детского общества".

В дидактических играх применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Дидактические игры кратковременные (10 - 20 минут), поэтому важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Основные требования к планированию дидактических игр: выбирая игру, педагог должен учитывать и содержание и степень сложности и новизны для детей. Учет возрастных возможностей требует более широкого использования в младшем возрасте дидактических игр с игрушками и предметами для развития у детей сенсорных и умственных способностей; в старшем возрасте увеличивается значение настольно-печатных и словесных игр.

Чтобы избежать однообразия, в плане указывают изменения, которые вносятся в различные варианты одной и той же игры.

В игре проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития, поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Воспитатель должен считаться при выборе задания, постановке вопроса с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать загадку, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Воспитатель помогает преодолеть ему застенчивость, ободряет его, хвалит за малейшую удачу, старается его чаще вызывать, чтобы выступать перед коллективом.

Виды дидактических игр.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные.

В разных сборниках указано множество дидактических игр, но четкой классификации, группировки игр по видам еще нет.

Дидактические игры:

1) Классические 2) Развивающие 3) Логико - математические, 4) Сюжетно- дидактические, 5) Обучающие

Для воспитания и обучения дошкольников элементарным математическим представлениям существуют математические игры. Эти игры не требуют от взрослых и детей каких-нибудь особых знаний. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Логико-математические игры позволяют развивать мыслительные процессы, память. Они способствуют развитию таких операций как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета и т.д.

Обучающие игры - игры активизируют скрытые интеллектуальные возможности детей, развивают их. Эти игры предназначены для формирования определенных логических структур или для подготовки к усвоению определенной математической идеи. Можно заметить, что некоторые наиболее сложные из задач, решаемых детьми, в процессе игровой деятельности, заставляют порой задуматься и взрослых. Большая вариативность условий, правил, задач, решаемых в процессе игровой деятельности, - явно выступающая особенность обучающих игр, поэтому они должны сочетаться с другими методами обучения, оставаясь при этом ведущим методом.

Развивающая игра, которая является активной и осмысленной для ребенка деятельностью (он добровольно и охотно включается в игру). Новый опыт, приобретенный в игре, становится его личным достоянием. Развивающие игры учат действовать "в уме", развивают воображение, творческие возможности, формируют такие качества как самоконтроль, организованность, дисциплинированность.

Развивающие игры - игры нового типа, моделирующие сам творческий процесс, создающий свой микроклимат, помогающий развитию интеллекта. В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным принципом деятельности. Эти игры могут дать толчок для развития творческих способностей с самого раннего возраста. Задания развивающих игр создают условия, которые опережают развитие способностей.

А.И. Сорокина разработала иную классификацию дидактических игр:

Дидактические игры:

1) Игры - путешествия 2) Игры - поручения 3) Игры- предположения

4) Игры-загадки 5) Игры-беседы(игры-диалоги)

Игры-путешествия. Это целевое движение куда-то, зачем-то. Это может быть и путешествие в намеченное место, преодоление пространства и времени, совершение практических действий. Но может быть и путешествие "не сходя с места" - путешествие мысли, воображения.

Эти игры имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Се это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесными поручениями.

Игры-предложения "Что было бы …?" или "Что бы я сделал …", "Кем бы хотел быть и почему?". Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установление причинных связей. Игры, в которых зреют ростки будущего, полезны. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом и отражают мудрость народа. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. дидактический игра обучение загадка

В настоящее время загадка, загадывание и отгадывание рассматриваются как вид обучающей игры.

Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям старшего возраста нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться доставляет им радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру.

Детям нужно сделать открытие или в результате чего-то узнать новое, а это в то же время активизирует эмоционально-мыслительные процессы. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы педагога, детей, воспитывает быть сосредоточенным, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Развивающие игры:

1) Восприятие

3) Внимание

5)мышление

7)качества

8)величины

Игры, развивающие восприятие цвета. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить разнообразие цветовых тонов, сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Задачи этих игр отличаются от задач изобразительной деятельности, где различение, сравнение цветовых тонов выполняет вспомогательную роль и не осознается ребенком. Очень важно, чтобы различение цветовых тонов было значимо для самого ребенка. Поэтому знакомство с цветом следует связывать с активными действиями детей и с привлекательными для них предметами (полоски цветной бумаги, цветные коробочки, игрушки, окрашенные в чистые тона, разноцветные карандаши, флажки и т.д.).

Игры, развивающие восприятие формы. Восприятие формы предметов является сенсорной основой любой практической деятельности. Ребенка нужно учить восприятию и выделению формы, начиная с младшей группы детского сада. Играя, малыш осваивает рациональные приемы обследования формы руками и глазами. В процессе этих игр дошкольники осваивают геометрические фигуры.

Игры, развивающие восприятие качеств величины. У детей необходимо развивать умение воспринимать величину предметов путем сравнения по длине, ширине, высоте. Знакомство осуществляется на занятиях с использованием распространенных игровых приемов. В дополнение к этим приемам можно использовать игры на развитие восприятия величины и ее признаков при помощи игрушек, трафаретов, различных карточек. В играх ребенок осваивает рациональные приемы сравнительной оценки величины (накладывание и прикладывание предметов).

Игры, формирующие целенаправленное внимание. Необходимое условие любой игровой, учебной, познавательной деятельности является внимание. Без устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий воспитателя, поэтому детям необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием.

Игры, развивающие речь и мышление. Речь и мышление - два психических процесса, неразрывно связанные друг с другом. Усвоение значения основных предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения предметов, происходит при помощи увлекательных игр. Дети сравнивают предметы по совокупности признаков. Игра учит рассуждать и делать выводы.

Игры, развивающие память. Дети не рождаются с готовой памятью, она развивается постепенно с развитием ребенка, и если у детей слабая память, то это означает, что взрослые не уделяли ребенку должного внимания. Основным условием развития памяти является запоминание, а затем припоминание чего-либо ребенком. При помощи игр у детей возникает необходимость в преднамеренном запоминании и передаются рациональные приемы осмысленного запоминания и припоминания средства овладения своей памятью.

Во всех играх ведущая и направляющая роль принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы педагог обладая эмоциональным общением с детьми, умел вовлечь в игру, мог дать четкую формулировку обучающей задачи, постоянно активизировал умственную деятельность ребенка. Только при этих условиях игры будут способствовать развитию памяти у детей.

Интеллектуальные дидактические игры направлены прежде всего на развитие элементарных мыслительных операций, формирование общей интеллектуальной раскованности и отработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса. Дидактические игры формируют способность находить в предмете как можно больше свойств и использовать их для поиска предметов с противоположными свойствами.

4. Методика руководства дидактическими игр ами в средней возрастной группе

Для детей в возрасте от 4-х до 5-ти лет характерны: большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов предназначенного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. В этом возрасте увеличивается запас слов, развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.

Дидактические игры в сочетании с движениями хорошо проводить со всей группой. В таких играх, как "Найди свою пару", "Найди свой домик", дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплена одинаковая по форме фигура. В таких случаях труднее найти, скажем, свою пару, а это повышает интерес к игре, вызывает радость при достижении цели.

Роль воспитателя в организации игры детей средней группы меняется, хотя и здесь он продолжает наблюдать за ней и сам включается в игру. Все чаще роль ведущего поручается детям, правила игры теперь объясняются до ее начала. Ребята запоминают правила, если они даются четко, понятно, эмоционально, как и в младшей группе.

В первые дни учебного года в средней группе целесообразно проводить дидактические игры, в которые дети играли еще в младшей группе, с целью закрепления знаний и умений и повторения по элементарным математическим представлениям в младшей группе.

Особое внимание следует уделить тем детям, которые не посещали дошкольное учреждение. С ними необходимо более широко использовать дидактические игры в индивидуальной работе.

В процессе игры педагог внимательно следит за ее ходом, поведение детей, выявляет индивидуальные особенности ребят, что позволяет ему планировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности.

При проведении итогов игры акцентируется внимание ребенка на их успехах, если даже они были у кого-то незначительными. Например, у одного следует отметить быстроту решения задания, у другого - старательность, настойчивость, у третьего - желание играть вместе с товарищами, договариваться, что будут вместе делать.

Анализ проведенной игры помогает воспитателю продумать усложнение ее содержания за счет включения новых материалов, а также правил игры: объединять играющих детей в звенья.

Нужно добиваться, чтобы к концу года темп игры был более быстрым.

Таким образом, руководя играми детей, воспитатель и в этой группе использует разнообразные их виды, направленные на дальнейшее развитие сенсорных способностей ребят, психических процессов, восприятия ощущений, мышления, речи, памяти, воли. У детей постепенно накапливаются качества отвлеченного, логического мышления. И этому во многом помогают используемые на протяжении всего учебного года дидактические игры.

Заключение

Итак, подводя общий итог на основании изучения психолого-педагогической литературы и собственных исследований, можно сказать, что дидактическая игра - наиболее приемлемый способ сообщения знаний ребенку. В дидактических играх легко и без насилия над личностью можно научить ребенка различным практическим способам сравнения, группировки предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению. У детей идет накопление сенсорного опыта, на основе которого строятся знания, представления. Включение дидактических игр и упражнений в занятие по формированию элементарных математических представлений обеспечивает целенаправленное решение задач по развитию мыслительных операций анализа, абстрагирования, обобщения, необходимых для усвоения математических знаний, повышает интерес и активность детей на занятиях, создает необходимую базу для дальнейшего успешного обучения в школе. Создание специальных уроков, где дети по собственному желанию и интересам могут выбрать ту или иную игру, обеспечивает развитие самостоятельности, инициативы, открывает большие возможности для творчества, приобщает детей к сложному интеллектуальному труду. Чтобы игры достигли нужной цели, необходима четкая организация их, правильное руководство со стороны воспитателя. Только в таком случае дидактические игры будут эффективным средством обучения дошкольников.

С писок использованной литературы

1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, М. Академия 2009.

2. Богуславская Е.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста., М., 2008.

3. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду», М., 2009.

4. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» Васильева М.А., Веракса Н. Г. Мозайка- синтез, М., 2011.

Приложение

Конспект проведения дидактической игры в средней группе «Назови одним словом»

Цель: Умение классифицировать предметы по принадлежности.

Обучающие: учить детей классифицировать предметы и называть их одним словом: посуда, инструменты, швейные принадлежности, муз. инструменты.

Развивающие: Обогащать словарный запас: скрипка, рубанок.

Воспитательные: Воспитывать дружеское отношение к друг другу.

Материал: картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки, кастрюля, сковородка, поварёшка, медали.

Ход игры: Приглашаю к себе 4х детей и раскладываю перед ними картинки.

Воспитатель- Смотрите, на столе разложены картинки. Вы сейчас посмотрите на них и скажите какие предметы на них изображены.

Дети- Игла, топор, пианино и т. д.

Показываю пробный ход. Беру в руки картинки топора, молоток, рубанок.

Воспитатель- Посмотрите на эти картинки. Как их можно назвать одним словом?

Дети- Инструменты

Если дети затрудняются ответить помогаю им.

Воспитатель- Скажите мне какие предметы ещё можно назвать одним словом?

Дети-Кастрюля, поварёшки, сковородка- посуда…

Перемешиваю картинки

Воспитатель- Ксюша назови муз. инструменты и положи их в коробочку.

Воспитатель- Милана назови швейные принадлежности и положи их в коробочку.

Все дети должны назвать и сгруппировать предметы.

Воспитатель- Мы с вами так ловко справились за это я вам дарю медали.

Конспект дидактической игры «Семья» в средней группе.

Цель: формирование у детей понятий о семье.

Обучающие:

Закрепить у детей представления о семье, ее членах;

Развивающие:

Развивать коммуникативные навыки детей;

Воспитательные:

Воспитывать у детей любовь, ласковое и чуткое отношение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;

Воспитывать уважение к повседневному труду родителей;

Воспитывать чувства семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте).

Предварительная работа

Рассматривание сюжетных картинок о семье, беседа с детьми на тему: «Моя семья», «Чем занимаются члены твоей семьи?».

Активизировать в речи употребление глаголов: стирает, варит, покупает, убирает, катается, играет, ловит и т.д.

Оборудование:

Силуэт Лунтика, сюжетные картинки с изображением семьи, мамы, папы, сестры, брата, бабушки, дедушки, дяди, тёти; предметные карточки с изображением «Что делают родственники?».

Ход игры:

Сюрпризный момент:

Ребята сегодня к нам придёт необычный гость. Жил он на луне совершенно один, и ему было очень грустно от того, что у него не было семьи. Вы уже догадались кто это?

Воспитатель:

Давайте позовём его! (Лунтик, Лунтик)

Здравствуйте ребята! Я очень рад видеть всех вас! Недавно я прилетел на землю, и здесь у меня появилось много друзей. Сейчас я живу вместе с ними в сказочной стране. А вы ребята с кем живёте?

(ответы детей)

Воспитатель:

А как, назвать, одним словом?

А что такое семья?

Воспитатель:

Ребята давайте покажем Лунтику на пальчиках, что такое семья? Динамическая пауза (дети имитируют движения).

Этот пальчик -- дедушка,

Этот пальчик -- бабушка,

Этот пальчик -- мамочка,

Этот пальчик -- папочка,

Этот пальчик -- я,

Вот и вся моя семья.

Что такое семья я понял!

Воспитатель:

Лунтик, а сейчас ребята расскажут тебе как интересно и весело жить в семье! Ребята я раздам вам большие карточки с изображением мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры, тёти и дяди. Маленькие карточки с предметами, на которых нарисовано, что делаю родственники мы положим в мешочек. Каждый из вас по очереди будет брать из мешочка по 1 маленькой карточке и говорить, что будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него. Например: «Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей!». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается в мешочек, если было - выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем с мешочка маленькую карточку вытягивает следующий игрок и т.д. Игра заканчивается если закончились маленькие карточки.

Гимнастика для глаз «Ослик».

Ослик ходит выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева - свекла, справа - брюква,

Слева - тыква, справа - клюква,

Снизу - свежая трава,

Сверху - сочная ботва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю лег.

Обвести глазами круг.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Посмотреть влево -- вправо.

Влево -- вправо.

Посмотреть вниз.

Посмотреть вверх.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

Воспитатель:

Лунтик, теперь ты знаешь, что делают родственники в каждой семье!

Спасибо, ребята! Я решил никогда больше не улетать на луну! У меня нет папы и мамы, но в своей сказочной стране появились бабушка Капа и дедушка Шер. Они очень полюбили меня и стали моей семьёй. Что-то я задержался у вас, побегу я быстрей к бабушке и дедушке! До свидания ребята! Ещё увидимся!

Воспитатель:

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Психолого-педагогический аспект изучения в литературе использования дидактических игр в процессе обучения. Понятие дидактической игры. Особенности использования дидактических игр при обучении детей дошкольного возраста изобразительному искусству.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2014

    Описание методов и игровых приемов работы с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях с целью развития лексической стороны речи. Анализ роли и классификация дидактической игры как средства формирования словарного запаса ребят.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2011

    Специфика дидактической игры как метода активного обучения. Пути решения проблемы активизации деятельности учащихся на уроках. Подбор дидактических игр, способствующих развитию лингвистических знаний, умений у учащихся в период обучения грамоте.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2014

    Возрастные и индивидуальные особенности детей среднего дошкольного возраста. Анализ нетрадиционных приемов изобразительной деятельности у детей в возрасте 4-5 лет для творческого развития. Комплекс дидактических игр и упражнений, используемых в работе.

    дипломная работа , добавлен 08.02.2017

    Понятие и методика проведения экскурсий в средней группе детского сада, их значение в экологическом развитии детей и место в образовательно-воспитательной работе. Основные природные элементы участка детского сада и требования к подбору растений.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2009

    Педагогические основы использования наглядных методов обучения. Роль наглядных пособий и дидактических материалов на начальном этапе обучения. Разработка конспекта урока с использованием наглядных пособий и дидактических материалов окружающего мира.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2015

    Теоретические основы проблемы обучения детей дошкольного возраста представлениям о количестве и счетной деятельности. Методические приемы обучения счету детей. Диагностическое обследование детей старшей группы на выявление предматематических знаний.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2014

    Дидактическая игра как средство обучения младших школьников. Роль дидактической игры в развитии умственных способностей детей. Понятие и виды дидактических игр, методологические основы их организации и проведения. Применение игр на уроках информатики.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2012

    Психолого-педагогические предпосылки обучения счету. Формы и методы обучения счету детей средней группы. Разработка и проведение эксперимента. Результативность опытно-экспериментальной работы по обучению средних дошкольников счету. Анализ рекомендаций.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2011

    Теоретико-методологические основы использования игровых приемов на ранней ступени обучения иностранному языку. Особенности развития дошкольников. Роль игры в психологическом развитии ребенка. Организация учебного процесса с использованием игровых приемов.

Татьяна Шуликова
Самоанализ: развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Воспитатель. А что это значит? Значит- солнце, тепло, доброта. Значит-самое милое сердце , что детей согревает всегда . Это значит любовь и забота. Это просто такая работа. Вот именно такую работу и выбрала я.

Свою педагогическую деятельность осуществляю в муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении детский сад «Улыбка» с 2012 года в должности воспитателя. В настоящее время работаю с детьми в возрасте 4-5 лет по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

Выбор мною темы «Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры » для всестороннего изучения не слу- чаен, так как она является актуальной в период раннего и младшего дошкольного возраста . Этот возраст характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия у детей . На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания .

Для меня, как педагога, эта тема очень важна и интересна, так как дети, которые приходят из дома это малыши двухлетки. Поэтому очень важно нау-чить ребёнка познавать мир, себя, помочь сформировать личность путём многообразия форм, красок и других свойств предметов.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью,скульп- турой. И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание- последовательное, планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой .

И поэтому, целью моей работы в данном направлении сенсорного во-спитания является формирование сенсорных способностей у малышей .

На этой основе выделяю следующие задачи :

формирование у детей систем сенсорных эталонов ;

формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

В своей работе я наметила следующие условия для выполнения этих задач :

создание предметно-развивающей среды , способствующей обогащению сенсорного опыта малышей ;

использование дидактических игр по сенсорике во время совместной деятельности детей и педагога ;

повысить компетентность родителей в сенсорном воспитании детей .

Одним из важнейших условий моей работы по развитию сенсорных способностей является учёт их возрастных особенностей .

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети эмоциями. Познавательная активность ребёнка выражается, прежде всего, в развитии восприятия , символической (знаковой) функции мышления и осмыслительной предметной деятельности.

На каждом возрастном этапе ребёнок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Моя роль в сенсорном развитии маленького ребёнка заключается в том, чтобы раскрыть ему те стороны явлений, которые могут остаться для него незамеченными,выработать отношение к ним.

Наиболее эффективными приёмами и методами в моей педагогической работе с детьми считаю следующее :

наглядный (рассматривание, сравнение предметов) ;

привлечение внимания (применение волшебного мешочка, игрушек со звуковым эффектом) ;

показ и объяснение;

эмоционально-речевое воздействие, изменение интонации голоса, ласковый взгляд;

тактильное воздействие (поглаживание) ;

поощрение (похвала, сюрприз) .

Диагностика уровня сенсорного развития детей , проводимая мною в начале каждого учебного года, показывает, что приходя в детский сад :

У детей слабо развита мелкая моторика рук ;

большинство детей не умеют самостоятельно различать и называть основные цвета;

не могут различать предметы по величине;

плохо различают плоскостные геометрические фигуры (особенно путают круг и овал, квадрат и прямоугольник) ;

различают шар, кубик, кирпичик только с помощью взрослого;

не могут самостоятельно сложить разрезную картинку;

не умеют собирать пирамидки в возрастающем и убывающем порядке по величине колец.

Для проверки результативности использовала методику Т. В. Николаевой (Приложение №1, начало учебного года) .

При организации воспитательно-образовательного процесса по сенсорному воспитанию я стараюсь обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, избегая перегрузки детей , на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» .

Так с детьми я провожу различные дидактические игры , которые направлены на развитие всех видов восприятия : тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. Ознакомление со свойствами предметов посредством дидактических материалов играет определяющую роль.

Считаю, что педагогическая ценность дидактических игр , обусловлена тем, что в дидактической игре перед детьми ставятся практические и умственные задачи, решение которых требует сосредоточенности внимания, умственного усилия, умение осмыслить правила, последовательность действий.

Таким образом, руководствуясь дидактическими играми , я предусматриваю отбор и продумывание их программного содержания, чётко определяю задачи, роль и место в целостном воспитательном процессе. Направляя, на развитие познавательной активности детей , поощряю самостоятельность и инициативу детей . Между участниками проявляются доброжелательные отношения, готовность прийти на помощь. Заканчивая игру, я стараюсь вызвать интерес к её продолжению.

Дидактические игры и занятия способствуют уточнению знаний о свойствах и качествах предметов и явлений окружающего мира. На этих занятиях дети учатся разъединять целое на части и из частей собирать целое; у них развиваются движения пальцев , глазомер; они учатся согласовывать движения рук со словами взрослого. Во время этих занятий развиваются тактильные ощущения (гладкий, твёрдый, мягкий, тяжёлый и др.) . Развивается мышление , внимание, речь, память. При проведении этих занятий соблюдаю принцип повторности. Например : уточнение представлений о цвете может быть на нескольких занятиях, но на каждом из них я беру разный материал : шарики, кубики, флажки, палочки, домики.

В своей работе я довольно успешно практикую принцип «трёхступенчатого урока» , выработанного М. Монтессори. Например, для того чтобы познакомить ребёнка с цветом, сначала происходит презентация нового свойства- малышу демонстрируется табличка красного цвета, я называю цвет. Затем предлагаю ребёнку различные задания на закрепление осваиваемого понятия : «Найди предметы красного цвета» , «Положи красный кубик в корзинку» , «Постучи красным молоточком по столу» . Наконец, третья ступень предлагает самостоятельное называние освоенного понятия : «Как называется этот цвет/форма?» .

Но не нужно забывать, что сенсорное развитие у разных детей будет отличаться . У некоторых детей сильнее развито зрение . Такие дети легче запоминают образы, охотнее рассматривают, чем слушают, они любят рисовать, рано начинают писать. Другие, воспринимают всё на слух, любят музыку, слушают чтение взрослого, они рано начинают говорить, хорошо запоминают стихи. Следующая группа детей изучает всё на ощупь, находятся в постоянном движении, такие дети любят, чтобы их гладили и целовали, то есть к ним надо часто прикасаться, они активны в движениях и не могут долго концентрировать внимание на одном предмете. Поэтому, я стараюсь уделить внимание всем детям, как сильным, так и слабым.

Я считаю, сенсорному развитию необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства . Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются. Для непрерывного сенсорного развития я считаю необходимым регулярно обращать внимание малыша на одежду, продукты, объекты домашней обстановки, на улице, то есть подкреплять знания практическими упражнениями и наблюдениями. Повторять и закреплять изученное лучше всего в игровой форме. Это могут быть игры «Что бывает круглое?» , «Найди предметы похожие на треугольник» . Эти игры концентрируют внимание, обостряют восприятие.

Игры с прищепками очень нравятся малышам, учу их прикреплять прищепки на шнурки, верёвочки, предлагаю сделать лучики солнышку, иголки ёлке.

Играя с крупой разного размера, трогая и пересыпая её, у детей развивается тактильное восприятие, они получают хороший массаж. В таз насыпаю пшено, помещаю в него предметы различных по форме и величине, но знакомых детям, предлагаю найти предметы на ощупь.

М. Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем человек более способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство.

Для развития сенсорики у детей в группе создана соответствующая развивающая среда . Оформлен «Сенсорный уголок » , в котором представлены различные дидактические игры и пособия : «Сенсорный куб » , «Разложи фигуры по местам» , «Бусы» , «Подбери чашки к блюдцам» , «Заплети косичку» , «Собери узор» , «Чудесный мешочек» , «Пирамидки» , «Матрёшки» и многие другие. А также мозаика, конструктор, шнуровка, разрезные картинки, бусины разной формы и цвета, логический куб, лабиринт. Также в группу я изготовила пособие «Весёлые пальчики» , которое способствует развитию сенсорных навыков (Приложение №2) .

В группе имеется стол для детей для игр с водой и песком, что способствует закреплению знаний об их свойствах. При подборе дидактического материала обращаю внимание на чистоту цветовых тонов и их яркость.

Чувство вкуса и запаха я развиваю во время еды , когда ребёнок непосредственно обоняет разные запахи, а также с помощью баночек с различными запахами. Для развития слуха- звучащие предметы, шумящие баночки с различными наполнителями, колокольчики. Для развития осязания : альбом с тканями. Для развития барического чувства-различные предметы, отличающиеся по весу. Для развития термического чувства предлагаю детям потрогать в кране воду различной температуры, снег, металлические и деревянные предметы. Для развития зрения- цветные таблички, сортируем бусинки по цвету, вылавливаем из воды шарики определённого цвета. Важно, чтобы у каждого ребёнка создалось ощущение своей значимости, необходимости, возможности участия в целевых игровых действиях, и поэтому во время игры общаюсь с каждым ребёнком, предлагаю взять то или иное пособие, помогаю советом.

Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической игре , я заметила, что у детей появляются такие качества, как интерес и любознательность. У детей вырабатываются целеустремлённость, активность, планомерность действий, сдержанность, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Изготовленные мною дидактические игры позволяют разнообразить методические приёмы, возможности и подходы в работе с детьми.

Большое внимание в своей профессиональной деятельности я уделяю сотрудничеству с родителями. Цель моей работы с родителями : ознакомить родителей со значением сенсорного воспитания детей дошкольного возраста ; оказание консультативной помощи по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка .

Уже во время пребывания ребёнка в группе, на прогулке в период адаптации я предлагаю родителям использовать в общении с детьми потешки, прибаутки, сказки, пальчиковые игры , что способствует развитию фонематического восприятия. Для развития слухового внимания рекомендую родителям изготавливать совместно с детьми, приобретать различные свистящие, шумящие, гремящие, шуршащие предметы :

банки-погремушки из-под кофе, соков, наполненные горохом, камушками, песком, пуговицами;

шуршалки из бумаги, полиэтилена;

шумящие морские раковины;

свистки, дудочки из глины и дерева.

На первом же собрании я знакомлю родителей с дидактическими играми , игрушками, необходимые детям по сенсорному развитию .

Напоминаю родителям, что запомнить ощущения помогут игры в период приготовления обеда- «Угадай на вкус» ; при работе с тестом и крупой - «Угадай на ощупь» .

Экспериментируя, во время купания в ванной комнате, можно определить, какие предметы «тонут- не тонут» в воде, познакомить ребёнка с качеством воды «холодная-тёплая-горячая» . Рекомендую опыты по определению свойств песка, снега.

Особое место занимают игры со строительным материалом : форма, величина предмета. Также рекомендую родителям использовать сборно-разборные пирамидки от 6 до 10 колец (цвет, величина) . Игровое и обучающее начало заложено в самой конструкции игрушки : собирая пирамидку путём нанизывания ребёнок сам видит правильность или наглядную ошибку, развивается его глазомер .

Для выявления интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного воспитания было проведено анкетирование (Приложение №3, результаты которого позволили сделать следующие выводы :

большинство родителей имеет поверхностное представление о сенсорном воспитании и не могут оценить уровень сенсорного развития своего ребёнка ;

все родители заинтересованы в получении квалифицированной помощи по данному вопросу.

Для успешного формирования у родителей знаний по сенсорному воспитанию и их практического применения в домашних условиях было проведено родительское собрание на тему «Сенсорное развитие малышей » (Приложение №4) .

Также были предложены родителям консультации на темы : «Сенсорные игры в домашних условиях » (Приложение №5) ; «Значение сенсорного воспитания . Игры для развития тактильных ощущений »(Приложение №6) . В результате информация и практический опыт, полученный родителями, помогли повысить эффективность работы по сенсорному развитию и дало ощутимые результаты. Родители детей заинтересовались моей работой и стали активными участниками педагогического процесса. Пособия, дидактические игры я изготовила только благодаря помощи наших родителей.

В своей работе я попыталась показать, как необходимо для развития ребёнка сенсорное воспитание . Я обнаружила значительные изменения в развитии сенсорного воспитания детей . Для определения эффективности проведённой работы была проведена диагностика (Приложение №7, конец года) . Если на начало работы с детьми подавляющее большинство имели низкий уровень развития , то к концу таких детей почти не осталось . Большая часть из них показала средний, а некоторые даже высокий уровень достижений.

Подводя итог, можно сказать, что проведённая работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал , что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития . Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи были выполнены.

Коллектив нашего детского сада стабилен, с большим творческим потенциалом педагогов единомышленников. Поэтому у нас царит обстановка доброжелательности, уважения, открытости. Стиль моего общения с коллегами доброжелательно-тактичный, носит демократичный характер. Прислушиваюсь к мнению других. Относительно легко разрешаю проблемы. Делюсь своим опытом с коллегами ДОУ и знакомлюсь с их опытом. Не отказываю никому в помощи. Посещаю семинары, консультации, открытые занятия, педагогические советы в ДОУ.

В своей педагогической деятельности особое внимание уделяю повышению своего профессионального уровня. Для этого изучаю методическую и диагностическую литературу. Интересные идеи и разработки в разных областях дошкольного воспитания черпаю из печатных изданий : «Дошкольное воспитание » , «Современное дошкольное образование » , «Ребёнок в детском саду» и т. д., а также пользуюсь различными сайтами сети интернет.

Принимаю активное участие во всех мероприятиях детского сада. В смотре-конкурсе «Театральные уголки» за активную и творческую работу заняла 1 место; в смотре-конкурсе «Нестандартное физкультурное оборудрвание своими руками» заняла 1 место; в смотре-конкурсе «Развивающая среда по экспериментальной деятельности в ДОУ» заняла 1 место; в смотре-конкурсе «Лучший уголок по обучению детей правилам безопасности» заняла 2 место. Также участвовала в районном смотре-конкурсе дошкольных образовательных учреждений по экологическому воспитанию детей в номинации «Экологический проект» (Приложение №8) .

В сентябре 2014 года прошла курсы повышения квалификации в НИПКиПРО по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС» в объёме 108 часов (Приложение №9) .

В дальнейшей своей педагогической деятельности планирую продолжать работу по самообразованию , посещать семинары, курсы повышения квалификации, участвовать в районных и областных конкурсах, а также делиться полученным опытом с коллегами.

1. Игра: "К нам пришла кукла Катя".

· Познакомить детей с предметами трёх цветов;

· Способствовать двигательной активности;

· Заинтересовать детей игровой ситуацией;

· Активизировать речь детей.

Материал: Кукла, одетая в одежду, состоящую из трёх цветов (красный, синий, желтый), мячи трёх цветов.

Ход игры:

Воспитатель вносит новую куклу.

Воспитатель: "Дети познакомьтесь это кукла Катя. Посмотрите, какой у неё бантик, он красный. Смотрите, какое у неё платье, оно синее и красивые желтые туфельки. Дети, а каким цветом у Маши платье?" (Синее). Правильно, а бант, каким цветом? (Красный). Молодцы, а туфельки каким цветом? (Желтые). Правильно, желтые. Ребята, кукла принесла с собой корзинку, что в ней? Давайте посмотрим!. (Мячи!). Молодцы, посмотрите они разного цвета: красные, синее, желтые. А теперь мы можем поиграть с мячами.

Игра "Мой веселый, звонкий мяч".

Самоанализ проведения игры:

В игре принимали участие 10 детей. Они радостно отозвались на предложение поиграть. Игровые действия выполняли активно, соблюдая правила и проявляя положительные эмоции.

Я полагаю, что поставленные задачи были решены мною полностью, потому что дети любят игры с куклами. Игра проведена мною самостоятельно.

При проведении игры я чувствовала, что радость, потому что установила с детьми эмоциональный контакт.

2. Игра: "Что тут спрятано?".

Задача: Развить память, мышление, внимание и речь.

Материал: игрушечные котенок, мышонок и щенок, 3 красивых платка.

Ход игры:

Перед детьми на столе выставляются игрушечные котенок, мышонок и щенок. дошкольный режимный игра прогулочный

Воспитатель: "Дети, посмотрите кто пришел к нам в гости. Кто это? (котенок, мышонок, щенок). Молодцы! А как они говорят? (мяу-мяу, пи-пи-пи, гав-гав). Молодцы? А сейчас наши гости спрячутся от вас"

Воспитатель накрывает каждую игрушку красивым платком.

Воспитатель: "Кто спрятался под первым платком? (котенок). Правильно, а кто спрятался здесь? (мышонок) Молодцы!. Кто же спрятался здесь? (щенок). Умнички!".

Можно усложнить процесс. Накрыть игрушки и поменять их местами.

Самоанализ проведения игры:

В игре принимали участие 11 детей. Они радостно отозвались на предложение поиграть. Игровые действия выполняли активно, соблюдая правила и проявляя положительные эмоции.

Я полагаю, что поставленные задачи были решены мною полностью, потому что дети любят игры с игрушечными животными, а игра прятки им знакома и доставляем удовольствие. После проведения игры дети самостоятельно играли в нее, накрывая различные предметы платками или иными материалом. Игра проведена мною самостоятельно.

При проведении игры я чувствовала удовлетворение, от того как дети думают, мыслят и радуются результату.

2 младшая группа

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Дидактическая задача. Учить детей различать и называть предметы по характерным признакам. Активизировать словарь: вилка, расческа, ножницы, лента, кукла, мяч; есть, расчесывать, стричь, завязывать, играть, катать (возить); большой - маленький, название цветов (красный, синий и др.), острые, мягкий - твердый, пушистый, узкий - широкий, круглый.

Игровые правила . Отгадать знакомый предмет на ощупь.

Игровые действия . Ощупывание предмета.

Ход игры . Воспитатель показывает детям красивый мешочек.

Дети посмотрите, какой красивый мешочек. Какого он цвета? Это мешочек не простой, а чудесный. С ним всегда разные чудеса происходят, откуда-то в нем появляются разные предметы. Сейчас мы посмотрим, что там лежит.

Воспитатель достает предметы по одному, а дети их называют. Затем он снова складывает их в мешочек и предлагает поиграть, определить предмет на ощупь.

  • - Кто хочет первым узнать предмет на ощупь? (Воспитатель вызывает первого ребенка по желанию). Опусти руку в чудесный мешочек, возьми предмет, но не вытаскивай руки из мешочка. Что ты взял?
  • - Я взял расческу.
  • - Достань предмет из мешочка, чтобы все видели. Ты,…., правильно угадал. Какого цвета расческа? Для чего она нужна? Что есть у расчески?

Таким образом, воспитатель вызывает всех детей, пока предметы не кончатся.

Чудесному мешочку понравилось с вами играть, и он решил на память подарить вам эти предметы. Воспитатель переводит детей на самостоятельную игру.

Дидактическая игра «Парные картинки».

Дидактическая задача: воспитание способности детей сравнивать предметы, находить признаки сходства и различия, воспитывать внимание, сосредоточенность, активизировать словарь, закреплять понятия «разные», «одинаковые», «пара».

Игровые правила. Показывать и называть одинаковую картинку

Игровое действие. Поиск нужных карточек.

Материал: Набор парных картинок с изображением предметов: посуда, ягоды, игрушки, грибы, альбомный лист с двумя одинаковыми картинками, два шнурка.

Ход игры. Воспитатель показывает детям красивую коробочку, где лежит игра и предлагает поиграть. Затем идет рассматривание картинок, дети называют их. После этого педагог берет две одинаковые картинки и, показывая одну из них, спрашивает:

  • - Что это?
  • - Гриб, - отвечают дети.
  • - А на этой картинке тоже гриб? Посмотрите внимательно и назовите, какие это грибы. Как можно сказать о них?

Воспитатель не торопится сам ответить на вопрос. Дети догадываются и говорят:

  • - Они одинаковые.
  • - Да, они одинаковые, парные, два грибка - пара, значит парные. Сегодня мы поиграем с парными картинками. (Держит в руке обе картинки - грибы.) Послушайте, как мы будем играть. Я на этом столе положу картинки, и вам раздам тоже по картинке. Кого я назову, тот найдет на столе такую же картинку, найдет ей пару. Выигрывает тот, кто не ошибется и громко назовет предмет.

Чтобы не пропал интерес к игре, воспитатель предлагает другие варианты:

  • 1. достает из коробочки картинки, таких же предметов, но с небольшими отличиями, просит детей найти, внимательно посмотреть и сказать какие это картинки (одинаковые или разные, похожие или нет). Отвечая на вопросы воспитателя, дети называют отличительные признаки предмета, изображённого на картинке, и сравнивают предметы друг с другом. Игра заканчивается, когда подобраны все пары.
  • 2. Все картинки раздаются детям. Дети описывают свои картинки, обращая внимание на название предмета, его цвет, форму, части. У кого вторая картинка - нанизывает картинку на шнурочки. Игра заканчивается, когда подобраны все пары.

Дидактическая игра «Кто на чем ездит?»

Дидактическая задача: уточнять уже имеющиеся знания детей о профессиях людей, работа которых связана со специальными транспортными средствами; расширять представления о значение транспорта в жизни человека; развивать кругозор и познавательный интерес; содействовать воспитанию чувства уважения к людям разных профессий, обогащать речь детей словами-названиями транспортных средств.

Игровая задача: выбрать зверюшкам транспорт.

Игровые правила: выбрать транспорт так, чтобы зверюшки захотели на нем ехать (в соответствии с профессиями зверей).

Ход игры: воспитатель приносит картинки: зайку, собачку, мишку, лису - и показывает их детям. Сообщает детям, что каждый герой спешит на работу и ждет свой транспорт. На выставке выкладываются все карточки с изображением транспорта (скорая помощь, пожарная, машина «Хлеб», корабль). Воспитатель показывает карточку с изображением мишки в «форме» пожарного (лисички, зайца, собачки) и предлагает детям определить, на чем поедет каждый герой. Дети высказывают предположения, и прикладывают карточку с изображением героев к той или иной машине. Дети «сажают» героев в тот вид транспорта, который соответствует их профессии: лиса - печет хлеб, собака - врач скорой помощи, заяц - капитан корабля, медведь - пожарный. Если дети определяют транспорт не верно, то герой отказывается в него садиться.

Далее воспитатель предлагает детям соотнести картинки с предметами и сказать, что к какой профессии относится (халат, шприц - доктор, парашют - летчик) и т. д. Затем просит детей помочь разобраться с незнакомым ему транспортом (бетономешалка, мусоровозка и т. д.), и просит назвать профессии работников разных видов транспорта (тракторист, крановщик, машинист и т. д.).

Анализ проведенных дидактических игр.

Д/и «Чудесный мешочек».

  • 1. Основная задача словарной работы в игре: активизация словаря детей.
  • 2. Оценка словаря детей. В игре использовались знакомые детям предметы, дети учились называть признаки предмета, его назначение. В результате чего дети стали более активно использовать название признаков предмета в своей речи, некоторые слова из пассивного словаря перешли в активный.
  • 3. Дети быстро усвоили игровое правило. В порядке усложнения игры: в мешочек положила несколько предметов. Вызванный ребенок, опустив руку в мешочек и нащупав один из предметов, называл его. Мешочек открывался, если дети по описанию узнавали предмет.
  • 4. Роль игровых действий (ощупывание предмета) - это выполнение поставленной задачи; игровые правила (отгадать знакомый предмет на ощупь) направлены на реализацию игрового содержания.
  • 5. Перед началом игры использовала прием рассматривания «волшебного» мешочка, стараясь вызвать у детей желание играть. Игровое настроение сохранилось на протяжении всей игры. Также в игре использовались приемы: рассматривание предметов, вопросы, похвала, ощупывание.
  • 6. Интерес к игре усилился, так как в конце игры дети начали играть с предметами (в парикмахерскую).

Д/и «Парные картинки».

  • 1. Основная задача словарной работы в игре: закрепление и активизация словаря.
  • 2. Оценка содержания словаря. Для игры использовались картинки с изображением окружающих детей предметов: игрушки, ягоды, грибы, посуда.
  • 3. Роль игровых действий (поиск нужных карточек) заключается в выполнении поставленной задачи; игровые правила выполняют функцию обучения и организации.
  • 4. В игре использовались следующие приемы: момент загадочности (красивая коробочка с игрой), рассматривание, сравнение, вопросы, объяснение
  • 5. Учитывались индивидуальные особенности детей (застенчивые и не решительные дети).
  • 6. Усложнение игры. Воспитатель, раздав детям картинки, просит их быть внимательным и ответить, у кого такая же картинка. Сложность заключается в том, что среди карточек могут быть очень похожие, но не одинаковые, например: чашки, одинаковые по форме, но разные по цвету, т. е. у них слабо заметные признаки различия, которые дети не сразу замечают. Игра проводится с небольшой группой детей и всем хорошо были видны картинки.
  • 7. Контролировала, чтобы в игре выполнялись поставленные задачи.
  • 8. Не учла количество детей в группе на данный момент и количество картинок, поэтому дети немного устали.

Дидактическая игра «Кто на чём ездит»

  • 1. Основная задача в дидактической игре обогащать речь детей словами-названиями транспортных средств.
  • 2. Оценка содержания словаря. После проведения д/и у детей произошел переход слов из пассивного в активный словарь детей.
  • 3. Роль игровых действий (выбрать транспорт). Ребенок должен назвать каждое транспортное средство для выбранного персонажа и обосновать, почему он сделал такой выбор.
  • 4. Игровые правила (отобрать нужные картинки с транспортными средствами для зверей) направлены на реализацию игрового содержания, направляют поведение и познавательную деятельность детей. Дети добросовестно выполняли правила игры, дружно играли, правильно выполняли задание.
  • 5. В ходе игры использовала приемы: вопросы ко всем детям и индивидуально, похвалу. Усложнила игру с введением новых картинок с предметами, относящимися к той или иной профессии. В конце игры использовала прием драматизации - тревожный звонок от кошки о пожаре.
  • 6. В процессе игры уточняются названия машин, активизуруется словарь, развивается речь, дети делают выводы по поводу того, для чего человеку необходим тот или иной вид транспорта, люди каких профессий на них работают. Таким образом, дети закрепляют знания, расширяют свой кругозор.

1.Подготовка проведения кукольного театра заключалась в подготовке игрового материала, выбора места проведения исценировки театра, постановке цели и задать правильную мотивацию.

2.Театрализованная игра была выполнена полностью, проигран полностью весь сюжет и детально разобран с детьми.

3.Поставленная цель была выполнена в полном объеме, ребята с интересом смотрели на героев, внимательно следили за действиями и радовались происходящему сюжету.

4. Моё участие заключалось лишь в том, чтобы грамотно, выразительно, четко и интересно исполнить роли.

5. Чаще проводить театрализованные игры, так как они доставляют большое удовольствие и радость детям.

Тема игры: строительная игра «Построим заборчик».

Возрастная группа: 2младшаягруппа.

Место игры в режиме дня: 1 половина, утром до обеда

Форма организации: небольшая подгруппа (3 человека)

Цель: Закреплять представления о детали строительного набора – кирпичике (называю, показываю широкую и узкую стороны) .Учить замыкать пространство по четырехугольнику, ставя кирпичики плотно к друг другу на узкую сторону.Упражнять в умении воспринимать показ взрослого в сочетании со словесной инструкцией и следовать им. Воспитывать самостоятельность, умение доводить работу до конца, обыгрывать постройку совместно с товарищем.

Игровое оборудование: деревянный конструктор, фигурки петуха, курочки, коровы, барана, 2 собаки.

Приемы мотивации детей: сюрпризный момент (появление животных – гостей),внесение игрового замысла(«Вот полянка. На этой полянке гуляли петушок с курочкой, корова, барашек (ставлю на стол игрушки) .Они ели зеленую травку. Вдруг петушок громко закричал: «Ку-ка ре ку у! » Почему он так закричал? (В это же время показываю игрушечных собачек.) Правильно, животные испугались собачек. Как мы можем их защитить? Построим вокруг полянки заборчик. Вот так.

показ сооружения заборчикаспособомпристраивания, частичный показ, обыгрывание, помощь.

хвалю детей, за то, что построили такой крепкий, прочный, красивый забор и предлагаю самим поиграть.

Самоанализ

1.Подготовка к проведению строительной игрой заключалась в подборе соответствующей данному возрасту игры и определение цели, а также подбор материала и места проведения для данной игры, разработке мотивации.

2.Всё что планировала провела полностью, поставленные цели были достигнуты, получился хороший результат.

3.Ребята с интересом строили забор для животных и прониклись данной игрой и даже далее продолжили играть в данную игру. Присутствовал положительный настрой на игру.

4.Моя помощь требовалась только в том, чтобы правильно показать приемы постройки детям и заинтересовать их.

5.Себе на будущее указала, что строительная игра полезна для детей данного возраста, так как развивает связную речь, внимание, логику, усидчивость.

Тема игры: дидактическая игра «Кукла Катя проснулась».

Возрастная группа: вторая младшая группа.

Место игры в режиме дня: 1 половина, утром.

Форма организации: фронтальная

Цель: закрепить знания детей о названии одежды куклы: майка, трусики, платье, туфли, носки; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей; воспитывать заботливое отношение к кукле.

Игровое оборудование: 2 куклы: большая и маленькая, одежда, кроватка.

Приемы мотивации детей: сюрпризный момент.

Приемы обучения игровым умениям: отобрать нужную одежду(по величине куклы), называть одежду, одевание одежды на кукол в правильной последовательности, наглядное разъяснение всего хода игры в процессе совместной деятельности.

Приемы оценки деятельности детей: похвала, говорю детям: « Вот Таня и Катя одеты, теперь они готовы делать гимнастику и завтракать, намечаю дальнейшую перспективу для самостоятельной игры детей с куклами.

Самоанализ по проведению дидактической игры

1.Подготовка к проведению дидактической игры заключалась в отборе игры (определение проблемы - не все дети правильно выполняют последовательность одевания одежды), игровых атрибутов, определение дидактической задачи.

2. Всё запланированное было выполнено.

3.Цель была достигнута в полном объеме, ребята закрепили знания названия одежды и последовательности одевания. И на прогулке применили свои знания, а я увидела 100% результат проведения дидактической игры.

4.Моя помощь требовалась в завязывании пояса на платье и завязывании резинки на волосы.

5. На будущее поняла, что дидактическая игра является мощным средством в обучении и необходима в педагогическо – образовательном процессе.

Отзыв.

Докучаева Екатерина Владимировна показала себя грамотным специалистом. Речь была четкой, ясной, выразительной. Игровая предметно – пространственная среда была создана в соответствии с возрастом детей. Во всех играх присутствовала хорошая, грамотная игровая ситуация. В сюжетно – ролевой игре проведена вводная беседа по содержанию игры. В дидактической игре сделан пробный ход, в строительной игре осуществлён чёткий и детальный показ способа конструирования, в театрализованной игре был продемонстрирован показ способов кукловождения и работы с куклами, в сюжетно – ролевой игре предложены разнообразные интересные игровые роли и ситуации. Екатерина Владимировна проявила себя с положительной стороны, проявила творчество, изобретательность, в дидактической игре выявила проблему и грамотно смогла её устранить. В каждой проведенной игре у детей присутствовал интерес, радость, азарт, желание довести дело до конца, дети были внимательны и сосредоточены.