» »

«Подвижные игры как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста. Подвижные игры на развитие ловкости Игры на ловкость для детей

20.03.2024

Подвижные игры для младших школьников.

Подборка подвижных игр для программы по внеурочной деятельности "Подвижные игры". Материал может быть полезен учителям начальных классов, воспитателям ГПД.
1. ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ
По алфавиту
Чтобы имена лучше запомнились, чтобы потренировать внимание и умение быстро переключаться с одного задания на другое, можно провести в компании до 15 человек и такую игру.
Ведущий предлагает ребятам за определенное ко¬личество времени (за 10, 15 или 20 секунд) поменяться местами так:
- чтобы все имена расположились по алфавиту;
- чтобы все встали по цвету волос (слева - брю¬неты, справа - блондины);
- чтобы все встали по росту (слева - маленькие, справа - большие).
Примечание. Эти упражнения могут быть еще веселее, если есть широкие скамьи, диваны, или очень устойчивые крепкие стулья. Тогда ребята должны выполнить задания, стоя на скамьях, и переходить, не ступая на пол.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, координация
Количество игроков: 5 и более

Три, Тринадцать, Тридцать
Три, Тринадцать, Тридцать - игра, которая хорошо развивает внимание и быструю реакцию детей. Может использоваться в школе на физкульт-минутках учеников младших классов.
Участники игры заранее оговаривают: какое из чисел - какое действие обозначает. Игроки строятся в Шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук.
Если водящий (учитель) говорит «три» - все игроки должны поднять руки вверх, при слове «тринадцать» - руки на пояс, при слове «тридцать» - руки вперед и т. д. (Можно придумать самые разные движения). Игроки должны быстро выполнить соответствующие движения.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, реакция

Цветные флажки
Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей, внимания.
Атрибуты: 5 флажков разного цвета.
Ход игры: на игровой площадке рисуются 5 кружков диаметром 2 м на расстоянии 1 м друг от друга. Игроки делятся на 5 команд. Каждая команда встает в свой кружок. В центре каждого кружка стоит игрок с цветным флажком в руках.
По сигналу ведущего игроки разбегаются по площадке. По второму сигналу они останавливаются и закрывают глаза. В это время игроки с флажками меняются местами; По третьему сигналу игроки открывают глаза и быстро ищут свой флажок. Побеждают те игроки, которые раньше других вернулись к флажку своего цвета.
Особые замечания: если игрок открыл глаза, его команда считается проигравшей.

Кривое зеркало

Атрибуты: 6 скакалок.
Ход игры: игра начинается с того, что ведущий показывает разные прыжки со скакалкой: прыжки со скрещенными ногами, прыжки с высоко поднятыми коленями, двойные прыжки и т. д. Затем игроки встают попарно, друг напротив друга, и пытаются повторить все показанные движения ведущего. Игрок, который ошибся, выходит из игры, и его заменяет следующий.
Особые замечания: новым водящим становится игрок, не совершивший ни одной ошибки.

«Шерлок Холмс»
Выбирается ведущий («Шерлок Холмс») и 3-5 «преступников». Чем меньше возраст детей, тем меньше «преступников». «Преступники» встают перед «Шерлоком Холмсом». «Шерлок Холмс» внимательно в течение нескольких секунд (20-30) внимательно разглядывает «преступников» и выходит из помещения. «Преступники» делают пять изменений в своей одежде и позе. Возвратившийся «Шерлок Холмс» должен найти у каждого его пять изменений. Тот игрок, у которого «сыщик» нашел все пять изменений, должен выполнить какое-либо желание «Шерлока Холмса». Тот, у которого не определено хотя бы одно изменение, сам становится «Шерлоком Холмсом».

«Путаница»
Выбирают водящего. Все остальные игроки становятся в комнате, взявшись за руки. Водящий выходит из комнаты, а остальные игроки начинают передвигаться относительно друг друга, но не отрывая рук (запутываться). Затем приглашают в комнату водящего. Он должен определить, в каком порядке стояли игроки изначально. Повторяют игру несколько раз, меняя водящего.

«Космонавты»
На площадке в разных частях чертим контуры ракеты. Их должно быть на несколько штук меньше играющих. Все дети берутся за руки. Они идут по кругу со словами: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!» Как только сказано последнее слово, дети разбегаются, стараясь занять свободное место в «ракете». Опоздавшие собираются в центре круга. Отмечаем тех детей, которые ни разу не опоздали на «ракету»

«Вороны и воробьи»
На линиях в 3 – 5 м. друг от друга команды располагаются шеренгами спиной друг к другу. Одна команда – «Вороны», другая – «Воробьи». По сигналу «вороны» одноименная команда убегает, а другая старается догнать и «осалить» убегающих до определенной отметки. Побеждает команда, «осалившая» большее число игроков другой команды.

Шишки, желуди, орехи
Подвижная игра, которая очень сильно нравится детям.
Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга.
Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье-то место.
Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, координация, ловкость, мышление, реакция Количество игроков: 7 и более
Место игры: улица

Птицы, блохи, пауки
Группа делится на две команды. Каждая команда в тайне от другой решает, кем она будет, - «птицами», «пауками» или «блохами». Две команды встают в линейки в центре зала лицом друг к другу жест, обозначающий выбранное животное.
Пауки убегают от птиц, блохи от пауков, птицы от блох. Тот, кто не успел добежать до противоположной стены, переходит в другую команду.
Возраст: от шести лет
Цель игры: разрядка, концентрация внимания
Количество игроков: 10 - 30
Место игры: просторное безопасное помещение

Белые медведи
Белые медведи - подвижная коллективная игра для детей младшего школьного возраста. Развивает активные творческие двигательные действия, мотивированные сюжетом игры.
На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место - льдина, на которой стоит водящий - «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.
«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» - и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого.
Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. Поймав кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!».
«Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину.
Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат».
Когда будут переловлены все «медвежата» - игра заканчивается.
Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».
Примечание. Пойманный «медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь». При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: ловкость, реакция, фантазия
Количество игроков: 7 и более

3. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ
«Бездомный заяц»
Интересная игра для детей младшего школьного возраста. Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные игроки - зайцы, чертят себе круг, и встают во внутрь.
Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг, тогда заяц, что стоял в кругу, должен сразу же убегать, потому что он становится бездомным, и охотник будет за ним охотиться. Как только охотник поймает зайца, он сам станет зайцем, а бывший заяц - охотником.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, выносливость, мышление, реакция
Количество игроков: 3 и и более

Дай руку
Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой нельзя выбегать.
Выбирается один ведущий - салка, остальные игроки вольно перемещаются по площадке.
Салка начинает ловить игроков, которые убегают от него, при этом дети стремятся взяться за руки с самым близким игроком.
Взявшись за руки, они останавливаются друг другу лицом. В этом случае салка не имеет право их осалить.
Если салка догнал одиночного игрока, они меняются ролями.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, выносливость, ловкость, реакция

«Кто кого»
Игра похожа на подвижную игру "Перетягивание"
2 участника.
Плоскость грунта разделена линией. Соперники - по две стороны.
Они берутся двумя руками за палку.
Задача: перетащить соперника на свою сторону.

Британский Бульдог
Играет влияет на выносливость и реакцию ребенка.
Дети назначают двух ловцов («бульдогов»). «Бульдоги» стоят с одной стороны площадки, а все остальные - с противоположного. За сигналом одного из «бульдогов» все игроки должны перебежать в другую сторону. Но так, чтобы игрока не словили «бульдоги».
Игра продолжается до тех пор, пока все бегуны не превратятся в «бульдогов».
Возраст: от шести лет
Игра развивает: выносливость, реакция, сила
Количество игроков: 4 и более

«Штандр»
Цель игры: развивать выносливость, меткость, воспитывать честность.
Материалы необходимые для игры: мяч, лучше волейбольный, но можно и резиновый.
Правила игры: Для начала игры необходимо выбрать водящего, это можно сделать с помощью считалочки. Водящий в руках держит мяч. Все играющие собираются возле водящего. Водящий подбрасывает мяч как можно выше. В этот момент все играющие разбегаются в разные стороны. Водящий должен поймать мяч и как только мяч будет в его руках, он кричит: «Штандр!». Все играющие должны остановиться на месте, где их застала эта команда. Водящий должен мячом осалить кого-либо из играющих. Осаленный игрок становится водящим, а водящий становится играющим, и игра продолжается. Игра может идти до тех пор, пока она не надоест.

«Смена мест»
Цель игры: развитие прыгучести и прыжковой выносливости.
Материалы необходимые для игры: мел для обозначения линии старта (финиша)
Ход игры: Все играющие делятся на две команды. По краям площадки размечаются две линии – это так называемые «дома». Обе команды встают в шеренги лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки, за линиями своих «домов», приседают и кладут руки на колени.
По сигналу все игроки прыгают из глубокого приседа, двигаясь вперед, стараясь быстрее пересечь линию противоположного «дома». Побеждает команда, игроки которой первыми соберутся за противоположной линией. Затем обе команды прыгают в обратную сторону, но в игре не принимает участия тот игрок, который последним пересек линию, он выбывает из игры. Эта игра может продолжаться до тех пор, пока на площадке не останется по 2–3 самых выносливых прыгуна. Побеждает команда, в которой осталось большее число прыгунов. Можно продолжить дальше соревнование, и тогда можно определить лучшего прыгуна.
Команды могут быть смешанными, а могут состоять только из мальчиков или из девочек (если хватает участников).
Эта игра подходит как для игры в спортивном зале, так и для игры во дворе.

Скакалки

Необходимые материалы и наглядные пособия: скакалки.
Ход игры
Игроки прыгают через скакалку различным образом: на 2 ногах, на 1 ноге и т. д. Выигрывает тот, кто продержится дольше других.

Классики
Цель игры: развить физическую силу и выносливость.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мел, бита.
Ход игры
На игровой площадке чертятся классики. Игроки должны, прыгая на 1 ноге и толкая биту перед собой, пропрыгать с 1 -го по 10-й класс. Если бита вылетает за пределы классиков, игрок уступает место следующему. Выигрывает тот игрок, который первым пропрыгает все классы.

4. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТИ, ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
Море волнуется
Дети идут по кругу и произносят слова: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура на месте замри! » На последнее слово дети останавливаются и «замирают» в позе морского животного. Ведущий или ребенок пытается отгадать название этих животных.

Что делаешь?
Дети выбирают «хозяйку дома» и, став в круг, чертят вокруг себя кружочки - домики. «Хозяйка» обходит играющих и каждому из них поручает работу по дому. Например: рубить дрова, косить сено, стирать белье, печь пироги и т. п. Дети выполняют задания. «Хозяйка» становится в центр круга и говорит: «А сейчас се будем вместе забивать гвозди! » Дети выполняют все, что задает «хозяйка». Неожиданно «хозяйка» показывает рукой на кого-нибудь из детей и спрашивает: «Что делаешь? » Ребенок должен назвать работу, которую ему поручили выполнить в начале игры. После этого «хозяйка» дает всем новые задания.

Фигуры
Один из игроков назначается водящим. Дети разбегаются по залу, по сигналу они останавливаются, изображая застывшие фигуры спортсмена, работающего человека, животного, птицы и др. Водящий ходит среди фигур и выбирает наиболее удачную. Отмечаются дети, принимавшие самые трудные позы.

Ровным кругом
Дети образуют круг, внутри которого находится водящий. Двигаясь влево (вправо) по кругу, дети произносят слова:
Ровным кругом, друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Все, что Коля нам покажет,
Будем дружно повторять!
Водящий показывает какое либо движение (подпрыгивает, вращает руками, приседает и др.) . Дети должны в точности повторить его. После этого назначаются новый водящий, и игра повторяется.

Воздух, вода, земля, ветер
Дети образуют круг, водящий в середине. Подойдя к кому - либо из детей, водящий говорит одно из четырех слов: «воздух», «вода», «земля», «ветер» – и считает до пяти. Ребенок должен за это время придумать и показать (в зависимости от слова, которое ему задано) птицу, рыбу, зверя или покружится на месте (ветер). Кто не успел это сделать, выходит из игры.

Повтори-ка
Один из играющих показывает движениями какого-либо зверя, например зайчика. Следующий повторяет движения зайчика и от себя прибавляет движения другого животного – лисы. И так каждый следующий игрок, выполнив движения всех показанных ранее животных, прибавляет от себя еще одно, новое. Список зверей растет. Побеждает тот, у кого лучшая память и воображение.

Выставка картин
Ведущий назначает трех «посетителей», остальные дети- «картины». По сигналу: «Приготовить выставку! » - дети советуются друг с другом, какие картины они будут изображать (лыжника, конькобежца, пловца, конника, вратаря). Картину можно изображать вдвоем или втроем: елочка под не зайчик, сказку «Репка» и т. п. Через несколько секунд воспитатель объявляет: «Открыть выставку! » Дети становятся вдоль площадки и принимают задуманные позы. «Посетители» осматривают «выставку» и отмечают наиболее удачные «картины». По сигналу: «Выставка закрыта! » - дети принимают свободные позы.

5. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ, ЛОВКОСТИ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ
Удочка
Цель игры: развитие ловкости, координации движений.
Из общего числа играющих выбирается водящий. Остальные игроки встают в круг диаметром 3-4 м.
Водящий становится В центр крута. У него в руках веревочка длиной 2 м с привязанным к концу мешочком с песком. Водящий вращает веревочку так, чтобы мешочек с песком летел над уровнем пола на высоте 5-10 см.
Каждый из играющих должен подпрыгнуть и пропустить летящий мешочек. Тот, кого водящий задел летящим мешочком, получает штрафное очко. Подсчитывается общее число штрафных очков после того, как мешочек совершит 8-10 полных кругов. Побеждает тот, кого веревочка ни разу не задела по ногам.
После смены водящего игра начинается сначала.

Попрыгунчики - воробушки
Замечательная детская игра. Предварительно на асфальте чертиться круг с помощью мела.
В центре круга находится ведущий - «ворона». За кругом стоят все игроки, которые являются «воробушками».
Они запрыгивают в круг и прыгают внутри него. Затем так же из него выпрыгивают.
«Ворона» старается поймать «воробушка», когда тот скачет внутри круга.
Если «воробушка» все-таки словили, то он становится ведущим и игра начинается сначала.
Возраст: от шести лет
Игра развивает: внимательность, ловкость, мышление, реакция
Количество игроков: 3 и более

Кирпичики и каменщики
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей, ловкости.
Ход игры: из игроков выбираются 2 «каменщика». Остальные - «кирпичики». «Кирпичики» разбегаются по площадке, а «каменщики» начинают бегать за ними и пытаться осалить кого-то из «кирпичиков». Осаленного «кирпичика» каждый «каменщик» ведет в одно место и оставляет там. Следующего осаленного «кирпичика» «каменщик» ставит рядом с первым - образуется «стена».
Выигрывает тот «каменщик», у которого «стена» будет длиннее, т. е. он осалит больше «кирпичиков».
Особые замечания: осаленным «кирпичикам» нельзя убегать со своего места.

«Через ручеёк»
Цель игры: развить физическую силу и выносливость.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мел.
Ход игры
На игровой площадке рисуют ручеек, который к концу" постепенно расширяется. Игрокам предлагается перепрыгнуть через ручеек: сначала через узкое его место, затем там, где он шире и шире. Если игрокам это удается, их необходимо хвалить.

«Вышибалы»
Активная игра с мячом. Выбираются два водящих игрока, которые встают с мячом на расстоянии друг от друга на 10 - 15 метров. Остальные игроки перебегают между водящими от одного к другому. Водящие, перекидывая друг другу мяч, стараются попасть в одного из игроков. Тот, в кого попадут, выбывает из игры. Однако игроки могут попытаться поймать мяч. Каждый пойманный мяч возвращает в игровое поле одного из выбывших. Задача водящих - «выбить» из игры всех игроков.

«Карусель»
Играющие становятся в круг. На земле лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны). Ребята поднимают ее с земли и, держась за нее правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом кругом-кругом,
Все бегом-бегом-бегом.
Играющие двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде руководителя: «Поворот!» - они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут веревку на землю и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь «сесть на карусель», т. е. взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места «на карусели» можно только до третьего звонка (хлопка). Опоздавший на карусели не катается.

6. ИГРЫ С МЯЧОМ
«Перейди мячи»
Пять-шесть набивных мячей разместить на одной линии с интервалами 0,5-1,5 м. Играющий запоминает расположение мячей, поворачивается кругом и движется спиной вперед. Задача – обойти и не задеть мячи. Кто выполнит задание, тот победитель. Расположение мячей каждый раз меняется.
Варианты. 1. Увеличить количество мячей (для старших школьников). 2. Продвигаться спиной вперед, перешагивая через мячи. 3. Продвигаться спиной вперед с завязанными глазами.

«Проведи мяч»
Играющий, двигаясь по полу, должен провести мяч баскетбольным дриблингом по рейке гимнастической скамейки. Побеждает игрок, которому удалось это сделать.
Варианты: то же, но игрок двигается по рейке, а мяч ведет по полу.

«Попади в мяч»
Играющие делятся на две команды и становятся в шеренги, лицом друг к другу. Расстояние между шеренгами 8-10 м. Посередине табуретки лежит волейбольный мяч. У каждого из игроков по малому мячу. По сигналу учителя игроки одной команды выполняют броски, стараясь сбить волейбольный мяч. Если кому-нибудь удастся сбить мяч, то команде засчитывается 1 очко. Затем начинает броски другая команда. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

«Сбей отскоком»
В 2-5 м от стены (дистанция зависит от возраста и опыта играющих) ставят городок, кеглю, надувную игрушку. Задача: бросить мяч о стену так, чтобы, отскочив, он сбил установленный предмет. У кого будет больше успешных попыток из пяти? Кому потребуется меньше попыток, чтобы сбить предмет пять раз?
Бросать мяч можно с любой точки.
Вариант: поставить на некотором расстоянии от стены ящик, коробку, корзину, положить обруч. Задача: попасть мячом в цель.

«Не урони мячик»
На линии старта каждый участник игры получает две палочки. Затем играющие становятся парами и палочками зажимают мяч, чтобы он не упал. Каждая пара должна пробежать быстрее своих соперников, не уронив мячик. Если же мячик упал, надо остановиться, поднять его, положить на палочки и снова бежать. Дистанция бега 15-20 м.
«Брось и поймай»!
Играющий держит мяч за спиной двумя руками. Наклоняясь вперед, он бросает мяч через голову вверх и вперед. Теперь надо успеть распрямиться и поймать падающий мяч. Каждому дается, скажем, по пять попыток. Победит тот, у кого больше попыток успешных.
Варианты игры: мяч можно бросить о стенку (если нет окон) с расстояния в несколько метров – и ловить его, когда он отскочит; можно забрасывать мяч на покатую крышу (сарай, гараж, навес) – и ловить его, когда он скатится.
В игру можно вносить усложнения. Например, дается задание: перед тем как поймать мяч, надо несколько раз хлопнуть в ладоши. Или сделать полный поворот кругом (когда мяч бросают о стенку или кидают на крышу).

«Охотники и утки»
Цель игры: развитие глазомера, ловкости.
На игровой площадке чертится круг диаметром 5- 8 м (в зависимости от возраста игроков и их числа).
Все играющие делятся на две команды: «утки» и «охотники». «Утки» располагаются внутри круга, а «охотники» за кругом. «Охотники» получают мяч.
По сигналу или по команде учителя «охотники» начинают мячом выбивать «уток». «Убитые утки», в которых попал мяч, выбывают за пределы круга. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все «утки» из круга. Во время броска мяча «охотникам» нельзя переступать черту круга.
Когда будут выбиты все «утки», команды меняются местами.
Вариант игры: из числа играющих выбираются 3- 4 «охотника», которые стоят в разных концах площадки. У каждого «охотника» по малому мячу. Играющие разбегаются по площадке, но не выходят за ее пределы.
По сигналу или команде учителя все играющие останавливаются на своих местах, а «охотники» целятся и бросают в них мячи. Играющие могут уклоняться от летящего мяча, но им нельзя сходить со своего места.
Выбитые «утки» выходят из игры. Выигрывает «охотник» выбивший наибольшее число «уток».

«Краски»
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки-краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.
Покупатель стучит:
Тук! Тук!
- Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки».
Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.
Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.
Правила игры: Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

«Стадо»
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
Пастушок! Пастушок!
Заиграй во рожок!
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
Правила игры: Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Пастух только заслоняет овец от волка, но не задерживает его руками.

«Два Мороза»
Играющие располагаются по одной стороне площадки, на середине двое водящих – два Мороза». Морозы обращаются к ребятам со словами: «Мы два брата молодые, два Мороза удалые!» Один из них, указывая на себя, говорит: «Я Мороз – синий нос». Другой: «Я Мороз – красный нос». И вместе: «Кто из вас решится в путь-дорожку пуститься?» Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!» После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки. Водящие стараются «осалить» перебегающих, «осаленные» остаются на том месте, где их «заморозил Мороз».
Во время следующих перебежек играющие могут выручить «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них руками. После нескольких перебежек назначаются другие Морозы. Отмечаются те дети, которые не попали к Морозам ни разу, а также лучшая пара водящих..

"Колечко"
Выбирают водящего, ему дают ""колечко"" – любой маленький предмет. Участники становятся в ряд, держа перед собой ладони ""лодочкой"". Водящий проходит через весь ряд, вкладывая свои ладони в ладони каждого участника. При этом незаметно оставляет ""колечко"" в ладонях какого-либо участника. Пройдя всех, водящий говорит: ""Колечко, колечко, выйди на крылечко"". Задача обладателя ""колечка"" – выбежать вперёд, задача всех остальных детей – постараться предугадать обладателя ""колечка"" и не выпустить его из ряда.

"Ручеёк"
В произвольном порядке разбиться на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки, подняв сомкнутые руки вверх, как бы образуя крышу. Водящий проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.

«У медведя во бору»
Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, напевая песенку:
У медведя во бору
Грибы ягоды беру!
Медведь постыл
На печи застыл!
Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится медведем. Правила игры: Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов песни. Дети, в зависимости от поведения медведя, могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

«Филин и пташки»
Перед началом игры дети выбирают для себя названия птиц, голосу которых они смогут подражать. Например: голубь, ворона, гусь, утка, кукушка. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал. На сигнал «Филин» все птицы стараются занять места в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.
Правила игры: дома птиц и дом филина надо располагать на возвышении. Птицы летят в дом по сигналу или как только филин поймает одну из них.

«Зарница»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один играющий - заря - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница
Красная девица.
По полю ходила
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые
Кольца обвитые,
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот кто останется без места становится зарей. Игра повторяется.
Правила игры: Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий не выберет, кому положить на плечо ленту.

«Блуждающий мяч»
Все играющие. Кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга и старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удается он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг.
Игра повторяется.
Правила игры: Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя мяч передавать через одного, можно только рядом стоящему игроку. Водящему запрещается заходить в круг. Мяч можно передавать в любую сторону. Играющий, уронивший мяч, становится водящим.

«Совушка»
Содержание игры. По сигналу ведущего: "День наступает, всё оживает!" - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу: "Ночь наступает, всё замирает - сова вылетает!" - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. "Совушка" выходи на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх играющих.
Затем "совушка" опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.
Побеждают игроки, которые не были пойманы ни разу. Также можно отметить лучшего водящего - поймавшего большее количество игроков.

8. ЭСТАФЕТЫ
Эстафета зверей
Играющие делятся на 2 - 4 равные команды и выстраиваются в колонны по одному. Играющие в командах принимают названия зверей. Стоящие первыми называются "медведями", вторыми - "волками", третьими - "лисами", четвертыми - "зайцами". Перед впереди стоящими проводится стартовая линия. По команде ведущего участники команд должны пропрыгать до заданного места так, как это делают настоящие звери. Команда "волков" бегут как волки, команда "зайцев" - как зайцы и т. д.

Разгрузи машину
Детям предлагается разгрузить «машины» с «овощами». Машины ставят у одной стены, а напротив них у другой стены помещают две корзины. Около корзин встают по одному игроку и по сигналу бегут к машинам. Переносить овощи можно по одной штуке. Овощи должны быть во всех машинах одинаковые как по количеству, так и по объему.
Затем другие участники могут «нагружать» машины; В этом случае игроки встают у машин, по сигналу бегут к корзинам и переносят овощи в машины.
Машинами могут быть коробки, стулья; овощами - кегли, кубики и т. п.

Передал - садись!
Играющие делятся на несколько команд, по 7 - 8 человек в каждой и строятся за общей линией старта в колонну по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5 - 6 м становятся капитаны. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан передает мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

Репка
Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит репка - ребенок в шапочке с изображением репки.
Игру начинает дед. По сигналу он бежит к репке, обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают репку и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется репка. Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула репку.

Посади и собери урожай
Количество игроков: 2 команды по 4 человека
Дополнительно: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.
1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
Побеждает более быстрая команда.

Бег «сороконожек»
Играющие делятся на две-три команды по 10-20 человек и выстраиваются в затылок друг другу. Каждая команда получает толстую веревку (канат), за которую все игроки берутся правой или левой рукой, равномерно распределяясь по обе стороны веревки. По сигналу организатора «сороконожки» бегут вперед 40-50 метров до «финиша», все время держась за веревку.
Победа присуждается команде, которая первой прибежала к финишу, при условии, что ни один из ее участников не отцепился от веревки во время бега.

Список используемой литературы
1. Лях, В. И. Мой друг физкультура. 1–4 кл. – М.: Просвещение, 2005.
2. Буйлин Ю.Ф., Портных Ю.И. Мини-баскетбол. М., 2000
3. Галицкий А.В. Путешествие в страну игр. М., 2001
4. Клусов Н.П. Ручной мяч. М. 1996
5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011
6. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся. М., 2002
7. Ковалько В. И. «Здоровье - сберегающие технологии», Москва «Вако», 2004 г.
8. Ковалько В.И.Поурочные разработки по физкультуре 1-4 классы: Методические рекомендации, практические материалы,поурочное планирование.-2-е изд., испр.- М.: ВАКО,2005.
9. Интернет ресурсы

Мой сын Степка шустрый пацан, но вот с ловкостью у него не очень. Раз не очень, надо развивать. К тому же навыки ловкости и координации движений закладываются как раз в возрасте 7-12 лет. Так что моя очередная подборка игр для детей как раз о том, как развить у детей ловкость.


Охотники

Эта игра не только для детей, но и для всей семьи. Это одна из наших любимых общесемейных игр. Мы любим в нее играть, когда приходят наши друзья. С одинаковым удовольствием играю и взрослые, и дети.

Итак, до начала игры нужно заготовить карточки с именами участников. Карточки складывают в стопку, перетасовывают и раздают по одной каждому игроку. Причем карточки надо раздавать аккуратно, никто (кроме самого игрока) не должен видеть, что на карточке написано.

Затем включаем веселую музыку и танцуем-танцуем-танцуем… Игрок (охотник) следит за тем игроком (добычей), чье имя написано на карточке. То есть по сути все являются и охотниками и добычей.

Музыка заканчивается и в этот самый момент охотники должны быстро схватить свою добычу. Но каждый игрок-добыча в свою очередь, должен схватить другого игрока, для которого он является охотником.

После этого карточки можно снова собрать, перетасовать и игру начать заново.

Ловкая нога

Для этой игры понадобится кое-какой инвентарь, а именно - 2 стула, 4 блюдца и 10 грецких орехов.

Два участника игры разуваются и садятся на стулья. Ведущий перед каждым ставит по блюдцу, а рядом кладет по 5 грецких орехов. По его команде игроки должны пальцами правой ноги переложить все орехи с пола на блюдце. А потом пальцами левой ноги переложить орехи из блюдца на пол.

Кто сделает это первым – тот победил.

Полоса препятствий

Одним из главных признаков ловкости является возможность быстро и правильно запоминать и повторять новые комбинации движений.

Эту игру можно проводить как для команды, так и для двух игроков. Два участника встают у одной черты и по сигналу ведущего начинают выполнять упражнение. Упражнение ведущий рассказывает заранее и не подсказывает игрокам. Тот, кто собьется, выбывает.

Вы можете придумать свое упражнение «полоса препятствий». Для примера я приведу свое:

Пропрыгать на правой ноги до стула
Проползти под стулом
Повернуться вокруг своей оси
На левой ноге пропрыгать обратно до ограничительной черты

Если игра проводится в команде, каждому последующему участнику можно добавлять по еще одному заданию. Например, присесть перед тем, как пересечь ограничительную черту. Но тогда самому последнему игроку достается самое сложное задание.

Мячики

Эту игру удобнее проводить на улице. На асфальте нужно нарисовать круг (диаметром примерно 1 метр). В центр круга встает игрок с мячом в руках. Позади него кладут 8 теннисных мячиков. Игрок подбрасывает мяч, который находится у него в руках и, пока он летит, старается подобрать как можно больше мячиков, что лежали позади него. Главное не выходить за пределы круга.

Побеждает тот участник, которому удалось подобрать как можно больше мячей.

Третий лишний

Игра для детей "Третий лишний" - одна из моих самых любимых игр. Помню, что я сам в детстве очень любил эту игру. Она, кстати, отлично развивает реакцию и ловкость.

Все дети делятся на пары и прогуливаются по кругу. За пределами круга стоят два ведущих – один убегающий, другой догоняющий. Убегающий, спасаясь от преследования, берет за руку одного человека из любой пары. Тот, кто остался теперь без пары – лишний. Теперь он убегает от догоняющего.

Когда догоняющий дотронется до убегающего, они меняются ролями.

«Слепая» дорога

Оказывается, что у специалистов есть свой критерий, по которому они оценивают ловкость – это способность сохранять равновесие.

Так что развить ловкость может ходьба по гимнастическому бревну или простой скамейке. Но ходить туда-сюда скучно. Можно придумать эстафету.

У нас во дворе длинных скамеек нет, зато по периметру тянутся бордюры. Игроки по очереди должны как можно быстрее пройти по бордюру, при этом чеканить рукой мяч. Если мяч ускакал далеко и игроку приходиться сходить с бордюра, чтобы достать мяч, игрок выбывает из эстафеты.

Прыг-скок

Для игры понадобится ровная свободная площадка. С одной стороны встает ведущий и отталкивает мяч (он должен катиться по прямой). Задача игрока, пока мяч катится до другого конца площадки, перепрыгнуть мяч как можно больше раз. То есть получается, что игрок прыгает змейкой: справа-налево, слева-направо.

Если ребятам легко справиться с этой задачей, пусть они скачут на одной ноге.

Лесная поляна

Все играющие делятся на три команды (желательно, чтобы в каждой было хотя бы по 5 человек) и выстраиваются в три шеренги. Одна команда – тропинка, вторая – кочка, третья – гора.

По команде ведущего «тропинки» присаживаются на корточки, «кочки» садятся в круг и поднимают руки вверх, а «горы» стоят на правой ноге и ставят руки на пояс. В этой игре для детей выигрывает та команда, которая быстрее других встанет в нужную позу.

Салка, дай руку!

Как это ни странно, но обычные салки – это еще один из способов развить у ребенка ловкость. Но для лучшего эффекта можно игру чуть-чуть усложнить.

Итак, убегающий, спасаясь от салки, зовет на помощь других игроков и кричит: «Дай руку!». Если кто-то возьмется с ним за руку, то водящий уже не может их осалить и ему приходиться искать другую «жертву». Как только догоняющий осалит убегающего, они меняются местами и игра продолжается.

В играх выносливость проявляется не в статических, а в динамических условиях роботы, когда чередуются моменты напряжения и расслабления. Эти упражнения, особенно циклического характера, могут вызывать утомление, при этом наблюдается снижение работоспособности. Поэтому такие упражнения следует давать во второй половине занятия.

«Рыбаки и рыбки».

Подготовка: игроки располагаются по кругу. В центре водящий со скакалкой.

Описание игры: водящий вращает скакалку под ногами играющих, все подпрыгивают, стараясь не задеть её. А кто все-таки задевает скакалку, становится сам на место «рыбака».

2. «Кто быстрей».

Подготовка: игроки разбиваются на две команды и становятся вдоль лицевой линии.

Описание игры: в середине площадки находится мяч; руководитель называет номер игроков, те устремляются к мячу, с целью быстрее завладеть мячом.

3. «Перехват мяча».

Подготовка: начертить три круга. В каждом кругу по три участника.

Описание игры: в пределах круга двое игроков перебрасывают друг другу мяч. Третий старается перехватить его.

4. «Тигробол».

Подготовка: игроки образуют круг 8 м, несколько «тигров» находятся в середине круга.

Описание игры: занимающиеся разыгрывают мяч между собой, «тигры» стараются коснуться мяча. Кто позволил «тигру» коснуться мяча становится на его место.

5. «Выбивалы».

Подготовка: игроки делятся на две команды. Одна команда располагается на одной половине площадки, а вторая на другой.

Описание игры: каждая команда старается выбить мячом игроков другой команды, разыгрывая мяч между собой.

6. «Регби».

Подготовка: на площадке две команды по 5 человек, 6-й в воротах.

Описание игры: мяч устанавливается в центре. Обе команды стараются за мячом от линии своих ворот. Каждая команда старается доставить мяч за линию ворот соперника.

7. «Футбол на спине»

Подготовка: игроки располагаются в положении лежа на спине, упор руками сзади и развирывают мяч ногами. Команды стараются забить мяч в ворота соперника.

8. «Скачки».

Подготовка: играющие разбиваются на «наездников» и «коней».

Описание игры: пары выстраиваются вдоль лицевой линии, »наездник» сидит верхом на «коне».

Задача. Быстрее достичь противоположной лицевой линии.

9. «Сумей догнать»

Подготовка: на беговой дорожке 16 игроков. Они находятся на расстоянии 25 метров друг от друга.

Описание игры: по сигналу начинается бег. Необходимо догнать впереди бегущего игрока, но и не допустить, чтобы тебя догнал сзади бегущий.

Игры для развития ловкости

Ловкость - это сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия оценки. Под ловкостью понимают:

способность быстро осваивать новые движения;

способность осваивать сложные по координации движения;

3)способность быстро найти выход из двигательной ситуации.

Это качество проявляется в умении быстро перестраиваться

в соответствии с меняющейся обстановкой. Ловкость помогает в овладении спортивной техникой и ее совершенствовании. Для воспитания ловкости используют самые разные упражнения.

« Зоркий глаз».

Во время ходьбы или бега по зрительному сигналу занимающиеся выполняют заранее обусловленное действие. Например: поднятая вверх рука означает, что дети должны выполнить скачок вперёд и принять обусловленную стойку.

«Падающая палка».

Подготовка: занимающиеся становятся в круг. В центре круга водящий, который придерживает за верхний конец палку, находящуюся в вертикальном положении.

Описание игры: водящий называет номер одного из игроков и отпускает палку, игрок должен сделать выпад вперед и схватить палку, не дав ей упасть.

3. «Мяч над веревкой».

Подготовка: через середину поля на высоте поднятой руки натягивается сетка или веревка. На каждой половине площадки располагается одна команда.

Описание игры: каждая команда старается бросить мяч над сеткой на поле соперника так, чтобы он коснулся земли и одновременно не допустить этого на своем поле.

4. «Передачи волейболистов».

Описание игры: занимающиеся становятся в круг и способом верхней передачи отбивают мяч вверх друг другу. Игрок, допустивший падение мяча, получает штрафное очко. Побеждает тот, кто меньше допустил ошибок.

5. «Только снизу».

Описание игры: обычная игра в волейбол, но передачи мяча разрешается выполнять только снизу двумя или одной рукой. В противном случае мяч передаётся на противоположную сторону, а команда получает очко.

6. «Бомбардиры».

Подготовка: участники стоят по кругу и перебрасывают друг другу мяч.

Описание игры: допустивший ошибку при приёме мяча или пославший мяч неточно садится в центр круга. Остальные, время от времени нападающим ударом посылают мяч в сидящих. Если попали в игрока, тот выходит из круга и продолжает игру. Обстрел длится до тех пор, пока один из сидящих не поймает мяч в руки, тогда все встают, а игрок пробивший в руки садится в круг.

7. «По наземной мишени».

Подготовка: на волейбольной площадке чертятся два круга.

Описание игры: игроки поочереди разбегаются и бросают мяч в круг двумя руками. За удачное попадание команда получает очко.

8. «Точная подача».

Подготовка: на волейбольном поле чертятся квадраты.

Описание игры: игроки выполняют любую подачу, предварительно назвав номер квадрата, в который они хотят попасть. Игрок, попавший в квадрат, получает очко.

9. «Смена кругов».

Подготовка: на площадке чертят круги. Одна команда становится в круги, другая между ними.

Описание игры: команда, находившаяся вне круга, старается отобрать мяч у игроков круга, которые перебрасывают мяч между собой, не выходя из круга.

Игры для развития гибкости

Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость зависит от эластичности мышц, сухожилий и связок.

Гибкость проявляется при выполнении всех технических приемов. Поэтому высокая эластичность мышц, сухожилий и связок способствует хорошему ведению игры.

Основными средствами развития гибкости являются упражнения с малыми отягощениями, с партнёром и упражнения близкие по своей структуре к упражнениям волейболиста, выполняющего технический приём.

1. «Кто быстрее передаст».

Подготовка: две команды выстраиваются в колонну. Дистанция между игроками в команде 1 м.

Описание игры: по сигналу обе команды начинают передавать мяч, используя верхнюю передачу мяча, сзади стоящему партнёру. Кто быстрее передаст мяч.

2. «Кто быстрее».

Подготовка: строятся две команды. У каждой набивной мяч, дистанция между партнерами-1м.

Описание игры: игроки передают мяч друг другу, поворачивая туловище направо, достигнув крайнего игрока, мяч передается в обратном направлении поворотом налево.

3. «Скамейка над головой».

Описание игры: по команде игроки наклоняются вправо и берут скамейку, переправляя ее над головой на другую сторону, потом переходят на другое место, чтобы скамейка оказалась слева, и выполняют упражнение вновь до условной линии. Игра выполняется по времени.

4. «Мостик и кошка».

Подготовка: строятся две команды. Каждая команда рассчитывается на первый-второй. Перед каждой командой чертятся по два круга.

Описание игры: по сигналу первые пары от каждой команды начинают эстафету. Оказавшись в первом кругу, один из игроков делает " мост", а второй пролезает под ним и бежит в другой круг, где принимает упор, стоя согнувшись. Его партнер пролезает под ним, после чего оба, взявшись за руки, бегут назад и передают эстафету следующей паре.

Игры на развитие ловкости, моторики, внимания и координации движения

В возрасте 2-3 лет особое внимание следует уделять развитию опорно-двигательного аппарата ребенка.

Все движения условно можно поделить на три вида: основные, предметные и образные. К основным движениям относятся ходьба, ползание, бег, прыжки, лазание. Под предметными движениями подразумевается овладение действиями с предметами ближайшего окружения, а также игрушками, такими как кубики, мяч, лопатка и пр. Образные движения ребенок совершает, когда подражает движениям других объектов: «летает» как бабочка или птичка, бегает как собачка, грызет морковку как кролик, как будто стирает белье куклы и т. д.

Развитию каждого из трех вышеперечисленных видов движений необходимо уделять ежедневное внимание.

Зеркало

Игра развивает внимание и координацию движений.

◈ Очень веселая игра. Смысл ее заключается в том, чтобы ребенок стал «зеркалом» и повторял все, что будете делать вы.

◈ Начинайте с простых движений. Например, похлопайте в ладоши, поднимите левую ногу, улыбнитесь, зажмурьте правый глаз.

◈ Сложность игры заключается в том, чтобы повторить движения зеркально.

◈ Малыш с удовольствием поменяется с вами ролями. Можно играть в эту игру под веселую музыку. Кстати, «Зеркало» прекрасно подойдет и для дружной компании.

Весёлый заяц

Игра способствует развитию внимания, координации движений, моторики.

Необходимый инвентарь : две мягкие игрушки.

◈ Дайте ребенку мягкую игрушку, себе возьмите другую. Объясните, что ваша игрушка будет показывать движения, а игрушка малыша должна их повторять. Затем поменяйтесь ролями.

Повторяй за мной

Игра научит ребёнка различать правую и левую стороны; поможет в запоминании названий частей тела.

◈ Задача ребенка состоит в том, чтобы повторять ваши действия, ориентируясь на устные комментарии. Например: поверни голову направо, покажи мне левую пятку, дотронься правой рукой до левого уха . Когда ребенок начнет хорошо ориентироваться, вы можете усложнить задачу, заставляя его воспринимать команды на слух.

◈ Обязательно меняйтесь ролями.

◈ Игра вполне подходит для дружной компании.

Будь внимателен

Игра развивает внимание, учит быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

◈ Игра больше подходит для компании, но можно играть и вдвоем.

◈ Сначала выбирают ведущего. Затем дети встают в круг и начинают двигаться, выполняя при этом различные задания в соответствии с командами ведущего:

♦ зайчики — прыгать

♦ лягушки — присесть и прыгать вприсядку

♦ цапли — стоять на одной ноге, другая нога поджата, как у цапли

♦ раки — пятиться

♦ коровы — мычать

♦ птицы — расставлять руки в стороны и бежать

Весёлая зарядка

Игра развивает координацию движении, укрепляет мышцы

◈ Покажите, как можно чертить пальцем в воздухе разные линии и фигуры. Позвольте ребенку рисовать обеими руками.

◈ Точно так же можно и нужно рисовать не только пальцами. Очень полезно проделывать то же самое носом, глазами (это еще и хорошая зарядка для глаз), и ногами (лежа на полу, или пальцами ног в положении стоя).

◈ Обязательно делайте такую веселую зарядку вместе с ребенком.

Перевозчик

Необходимый инвентарь: различные плоские игрушки, маленькие подушечки.

◈ Предложите ребенку поиграть в перевозчика ценных грузов. Его задача — переносить на голове различные предметы из одного конца комнаты в другой, не уронив.

◈ Следует выбирать такие предметы, которые можно без труда удержать на голове.

Поиграем в мяч

Необходимый инвентар ь: мяч.

◈ Начинайте с самого простого — катайте мяч друг другу.

◈ После того как малыш научится следить за его движением и будет успевать реагировать, покажите, как можно кидать и ловить мяч.

Мячик прыг, мячик скок

Игра способствует развитию координации движения, укрепляет мышцы рук

Необходимый инвентарь : мяч.

◈ Возьмите мяч и продемонстрируйте, как он отскакивает от пола при ударе. Затем пусть ребенок попробует повторить ваши действия.

А ну-ка догони

Необходимый инвентарь : мяч.

◈ Покатив мяч в противоположный конец комнаты, попросите ребенка догнать его и принести вам. Повторите несколько раз.

Кто меткий

Необходимый инвентарь : листы бумаги (любые).

◈ Скомкайте листы бумаги и обмотайте их ниткам (можно и не обматывать). У вас получатся небольшие шарики, которые можно бросать в коробку или в нарисованную мишень.

Ладоши

Игра способствует развитию координации движений, чувства ритма и слухового восприятия

◈ Сначала научите ребенка хлопать в ладоши. Похлопайте с ним вместе то тихо, то громко.

◈ На следующем этапе научите малыша хлопать, начиная с тихого звука и постепенно увеличивая громкость. Для этого начните стучать по ладони сначала одним пальцем, затем двумя, тремя и т. д.

◈ Повторите те же действия, сменив ладонь.

◈ После того как ребенок научится хлопать, можно отстукивать несложный ритм и просить его повторить. Например, два раза подряд хлопнуть в ладоши и обязательно проговорить вслух: «Раз, два».

Ладушки

Игра развивает координацию движений, чувство ритма, речевые навыки.

◈ Сидя перед ребенком и ритмично хлопая в ладоши, читайте русскую народную потешку:

— Ладушки, ладушки, где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Что пили?

— Бражку.

Кашка вкусненька,

Бражка сладенька,

Попили, поели,

Кыш, полетели!

◈ Когда ребенок научится успевать за вашим ритмом, вы можете усложнить задачу, делая первый хлопок перед собой, второй над головой, третий за спиной.

Прогулка

Необходимый инвентарь: кукольная коляска или тележка.

◈ Дайте ребенку коляску или тележку и отправьте его на «прогулку» по квартире.

На лошадке, на коровке

Игра способствует развитию координации движении, вестибулярного аппарата, речи; позволяет построить доверительные отношения с малышом

◈ Приговаривая стишок, подбрасывайте ребенка на коленях:

Едем-едем на лошадке

По дорожке гладкой-гладкой.

Как кричит наша лошадка? Иго-го!

А по конкам ловко-ловко

Мы проедем на коровке.

Как мычит корова наша? My-у-у!

На собаке по оврагам — гав-гав-гав!

А на кошке по ухабам — мяу!

Мы скакали, мы скакали,

А теперь скакать устали.

В ямку — бух!

◈ В процессе этой игры ребенок узнает, как «разговаривают» животные.

Ехали мы, ехали

Игра способствует разбитию координации движений, вестибулярного аппарата, речи; позволяет построить доверительные отношения с малышом.

◈ Подбрасывайте ребенка на коленях, приговаривая стихи и изменяя движения, соответственно тексту:

Ехали мы, ехали,

В лес за орехами

На бочке, на бочке

По ровненькой дорожке,

Темной ночкой

По кочке, по кочке.

Утром — по оврагам,

Днем — по ухабам,

Заехали на горку

И в ямку бух!

Правая рука, левая нога

Игра способствует развитию сенсорного восприятия, внимания; помогает в разграничении понятий «право», «лево».

Необходимый инвентарь : один-два колокольчика и ленточки.

◈ Предложите малышу привязать к его правой руке колокольчик и позаниматься веселой зарядкой.

◈ Если вы скажете: «Правая рука», ребенок должен поднять ее вверх и позвенеть колокольчиком. Если скажете: «Левая рука», малыш должен поднять другую руку и помахать ею.

◈ Усложняя игру, можно привязать колокольчик еще и к левой ноге. При этом в число команд добавляются фразы «Левая нога», «Правая нога».

◈ Веселое настроение вам и вашему малышу обеспечено!

Лови мяч

Игра развивает внимание, ловкость

Необходимый инвентарь : мяч.

◈ По правилам этой игры нужно по очереди бросать мяч, называя животных, птиц, растения. Но ловить его надо только в том случае, если прозвучало название какой- либо птицы.

Шнуровки

◈ Ближе к трем годам можно дать ребенку в руки так называемые игры-шнуровки. Они развивают мелкую моторику, глазомер, пространственную ориентацию, усидчивость.

◈ Игры со шнурками бывают разные. В магазинах представлен довольно богатый ассортимент.

◈ А если у вас есть свободное время, их можно сделать самим, используя плотный картон, дырокол и цветные шнурки.

Попал!

Игра способствует развитию глазомера, координации движений, логического мышления; знакомит ребёнка с поступательным движением.

Необходимый инвентарь: большой мяч, маленький мяч.

◈ Сядьте на пол. Положите большой мяч на расстоянии 1-1,5 метра от себя. Катите по полу маленький мяч, стараясь попасть им в большой. Комментируйте происходящее. Пусть малыш попробует повторить ваши действия.

◈ Обращайте внимание ребенка на то, что чем быстрее катится маленький мячик, тем сильнее он ударяет большой и, следовательно, тем дальше откатывается последний.

◈ Экспериментируйте, меняйте мячи местами. Не забывайте объяснять ребенку все, что вы делаете.

Грузоперевозчик

Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений.

Необходимый инвентарь : глубокая ложка, изюм.

◈ Предложите малышу поиграть в маленького медвежонка, который очень любит изюм. Покажите, как насыпать изюм в ложку и медленно переносить его. Когда весь изюм будет перемещен, угостите кроху.

◈ Усложняя задание, просите ребенка переносить изюм двумя ложками одновременно, а затем одной большой и одной маленькой.

Попроси, кто я?

Игра развивает навыки образных движений, способствует развитию воображения и образной памяти.

◈ Попросите ребенка побегать как лошадка или как олень, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях. При этом не помешает песенка «Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко...».

Развитие ловкости заключается в совершенствовании чувства движения. Под этим понимают высокую их координацию, быстроту, ритм и темп, умение своевременно (и в нужной мере) напрягать и расслаблять мышцы, выполнять действия в зависимости от конкретной (изменяющейся) обстановки.


Высокий уровень развития ловкости особенно необходим в тех видах спорта, где движения носят ациклический характер, а условия их выполнения не являются стандартными и все время изменяются. Сущность самой игры как вида деятельности во многом основывается на этих признаках. Поэтому большинство подвижных игр так или иначе связано с проявлением ловкости. Однако имеются игры, где приведенные выше компоненты либо" находятся в органическом единстве, либо совершенствуются в отдельных сочетаниях. Это относится к играм, направленным на совершенствование «чувства мышечных усилий», «чувства пространства», «чувства расчета времени» и пр. В процессе таких игр совершенствуются функции и различных анализаторов, от которых зависит правильное, точное и своевременное (а следовательно, и ловкое) выполнение движений.


В детском и юношеском возрасте создаются наиболее благоприятные условия для развития ловкости, к тому же игровой материал воспринимается с особым желанием и интересом.


Помимо игр, приведенных ниже, к играм, развивающим ловкость, можно отнести и многие из тех, что рекомендованы для занятий с гимнастами.


1. «Ловля парами». Выбирается пара «ловцов», которые, взявшись за руки, начинают ловить остальных игроков, бегающих по площадке. Игрок считается пойманным, если ловцы сомкнули вокруг него руки. Когда в плен берутся два игрока, они составляют новую пару. Затем две действующие пары ловят еще по одному игроку, которые составляют третью пару и т. д. Заканчивается игра, когда на площадке остаются 1-2 участника, которые становятся новыми ловцами.


Правилами разрешается «выскальзывать» из-под рук ловцов, если те не успели их сомкнуть. Ловцам запрещается хватать играющих руками и силой втягивать в образуемый ими кружок. Успех ловли обеспечивается согласованностью, ловкостью действий и ориентировкой игроков на площадке.


2. «Вертуны». В игре участвуют две-три группы игроков с одинаковым числом участников (4-6). Они стоят в колоннах, причем головные игроки располагаются ближе к центру площадки. По сигналу преподавателя головные игроки любым способом поворачиваются на 360 градусов. Затем поворачиваются вокруг своей оси вместе первый и второй номера. Во время поворота второй номер держит руками за пояс партнера. Далее поворот выполняют одновременно три игрока и т. д.


Выигрывает команда, которая первой закончит повороты в четверках, пятерках или шестерках. При повторении игры повороты выполняют в другую сторону.


3. Ловкие руки. Игроки должны во время личного или командного соревнования:


а) не слезая со стула собрать 10 различных предметов, положенных в радиусе 1 м от стула;
б) пронести, держа в руке, 3 спичечные коробки, поставленные ребром одна на другую;
в) пролезть с ракеткой в руках, на которой лежит теннисный мяч, в обруч;
г) действуя гимнастической палкой, словно клюшкой (но не ударяя), провести деревянную булаву или городок в «ворота» (между ножек стульев) и вернуться обратно;
д) поднять с пола и пронести от одной линии до другой, не уронив, 6-8 набивных (волейбольных, гандбольных) мячей.


4. Передача мяча на ходу. Игроки двух команд распределяются по парам и встают в 3-4 шагах друг от друга. У каждой впереди стоящей пары по баскетбольному или волейбольному мячу (всего в игре 4 мяча). По сигналу игроки с мячами начинают бег При этом один игрок перебрасывает мяч другому и затем ловит мяч от него. Мячи все время находятся в воздухе, а игроки продвигаются до определенной линии (в 10- 15 м) и возвращаются обратно. Каждый участник передает мяч одному из игроков следующей пары и встает в конец команды. Игра заканчивается, когда все игроки выполнят задание.


Запрещается бегать с мячом в руках. Бросив мяч партнеру, надо тут же на ходу поймать мяч от него. Если мяч упал на землю, оба партнера останавливаются и возобновляют продвижение лишь после того, как мяч будет поднят и введен в игру.


5. «Двумя руками». Соревнуются две-три команды, которые выстраиваются в колонны перед стартовой линией. В руках у каждого впереди стоящего игрока волейбольный или баскетбольный мяч. По сигналу он ведет его ударами о землю поочередно правой и левой рукой Обведя стойку, игрок возвращается обратно и передает мяч следующему игроку.


Вести можно одновременно и два мяча (правой и левой рукой). В этих игровых эстафетах ошибкой считается потеря мяча. При потере игрок поднимает мяч, возвращается с ним в ту точку, где мяч был потерян, и продолжает ведение. Можно включить в игру также обводку по пути стоек или булав.


6. «Защита укрепления». Игроки, стоящие по кругу, быстро перебрасывают друг другу волейбольный мяч и, улучив момент, метают его в треногу из палок, размещенную в центре круга. Защитник этого «укрепления», стараясь уберечь его от прицельного «выстрела», отбивает мяч руками, ногами, головой. Если тренога свалена (но не сдвинута), защитник уступает место меткому стрелку. В конце игры отмечается самый ловкий защитник. Если защитник сам случайно задел и свалил треногу, его сменяет игрок, у которого в это время в руках находится мяч.


Вместо треноги можно поставить несколько булав, кеглей или городков. Защитник сменяется, когда все они повалены на землю. Защитнику предоставляется право в ходе игры снова ставить булавы на место, однако, пока он это делает, могут быть сбиты ударом мяча остальные булавы.


7. «Бег пингвинов». Команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. Игроки, стоящие первыми, зажимают между ногами (выше коленей) волейбольный или набивной мяч. В таком положении они должны достигнуть стоящего в 10-12 шагах флажка и вернуться назад, передав мяч руками второму номеру своей команды.


Если мяч упал на землю, нужно снова зажать его ногами и продолжить игру. Участники, закончившие пробежку, встают в конец колонны. Выигрывает команда, сумевшая быстрее и без ошибок закончить эстафету.


Не меньшей ловкости требует эстафета с продвижением игроков прыжками в упоре присев, обхватив голеностопы руками с внутренней стороны.


8. «По одному и вместе». Построение играющих такое же, как и в предшествующей игре. Расстояние между игроками - 1 шаг. По сигналу последние игроки в колоннах начинают движение вперед, огибая «змейкой» поочередно всех впереди стоящих. Затем они продолжают бег до прочерченного на полу круга (в 10-12 м), где лежит волейбольный мяч и связанная концами скакалка. Игрок берет мяч, бросает его о стену, поворачивается кругом и ловит его после отскока от стены и пола. Мяч кладется на прежнее место, а играющий пролезает сквозь скакалку, продевая ее через туловище сверху вниз. После этого он бежит к своей команде, касается рукой плеча игрока, стоящего сзади, а сам встает впереди колонны (на расстоянии 1 шага). Последний игрок колонны снова бежит по змейке вперед и повторяет то же задание. В ходе игры (когда упражняющийся игрок находится возле скакалки с мячом) все участники делают шаг назад.


В заключение эстафеты все игроки берут друг друга за левую ногу (голеностопный сустав) двумя руками В таком положении колонна прыжками продвигается вперед, огибает лежащие предметы и возвращается на исходное положение (за стартовую линию) Победа присуждается команде, которая быстрее и с наименьшими ошибками выполнит условия игры.